Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маковеева, С. В. Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста / С. В. Маковеева, А. А. Четверикова, А. С. Суржикова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17338/ (дата обращения: 23.04.2024).



В современных условиях дошкольники проводят большую часть времени за технологическими гаджетами, долгое пребывание перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп. Это приводит к серьезным осложнениям и негативно влияет на здоровье дошкольников. Дети испытывают дефицит движения, проводя большую часть времени в статичном положении. Что вызывает утомление определенных групп мышц, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений.

Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть, активно провести время совместно с детьми. В ряде исследований (Л. Н. Волошиной, Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н.) приведены факты снижения двигательной активности детей [1].

А так как дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируется интерес к физической культуре и спорту, происходит становление двигательных способностей. Данный возрастной период особенно важный в становлении двигательных функций ребенка, а именно его физических качеств [2].

В связи с этим в нашем детском саду был разработан проект «Здоровым быть — здорово», цель формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста, при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, дети и родители).

На первом этапе проходила подготовка материалов к реализации проекта, знакомство педагогов с методами и формами физического воспитания дошкольников, совместная разработка мероприятий с родителями, способствующих формированию потребности в физической активности детей дошкольного возраста, создание предметно-развивающей среды.

Второй этап предполагает согласованность действий по подготовке, содержание деятельности, введению в практику и осуществлению педагогических мероприятий проекта. Осуществлялось проведение и организация мероприятий с детьми дошкольного возраста направленные на формирование потребности в занятиях физической культурой. На данном этапе разработан перспективный план деятельности с дошкольниками по проекту «Здоровым быть — здорово».

Планирование мероприятий было разбито по модулям:

1 модуль «Я!»Цель данного модуля заключается в расширении представлений дошкольников о себе, своем имени, фамилии, возрасте, образе жизни, реакции организма на некоторые продукты питания; познакомить детей с работой человеческого организма (для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны глаза, как мы дышим и т. д.).

На данном этапе проводили с детьми беседы о здоровом образе жизни «Наше сердце — с кулачок», «Витамины на грядке и в саду» и др.; блиц-опросы о влияние физической культуры на организм человека, решение проблемных ситуаций «Беседа о здоровье и чистоте». Знакомство с художественной литературой [3].

2 модуль «В здоровом теле здоровый дух», направлен на освоение участниками проекта основных принципов укрепления и сохранения психоэмоционального здоровья, а также формирование у детей осознанно-правильного отношения к занятиям физической культурой, понимание ее ценности в человеческой жизни. В данном модуле, организовали деятельность направленную на развитие психоэмоционального здоровья дошкольников, включая в деятельность по физическому воспитанию психогимнастические игры и упражнения. Психогимнастика позволяет преодолевать чрезмерное утомление, вспыльчивость, замкнутость и делать профилактическую разрядку.

В своей деятельности применяли разнообразные виды психогимнастических игр: координационно-подвижные игры; игры на развитие чувства эмпатии; игры, на развитие психических процессов; игры-активаторы; игры-энергизаторы развивают взаимопонимание в коллективе, повышению групповой сплоченности. Например, психогимнастическаяигра «Клубочек радости » , ее цель сформировать у детей положительный настрой на деятельность, способствовать развитию чувства единства. Или игра-приветствие «Здравствуй, радость!» с целью привлечения внимания и интереса детей к совместной деятельности, вызвать у них настрой на активную работу и контакт друг с другом. Так же включаются элементы психогимнастики и в организованную образовательную деятельность по физическому развитию детей.

Игровое психогимнастическое содержание упражнений не случайно, оно выбирается в соответствии с сюжетом физкультурного занятия, выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. В таких психогимнастических упражнениях важно соблюдать периодичность и сравнивать противоположные по характеру движения, которые сопровождаются чередованием мышечного напряжения и расслабления; резких и плавных движений, частых или медленных и т. д. [4]

3 модуль «Физкульт-ура!», направлен на формирование у дошкольников потребности в занятиях физической культурой и эмоционально-положительного отношения ко всем видам двигательной активности. Здесь были организованы различные спортивные мероприятия. Например, игровая площадка «Игры нашего двора», во вторую половину дня на прогулке организуются дворовые игры с дошкольниками (игры пап и мам , дедушек и бабушек) «Казаки-разбойники», «Колечко-колечко», «Горячая картошка», «Цепи, цепи» и др. Были организованы дидактические и подвижные игры, игры-эстафеты, с целью формирования интереса к физической культуре у детей [5].

Также использовали мотивирующие средства здоровьесозидающей деятельности в работе с детьми — игровой стретчинг или фитнес сказка. Упражнения игрового стретчинга включали в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физминутки физкультурные досуги, праздники. Все упражнения игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевых игр — это заинтересовывает и увлекает дошкольников при занятии физическими упражнениями. Фитнес сказки состоит из ряда несложных упражнений, которые могут выполнить дети любого возраста, объединены одним сюжетом. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию.

И третий этап проекта — результативный, включает результат, который выражается в проявлении потребности в физической активности детей дошкольного возраста: повышение объема представлений о влиянии физической культуры на здоровье, устойчивая потребность к занятиям не только физической культурой, но и одним из видов спорта, проявляют устойчивый интерес к самостоятельной двигательной деятельности, увеличение времени ее протекания.

Таким образом, в процессе организации и осуществления деятельности по проекту «Здоровым быть — здорово» были реализованы такие педагогические условия как: создание предметно-игровой развивающей среды, которая стимулирует детей к проявлению собственной двигательной активности; включение мотивирующих средств здоровьесозидающей деятельности (ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, фитнес-сказка, психогимнастические игры и упражнения и т. д.); активно взаимодействовать с родителями в организации физкультурно-оздоровительной деятельности и формировании потребности в физической активности дошкольников в семейном воспитании.

Литература:

  1. Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет /Л. Н. Волошина //Физическая культура. — 2003. — № 4. — С. 39–43.
  2. Кадуцкая Л. А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Кадуцкая, Л. Н. Волошина, В.Л. Кондаков и др. // Теория и практика физ. культуры. — 2020. — № 1. — С. 20–21.
  3. Лямцева, И. В. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема /И. В. Лямцева, Н. П. Белинова. //Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 61–66.
  4. Назаренко, И. Н. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5–7-летнего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Назаренко — Тула, 2009. — 20с.
  5. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. /С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 2005. — 64 с.