Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 05.11.2022

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, М. Н. Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века / М. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17541/ (дата обращения: 24.04.2024).



В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы по поддержке слепых детей.

Ключевые слова: образование, благотворительность, образование для слепых, социальная поддержка.

The paper considers some issues of the formation of the correctional education system in Russia, in particular, the Simbirsk province. Examples are given that determine the key role of private philanthropists in this direction, and some issues of support for blind children are disclosed.

Keywords: education, charity, education for the blind, social support.

Система образования представляет собой одну из важнейших структур социальной сферы, которая предопределяет социальное и экономическое благополучие народа и государства. Уроки истории позволяют нам проектировать траектории развития системы образования, учитывать риски, ошибки и результаты некогда функционирующей системы. В современном мире система образования решает очень важную задачу, задачу успешной социализации детей и подростков с особыми потребностями. В настоящее время тема инклюзивного образования является приоритетной. В условиях постоянно меняющихся требований, условий, ресурсов именно исторический опыт формирования социальной ответственности и социального лифтинга для детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает иной смысл, определяет важные направления исследований и устанавливает историческую преемственность. Анализ справочной, исторической, педагогической и архивной литературы позволил установить истоки зарождения коррекционной педагогики, выявить успешный опыт организации работы учебных заведений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

XIX в. по интенсивности своих изменений, реформ, стремительности развитии процессов, связанных с формированием сферы народного образования, можно соотнести с процессами протекающими в современной России. XIX в. можно смело охарактеризовать как исторический период на протяжении которого происходили положительные изменения в сфере образования и культуры, сознании человека и общества, происходило зарождение и развитие социальной ответственности общества и государства, выразившееся в стремительном росте активности благотворителей разного уровня.

Изучив различные источники литературы по Симбирскому краю, можно сделать выводы о том, что именно под влиянием благотворительной деятельности в XIX в. из нищей, безграмотной и практически вымирающей области Симбирская губерния преобразилась в культурно-образовательный центр Поволжья с огромным количеством культурных объектов, библиотек, образовательных организаций. Многие учебные заведения открывались на средства симбирских благотворителей и были первыми в России, долгое время определяя эталон для других губерний. К таковым можно отнести появившиеся первые национальные школы, в которых преподавание велось на татарском языке, яковлевскую школу, которая позже стала «кузницей» учительских кадров, школа для глухонемых и слепых детей.

Современная история коррекционного образования Ульяновской области неразрывно связана с опытом и историей Симбирского края XIX в., в частности, принципы, организационные формы и цели создания образовательных организаций для детей слабовидящих и слепых. Исторически важной особенностью является тот факт, что система социальной поддержки начала формироваться в России со второй половины XIX в. Именно данный период многими исследователями отмечается, как период наивысшей социальной активности населения России: на средства благотворителей строились больницы, открывались дома трудолюбия, школы, детские сады, библиотеки и ремесленные училища. Именно в XIX в. система поддержки населения приобрела системный характер, а образование для народа стало бесплатным. В указанный период происходит дифференциация в обучении детей с разными потребностями.

Следует отметить, что в период со второй половины XIX в. вплоть до начала XX в. школ для детей с особыми потребностями в России было очень мало и открывались они в большинстве случаях по инициативе и на средства благотворителей. Так, лишь в 1906 г. в с. Ховрино Карсунского уезда Симбирской губернии открылась первая в России школа для слепых и глухонемых. Данная школа была построена по инициативе члена Попечительского Совета о слепых Императрицы Марии Александровны Червякова А. С. С учётом того, что школа открылась на базе ранее действовавшего ремесленного отделения, акцент был сделан на трудовое воспитание [4]. В школе давались элементарные сведения по общеобразовательным предметам, а также изучали сапожно-башмачное ремесло. В современных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья также создаются условия для трудового образования, внедряются в образовательные программы основы первичной профессиональной подготовки.

О важности и необходимости данного направления на всероссийской гигиенической выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 1913 г., был представлен доклад, в котором был сделан акцент на то, что «содержание почти 250 тысяч слепых обходится очень дорого для государства». Это объясняется тем, что слепые не умеют себя обслуживать и обеспечивать, а, следовательно, требуют наличие человека, который бы им оказывал соответствующую помощь. На данной выставке было отмечено, что данный способ оказания помощи способствует развитию «тунеядства и безделья» для людей, которые числятся поводырями для слепых. Таким образом, назрела острая необходимость не просто оказывать социальную помощь для таких детей, а создавать условия, чтобы у них была возможность «озарится светом просвещения, чтобы государство приобрело полезных работников, если иногда и не всецело себя поддерживающих, то хотя бы отчасти восполняющих ту утрату, которая падает на долу общества при полном призрении слепого», [1, с. 226].

Из извлечений государственного архива Ульяновской области следует, что к 1913 г. в России насчитывалось 35 школ для слепых. К началу 1914 г. число школ и количество слепых учащихся в данных школах увеличилось и выражалось следующими цифрами: Александро-Мариинское училище в С.-Петербурге — 124 учащихся; учебно-вспомогательное заведение для слепых в Москве — 112 человек; Харьковское училище — 88 человек; Воронежское — 72 человека; Пермское — 72 человека; Московское — 62 человека; Киевское — 60 человек; Костромское — 57 человек; Владимирское — 52 человека; Тамбовское — 48 человек; Казанское — 47 человек; Черниговское — 37 человек; Саратовское — 36 человек; Тульское — 35 человек; Минское училище — 33 человека; Варшавский институт глухонемых и слепых — 32 человека; Иркутское училище — 32 человека; Елабужское училище — 31 человек; Самарское — 27 человек; Полтавское — 25 человек; Тверское — 24 человека; Приют малолетних и отсталых слепых девочек в пам. Е. Л. Кудюра в Спб. — 23 человека; Тифлисское училище — 21 человек; Смоленское — 20 человек; Приют малолетних принца Петра Георгиевича Ольденбургскаго для слепых в Москве — 20 человек; Рижский институт — 17 человек; Екатеринославский приют для малолетних слепых — 15 человек; Каменец Подольское училище — 14 человек; Мариинский институт слепых девиц в Сибири — 13 человек; Убежище для бесприютных и слепых детей в Симбирске — 12 человек; Нижегородсткое училище — 10 человек; Ревельское — 8 человек; Императрский институт слепых в Спб. — 8 человек, Ховринская школа — 4 человека и Царевосанчупская школа — 4 человека. Всего 1296 слепых учащихся в возрасте от 4 до 24 лет [1, с. 227].

Несмотря на то, что в 1908 г. в России начальное образование стало бесплатным и обязательным, специальное образование для детей с особыми потребностями не были включены в сектор государственного финансирования. Именно поэтому, практически до 1917 г. все специальные школы содержались на средства ведомства Императрицы Марии, благотворительных обществ и частные средства благотворителей. Так, из отчёта о деятельности общества за 1912 и 1913 о трудовом убежище для бесприютных детей и слепых в гор. Симбирске следует, что школы для слепых и их учащиеся находились в ведении следующих ведомств и содержались из их средств: Ведомства Православные — 3,7 %; Ведомства учреждений Императрицы Марии — 1,54 %; Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых — 78,73 %; Министерства народного просвещения — 2,77 %; Министерства внутренних дел — 9,95 %; Императорского общества Человеколюбия — 1,62 %; Городских управлений — 0,77 %; Частных лиц — 0,92 %. Указанные статистические данные доказывают, что школы для слепых детей содержались на средства благотворителей и находились под их покровительством. Ситуация изменилась после 1918 года, когда благотворительность была признана «чуждым» для народа явлением.

Однако сегодня, в условиях стремительного изменения на политической, экономической, социальной аренах ситуация и отношение общества к поддержке и развитию специальных школ для детей с особыми потребностями, меняется. И данная позиция может быть определена, как важная эволюционная ступень общества и государства в развитии народного образования.

Следует отметить, что в Ульяновской области на ряду с инклюзивными формами образования, которые интегрированы в среду классической общеобразовательной школы, действуют школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, профилирующиеся по типам нозологий (в 2021 году в 13 коррекционных учреждениях обучались 1965 человек). Из официальной справки Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области следует, что потребность в школах, практикующихся на работе с детьми с особыми потребностями возрастает, ежегодно увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях: по сравнению с 2018 годом в 2021 году количество детей с ОВЗ и инвалидностью увеличилось на 14,4 % (в 2021 году- 6397 человек, в 2018 году 5474 человека) [3, с.68].

Потребность определяет значимость исследуемого вопроса. Важно адаптировать нормативную и организационную базу для обучения детей и развития их индивидуальных склонностей не зависимости от их возможностей здоровья. Это, по мнению многих авторов, является отражением ценностного подхода в реализации инклюзивного образования. Поэтому проблема формирования социальной успешности обучающихся (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья в современном общемировом сообществе имеет непреходящее значение, решению которой немало может способствовать система непрерывного инклюзивного (интегрированного) образования, получающая все большее и большее распространение [2 с. 111].

Литература:

  1. Государственный архив Ульяновской области. Дело 630 опись 1 ед.хр.1 Попечительское общество о трудовом убежище для бесприютных детей и слепых в гор. Симбирске. Отчёты о деятельности общества за 1912 и 1913 г., протокол заседания правления, прошения и переписка о помещении слепых и бедных в приют.
  2. Ишембитова З. Б., Формирование социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования (сайт). https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-uspeshnosti-u-obuchayuschihsya-s-ovz-v-sisteme-nepreryvnogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 03.11.2022).
  3. Официальная справка 2021 год (сайт). https://mo73.ru/ministry/otchyety-1/ofitsialnaya-spravka-za-2021-god/. (дата обращения 03.11.2022).
  4. Хаутиев Шарпудин: «Здание первой в России школы для слепых и глухонемых, построенной по инициативе А. И. Червяковского». Режим доступа: https://ulpressa.ru/2015/08/22/sharpudin-hautiev-zdanie-pervoy-v-rossii-shkolyi-dlya-slepyih-i-gluhonemyih-postroennoy-po-initsiative-a-i-chervyakovskogo/. (дата обращения 03.11.2022).

Ключевые слова

образование, социальная поддержка, благотворительность, образование для слепых