Физическая культура и спорт в системе высшего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 16.04.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Ю. Я. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / Ю. Я. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/17082/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет важное значение для всего населения нашей страны, и молодого поколения, в частности. Предлагаются мероприятия по формированию обычая использования навыков по физической культуре и спорта с целью повышения качества жизни студентов, будущих специалистов и здоровых граждан нашей страны.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, система образования, учебно-воспитательный процесс.

Актуальность данной темы относится к вечным и неизменным проблемам, накопленным в процессе общественно-исторической практики здоровья нации. Развитие физической культуры в системе высшего образования социально направлено на всестороннее физическое развитие студентов. Осознанный выбор здорового образа жизни посредством развития культуры физической деятельности и использования спорта. Сами эти понятия относятся к жизненно необходимым потребностям человека и являются конгломератом духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития молодого поколения.

Современный период социальных нестабильностей, стрессовых ситуаций, особенно на фоне техногенных, политических, экономических и инфекционных опасностей, предъявляет особые требования к молодому гражданину, студенту по сохранению своего здоровья.

Приоритетное значение физической культуры актуализируется как регулятора жизненных циклов и средств оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов, в учебное время для получения качественных знаний и умений по будущим профессиям.

«Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [1].

Предметная значимость изучаемого феномена, которая способствует не только развитию физических качеств, но и поддерживает жизненные функции организма, должна занимать ведущее место в системе приоритетов образования студентов. Осознанный подход и понимание участия в занятиях физической культуры студентов должно быть организовано поощрениями для обещающихся, занимающих призовые места в спортивных мероприятиях.

Пропаганда необходимости физкультурных занятий студентов должна быть организована с применением информационных технологий, креативным подходом, с привлечением среди молодежи социально значимых людей: блогеров, актеров, тик-токеров, музыкантов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — «Образовательные организации, с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности» [1].

Целесообразность занятий физической культурой оправдана стремительным увеличением рисков техногенного, экологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Основными целеполагающими средствами физического воспитания студентов вузов является: комплекс организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных обеспечить оздоровление студентов средствами физической культуры и спорта. Содействовать в подготовке всесторонне развитых специалистов высокопроизводительного труда по избранной профессии и защите нашей страны.

Мероприятия по формированию актуальных аспектов образования в сфере физической культуры:

  1. Формирование базового физкультурного образования, основываясь на совершенствовании природных денных и развитии новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности уровне. Такими двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности — сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.
  2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на «формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность» [3, с. 28]. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.
  3. Целеполагание образования исследуемого феномена направлено на выявление биологических резервов и адаптационных возможностей человека на сопредельных и предельных уровнях двигательной деятельности. Сложный момент в программном решении «сверхзадач», в двигательной деятельности предельных физических качеств и двигательных навыков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что, образование в сфере физической культуры предполагает создание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятельности студентов, для гармоничного физического развития, укрепления здоровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях его жизни, труда, быта. Реализующим средством образования является вся физическая активность. «Физическая культура и спорт относятся к духовным и материальным ценностям и является частью культурных достижении, используемых обществом» [4, с. 184], в целях успешной социализации подрастающего поколения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.02.2022).
  2. Бацунов, С. Н. Современная парадигма развития физической культуры и спорта в вузе / С. Н. Бацунов, Е. Г. Цапов. Н. А. Усцелемова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7–1 (73). — 180–183 с.
  3. Вестник Научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс] / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Амурский гуманитарно-пед. гос. ун-т». — Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2017. № 2–28 с.
  4. Дианов, Д. В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д. В. Дианов, Е. А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2018. — 184 с.
  5. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Э. Б. Кайнова. — М.: Форум; НИЦ Инфра-М, 2014. — 208 с.