Семья как фактор социализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 21.06.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Шишаева, В. А. Семья как фактор социализации / В. А. Шишаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17319/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания родителей как в положительную, так и в негативную сторону.

Ключевые слова: семья, социализация, индивид, социальный институт, развитие, личность.

Когда речь идет о влиянии семьи на общее развитие отдельных личностей, прежде всего детей, внимание сосредотачивается на процессе социализации. Этот процесс есть не что иное, как усвоение индивидом социальных норм, умений, ценностей, традиций, которые существуют в обществе, позволяющие ему успешно функционировать среди людей [1]. Развитие ребенка начинается с раннего детства, этот процесс является неотъемлемой частью любого человека и называется первичной социализацией.

С доисторических времен семьи служили основным институтом, ответственным за воспитание детей, обеспечение их едой и кровом, а также удовлетворение потребности людей в любви и поддержке. Данный институт выполняет множество необходимых функций, как для отдельных членов семьи, так и для общества в целом. Практически во всех культурах семья служит основным институтом для рождения детей, забота о них в ранние годы и подготовка их к эффективному функционированию в обществе. Кроме того, они удовлетворяют важные психологические потребности, такие как потребность в любви, поддержке и дружеском общении. Обязанности семьи со временем менялись. В прошлом данный институт не только заботился о детях, но и сам выращивал себе еду, шил одежду и предоставлял услуги, которые современные семьи обычно не предоставляют. Родители обучали своих детей чтению, письму и ремесленным навыкам. С 1800-х годов многие из этих традиционных обязанностей перешли к таким учреждениям, как школы, больницы, страховые компании и дома престарелых. Роли в семье также изменились. Традиционно предполагалось, что отец должен был заниматься какой-либо профессией, чтобы содержать свою жену и детей. Мать, в свою очередь, вела домашнее хозяйство и заботилась о детях. Однако сегодня оба родителя обычно работают вне дома, а отцы часто выполняют домашние обязанности, которые раньше возлагались на женщин.

Дом является центром семейной деятельности. Эти виды деятельности включают воспитание детей, прием пищи, игры, просмотр телевизора, ведение домашнего хозяйства и развлечения друзей. Дома дети учатся основным социальным навыкам, таким как умение разговаривать и ладить с другими. Семейная жизнь семьи зависит от того, какие члены живут в доме, и от ролей, которые играет каждый член. На семейную жизнь также могут влиять родственники, которые живут вне дома семьи. Традиции, законы и социальные условия помогают определить, кто живет в доме и какое место занимает каждый член семьи.

Семья — это основная социальная среда, в которой живет и развивается личность. Именно эта малая группа, члены которой связаны между собой взаимной помощью, обязанностями, общим бытом формирует фундаментальные установки, ценности, духовно-нравственную сферу индивида. Семья является одной из первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми. Поэтому не стоит удивляться почему интерес к данному институту на протяжении последних лет не угасает.

Американский социолог М. Элмер отмечал, что «семья — это социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство. Семья как социальный институт построена и видоизменяется народными обычаями и нравами» [2].

Члены семьи активно учувствуют в воспитании детей, они стараются сделать все, чтобы их ребенок стал полноправным членом своей социальной среды. С самого рождения дети постепенно начинают наблюдать за своими родителями, братьями или сестрами, обращая внимание на их поступки, манеры общения, отношения к окружающим людям, а также поведение в различных ситуациях. Для маленького ребенка его семья — это модель общества. Он расширяет свой опыт общения с людьми, учиться выстраивать взаимоотношения с ними. Весь полученный опыт от родителей найдет свое отражение в его взрослой жизни. Но иногда негативные ситуации семейной жизни, а именно частые конфликты между родителями, драки, насилие либо телесные повреждения, могут вызвать психологические проблемы у ребенка, из-за чего в дальнейшем у него появятся сложности в общении с окружающими его людьми. Недостаточное внимание, забота со стороны родителей, постоянное удовлетворение любых потребностей ребенка — все эти факторы также отрицательно влияют на развитие личности. Неполная семья это определяется как семья с одним или более детьми, не достигшими 18-летнего возраста, которые воспитываются одним родителем, который может быть вдовой или разведены и не вступали в повторный брак позже или никогда не были женаты. Наиболее распространенный тип неполной семьи состоит из естественной матери и ее дети. Подсчитано, что в настоящее время в России количество таких семей выросло до 30 %, всего их 6,2 млн. По сравнению с детьми из полных семей, они, как правило, получают более низкие оценки, чаще страдают от прогулов и имеют больше проблем, связанных со сверстниками и учителями. Дети, воспитываемые одним родителем, также чаще, чем их сверстники, проявляют такие проблемы, как повышенная агрессия и беспокойство, а также испытывают трудности в общении со своими родителями.

Но в тоже время стоит отметить, что и чрезмерный родительский контроль, и забота, также негативно сказываются на развитии личности, ведь это не позволяет ребёнку научиться самостоятельно решать свои проблемы. Хорошо всем известно, что только хорошая, теплая обстановка в семье могут обеспечить индивиду адекватные условия для его развития. Именно поэтому важно, чтобы родители строили процесс семейного воспитания грамотно и целенаправленно.

Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт, единство с родными, с окружающей средой. Таким образом, семья являлась и является той социальной средой, где на нравственное развитие ребенка оказывается влиянию с самого его рождения, т. е. семья осуществляет начальный этап социализации.

Литература:

  1. Компирович Татьяна Влияние семьи на развитие социальной компетентности у детей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1.
  2. Горева О. М., Осипова Л. Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.
  3. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Хрестоматия: Семейная психотерапия. — Спб.: Питер, 2000. — 410 с.
  4. Цинченко Галина Михайловна Семейная социализация и воспитание // Управленческое консультирование. 2014. № 5 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-i-vospitanie (дата обращения: 17.06.2022).