Авторские программы дошкольного образования: новые возможности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Червенко, Е. В. Авторские программы дошкольного образования: новые возможности / Е. В. Червенко, И. В. Ноздринова, С. Н. Объедков, В. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17530/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы рассматривают авторские парциальные программы дошкольного образования, изучается новые возможности данных программ в практике применения педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: дошкольное образование, авторские парциальные программы, познавательное развитие, физическое развитие, социокультурные традиции.

Современная система развития образования, социальный запрос родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста диктует необходимость внедрения дополнительных парциальных образовательных программ, на ровне с основными образовательными программами дошкольных образовательных учреждений, которые будут способствовать всестороннему развитию личности дошкольников. На сегодняшний день в образовательном пространстве дошкольного образования представлен большой список авторских программ различной образовательной и развивающей направленности. Если обратиться к изучению комплекса авторских парциальных образовательных программ Белгородской области, то можно говорить о таких программах как: «Здравствуй, мир Белогорья», авторы Л. В. Серых, Г. А. Репринцева (образовательная область «Познавательное развитие»), «Азбука бережливости», авторы Ю. А. Богомолова, Е. П. Сбитнева, Л. В. Серых (образовательная область «Познавательное развитие»), «Выходи играть во двор», автор Л. Н. Волошина (образовательная область «Физическое развитие»).

Исходя из целей, стоящих в Национальном проекте «Образование», а также в региональных проектах Белградской области «Успех каждого ребенка», «Доброжелательный детский сад» была разработана и внедрена в практику дошкольных образовательных организаций Белгородской области парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!». Данная программа направленна на реализацию проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»). Программа «Здравствуй, мир Белогорья!» представляет собой новые возможности по ознакомлению дошкольников с социокультурными традициями народов Белгородской области, формирование целостного представления о культурных традициях народов России и Белгородского края; формирование у дошкольников представлений о себе, других людях, соотечественников, природных богатствах Белгородчины, об особенностях профессий края, об историческом прошлом и будущем Белгородской области в игровой, проектной и исследовательской деятельности. Программа предполагает ознакомление дошкольников с историй Белгородского края по направлениям: «Моя семья-мои корни», «Я-белгородец», «Природа Белогорья», «Герои Белогорья». А также стоит отметить, что вышеуказанная программа полностью отвечает интересам дошкольников Белгородчины. Исходя из опта работы в ДОУ, можно отметить, что наши воспитанники активно интересуются историей своего края, в программе находит свое отражение весь необходимый комплекс методических рекомендаций по ознакомлению дошкольников с культурой, историей и традициями Родного края. Необходимо отметить, что в условиях сложившейся политической ситуации педагогам дошкольного образования данная программа служит незаменимым подспорьем для воспитания патриотичного поколения.

Еще одной значимой парциальной образовательной программой Белгородской области является программа «Азбука бережливости» (Ю. А. Богомолова, Е. П. Сбитнева, Л. В. Серых). Данная программа разработана для осуществления педагогической практики в работе с детьми дошкольного возраста 6–7 лет, направлена на реализацию образовательной области «Познавательное развитие». Программа «Азбука бережливости» представляет собой одно из инновационных средств по реализации регионального проекта Белгородской области «Бережливый детский сад». Данная программа преследует цель развитие 4К-компетенции дошкольников, это: коммуникативность, креативность, командная работа и критическое мышление, а также направлена на развитие у дошкольников 6–7 лет предпосылок к «бережливому мышлению». Основной идеей программы является развитие познавательной активности и любознательности старших дошкольников через поэтапное ознакомление с пятью основными инструментами бережливых технологий («5 Почему», «5 С», «Визуализация», «Стандартизация», «Картирование»). В рамках заданной программы рекомендуется использовать такие современные педагогические методы и технологии как: ТРИЗ-технологии, игровые технологии, метод проектной деятельности, дедуктивный метод, STЕAM- технологии. В условиях скоротечности информационных потоков, истончению природных запасов, данная программа приобретает особую актуальность. Через реализацию данной программы у дошкольника формируется навык бережливости во всех сферах жизнедеятельности в условиях микро и макросоциума. В практики работы с дошкольниками данная программа применяется во всех сферах образовательного, развивающего пространства, а также в ходе режимных моментов. Так, например, в результате систематического использования парциальной образовательной программы «Азбука бережливости» в практики дошкольных образовательных организаций у дошкольников сформировался навык поэтапного выстраивания своих действий в любых ситуациях, например, наши воспитанники научились следовать определенному алгоритму действий при подготовке к занятию, при сборе на прогулку и т. д. В условиях проблемной ситуации, дошкольнику предлагается самостоятельный выбор решения проблемы, затем идет совместное обсуждение возникшей проблемной ситуации и пути ее решения с наименьшими временными и иными затратами. Т. е., применение вышеуказанной парциальной образовательной программы способствует развитию критического мышления.

Еще одной из ведущих образовательных парциальных программ Белгородской области, направленной на физическое развитие дошкольников является парциальная образовательная программа «Выходи играть во двор». Данная программа также, как и программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направленна на реализацию проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»). Программа была инициирована тем, что современные дети все меньше времени уделяют подвижным играм во дворах со сверстниками, данный вид деятельности постепенно стал замещаться компьютерными играми, играми в смартфонах. Программа предлагает новые возможности педагогам-воспитателям через использование в работы с дошкольниками комплекс русско-народных подвижных и малоподвижных игр, а также игр присущих народу Белгородского края. Т. е. через игровую деятельность дошкольники знакомятся с историей русского народа, с играми Родного края. Также в программе четко прописывается весь комплекс физкультурных занятий с дошкольниками, описывается необходимая материально-техническая база. На этапе освоения данной программы подразумевается, что дети подготовительной к школе группы обладают навыками и знают правила русских-народных подвижных и малоподвижных игр, проявляют инициативность в игровой деятельности, знакомы с историей Родного края. Сформированы такие качества личности дошкольника как: выносливость, ловкость, смелость, умение договариваться, развит устойчивый интерес к физической культуре. Для более эффективной реализации программы рекомендуется использовать такие современные методы и технологии как: стрейсинг, дыхательные гимнастики, метод проектной деятельности, игровые технологии. В педагогические практики ДОУ было выявлено, что внедрением парциальной образовательной программы «Выходи играть во двор», дети стали более активно включаться в подвижные игры, проявляют самостоятельность по привлечению других ребят в игровую ситуацию.

Все вышеуказанные программы представляют собой новые возможности педагогам-воспитателям для реализации педагогической практики с дошкольниками, направленной на развитие познавательного интереса, социально-коммуникативного и физического развития через использования современных педагогических методов и приемов.

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 231с.
  2. Кларина, Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников / Л. М. Кларина // Готовимся к аттестации. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С. 9–20.
  3. http://detsad123.moy.su/_tbkp/parcialnaja_programma_fr.pdf
  4. http://www.dou78.bel31.ru/file/151220.pdf

Ключевые слова

физическое развитие, дошкольное образование, познавательное развитие, авторские парциальные программы, социокультурные традиции