Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Э. А. Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Э. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17325/ (дата обращения: 24.04.2024).



В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: коррекция, развитие, литературный диалог, дошкольник.

Театрализованная деятельность всегда широко применялась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и коррекционным.

Так как целью логопедической работы является овладение детьми правильной, грамотной, выразительной речью, то, без использования речевых игр и упражнений, направленных на развитие дыхания, голоса, свободы речевого аппарата не обойтись.

Именно приёмы театрализации формируют умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает, активизирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования, связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы.

Основной речевой формой при драматизации является диалог. Следует подчеркнуть роль диалогической речи в онтогенезе всего речевого развития ребёнка. Готовность ребёнка к диалогу возникает уже в первые месяцы рождения, когда появляются первые активные компоненты общения со взрослым: улыбка, двигательная возбудимость, вокализация. В данном возрасте содержание общения сводится к сообщению ребёнка взрослому об испытываемых им дискомфортных состояниях или об удовлетворении, которые были вызваны действиями взрослого. Постепенно потребность ребёнка в диалоге растёт, он видоизменяется, усложняется, приобретая новые формы, появляются новые субъекты коммуникации. Диалог из непосредственно — эмоционального общения переходит к вербальному. В ходе совершенствования диалогической речи ребёнок овладевает разными типами синтаксических конструкций, совершенствует просодическую сторону речи: учится пользоваться жестами, мимикой, интонацией, силой, высотой и тембром голоса. В целом, диалогическая форма речи предшествует монологической и подготавливает её появление, имея ярко выраженную социальную направленность, оттенок непринуждённости, спонтанности, а также мотивированность (потребность в общении), она наиболее доступна в овладении детьми.

Характеризуя диалогическую речь детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием, следует отметить следующие её особенности:

– многие дети достаточно трудно вступают в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;

– в основном, высказывания детей не логичны, имеет место застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;

– общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;

– многие дети предпочитают не вступать в диалог, а «оставаться в тени»;

– содержание предложений детей, как правило, мало информативно;

– отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;

– самостоятельная речь детей характеризуется как сбивчивая, невнятная, маловыразительная, косноязычная.

Всё это ведёт к необходимости формирования у детей с речевым недоразвитием диалогической речи.

И самой яркой, непринуждённой формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, является театрализованная деятельность, позволяющая решать следующие задачи:

– развить собственно речевые умения, а именно: умение вступать в общение (ребёнок должен уметь и знать, когда и как начать диалог); слушать и слышать участников диалога; говорить выразительно, в нормальном темпе, передавать интонацию диалога; контролировать свою речь и речь окружающих; пользоваться полученными речевыми навыками, в том числе, и нормированным звукопроизношением; пользоваться разными типами предложений.

– сформировать умения речевого этикета, которые подразумевают правильное выражение и использование таких чувств и эмоций, как: обращение, приветствие, просьба, извинение, жалоба, неодобрение, благодарность, прощание и др.;

– сформировать умение общаться в паре, в группе из нескольких человек, в коллективе;

– развить невербальные средства общения, предполагающие уместное использование мимики, жестов, пантомимики для проявления своих чувств и эмоций.

Анализируя опыт работы в рамках организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки речевого развития, следует отметить её результативность и влияние на развитие устной речи дошкольников в целом, так как:

– развитие устной речи происходит в естественной для детей форме — в игре;

– на практике дети овладевают построением и использованием различных синтаксических конструкций, всех имеющихся типов предложений по интонации и по цели высказывания;

– у детей активизируется контролирующая функция речи;

– улучшается запоминание вербального материала;

– дети пользуются выразительными средствами языка, усваивают способы невербального общения (мимика, жесты), их разговорная речь становится ярче, богаче, образнее;

– формируются устойчивые навыки чёткой дикции и правильной артикуляции;

– дети активно используют полученные коммуникативные умения во всех ситуациях своего общения, чувствуют себя уверенными и раскрепощёнными.

Таким образом, использование приёмов театрализованной деятельности в коррекционно-образовательном процессе способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей, оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда элементов театрализации.

На практике, мною активно применяются различные элементы театрализованной деятельности: «пальчиковый» театр, настольный театр, куклы-«бибабо», и т. д.

Подробнее, хочется остановиться на технологии применения литературных стихотворных диалогов в коррекционно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Стихотворный текст, по своей сути, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового и дыхательного аппарата, темпо-ритмической организации речи. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные тренировочные упражнения. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнок быстрее раскрепощается, легче вступает в общение, свободнее взаимодействует с партнёром. Тем более, что из стихотворения можно создать целый мини — спектакль. Кроме того, заучивание стихов развивает речевой слух, внимание, память.

Разучивание стихотворных диалогов, позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной, а также, являясь литературным произведением, служит образцом для грамматически правильного оформления самостоятельного речевого высказывания в соответствии с нормами и правилами языка.

Данная технология позволяет значительно быстрее автоматизировать поставленные звуки, ввести их в самостоятельную речь ребёнка, так как сама форма диалога наиболее приближена к естественным условиям общения. Включая элемент драматизации в подгрупповое занятие при прохождении той или иной лексической темы, помимо оживления, мы упражняем детей в практическом усвоении лексико-грамматических конструкций.

Примерами литературных произведений, используемых в логопедической работе, могут служить стихи таких авторов, как М. Дружининой, Г. Виеру, В. Данько и др.

Лето

«— Что ты мне подаришь, лето?

— Много солнечного света!

В небе pадyгy — дyгy!

И ромашки на лyгy!

— Что ещё подаришь мне?

— Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клёны и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кyкyшкy,

Чтобы, выйдя на опyшкy,

Ты погpомче кpикнyл ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ

Нагадала много лет!» (Марина Дружинина)

Муравей

«— Муравей, постой, постой.

Почему спешишь домой?

— Что ж не видишь, стрекоза,

Надвигается гроза.

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной». (Георгий Виеру)

Дождик

«В синем небе бродят тучи,

Гаснет солнца желтый лучик.

Красный помидор сердит:

— Что же солнце не горит?

Рад зеленый огурец:

— Ух, напьюсь я, наконец.

Ты прозрачною водой,

Дождик, щечки мне умой». (Владимир Данько)

При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает личностные ассоциации, с которыми ребёнок обязательно должен поделиться. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте, разобрать их содержание. С этой целью поводится беседа, которая даёт возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие впечатления и наблюдения.

Разобрав содержание текста, проанализировав его в пределах доступного детям, следует повторно прочитать произведение. После чего, распределяются роли, прорабатывается речевая просодия (жесты, мимика, интонация) и диалог разыгрывается. Обращается внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.

Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.

В заключении хочется сказать, что даже самая маленькая роль для ребёнка с речевыми проблемами — это уже шаг к преодолению имеющихся трудностей, возможность проявить себя, обрести уверенность и добиться успеха.

Литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — Москва: «Сфера», 2003
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — Москва: «Просвещение», 1991
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Москва: «Аркти», 2002
  4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — Москва: «Вако», 2007
  5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. — Москва: Издательство «Мозаика-синтез», 2010

Ключевые слова

развитие, коррекция, дошкольник, литературный диалог