Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Васильев, А. П. Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения / А. П. Васильев, С. Е. Верютин, Л. В. Томенко, В. И. Ансимов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/ (дата обращения: 27.06.2022).



В этой статье рассказывается о том, что поддержка педагогической инициативы поможет мастерам производственного обучения повысить их педагогическую компетентность.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, поскольку всегда для общественного прогресса требовались инициативные начинания людей. А в современном мире педагогам особенно необходима педагогическая инициатива.

Ключевые слова : мастер производственного обучения, педагогическая инициатива, творческий потенциал, компетентность, инициативность.

Итак, что же такое «инициатива», и какова её роль в современной педагогике? Именно на этот вопрос мы постараемся найти ответ. В советской энциклопедии слово «инициатива» трактовалось как активность, умение сделать первый шаг, приступить к началу какого-либо дела, т. е. как способность к самостоятельным активным действиям. Но все мы помним такое выражение из прошлого, как «инициатива наказуема». Потому что не всегда человек мог себе позволить проявить активность без «разрешения партии».

Однако в данный момент мы живем в мире рыночных отношений. Сейчас работающий персонал должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, компетентность, а также инициативность. Люди, обладающие такими качествами, сейчас очень востребованы, так как способствуют продвижению прогресса в нашей стране. Сейчас разрабатывается множество проектов на государственном уровне, в которых принимают участие активные, инициативные люди.

Так вот мастеру производственного обучения в современных реалиях также крайне необходима инициатива. Потому что именно педагог по своему назначению должен открывать мир новому, молодому поколению. И, конечно, в любой педагогической деятельности нельзя обойтись без инициативы.

Инициативность педагога заключается в способности переносить свои творческие идеи в процесс рабочей деятельности, принимая активное участие в ней. Инициативным принято считать такого мастера, который стремится к оригинальным самостоятельным действиям, к новым формам деятельности, обладает находчивостью, а также имеет склонность к преобразовательской деятельности. Известно также, что профессиональная инициатива отражает, во-первых, личность мастера производственного обучения, во-вторых, реализацию его профессиональных потребностей, в-третьих, результат его педагогической активности. В образовательных учреждениях многое зависит от персонала.

Взять, к примеру, мастера среднего профессионального образования. В первую очередь это люди, знающие свою производственную специальность. Также они являются носителями своих знаний, так как передают свои умения и навыки подрастающему поколению. Конечно же, чтобы воспитать профессиональных, квалифицированных специалистов, научить их проявлять инициативу, мастеру необходимо самому быть творческим и активным.

Итак, что же такое педагогическая инициатива мастера производственного обучения? Прежде всего, это умение воспринимать новые идеи, способность решать производственные задачи, искать пути совершенствования себя и учеников, а также стремление перейти на более высокий профессиональный уровень. Очень часто высокая ответственность за производственную работу и чрезмерная загруженность могут стоять на пути проявления инициативы.

Тем не менее, диапазон профессионализма мастера производственного обучения расширяют как раз активные, инициативные действия. Современное общество требует от педагогов изменений в подходе к своей деятельности, так как в производство внедряются технологии, требующие решений новых задач. Поэтому в процессе производственного обучения инициатива мастера проявляется в применении новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных. В своей работе мастер должен принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, уметь применять собственные находки в формировании и развитии коллектива.

Итак, чтобы в большей степени расширять горизонты своей деятельности, видеть сферы приложения своих способностей, мастеру производственного обучения необходимо больше проявлять творческую инициативу. Потому что главной качественной характеристикой профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения является степень проявления им творческой инициативы.

Конечно, конечный результат труда современного мастера производственного обучения заключается в степени подготовленности его учеников к будущей профессии. Педагог всегда для своих учеников является примером для подражания. Конечный результат будет зависеть от того, сколько труда он затратит и своих усилий, насколько вложит душу и проявит педагогический такт, в процесс обучения. Так как мастер является именно тем человеком, который понимает всю ответственность перед обществом, поэтому старается достичь в своей профессиональной деятельности наивысших результатов. Современный мастер производственного обучения оптимально исследует профессиональные средства, применяет в своей работе индивидуальный подход к каждому ученику для того, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Басаргина, Г. В. Педагогические условия повышения профессионализма мастеров производственного обучения в системе профессионального образования. Дисс. к.п.н.: 13.00.08. -М.: РГБ, 2005. 230с. -С.139.
  2. П.Белкин, A. C. Компетентность, профессионализм, мастерство. -Челябинск: «Южно-уральское книжное издательство», 2009, 176с.-С.6.
  3. Богословский, В.В., Маркелова, В. А. Некоторые профессионально- значимые свойства личности мастера производственного обучения / Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. Д., 1980.- С. 52–62.
  4. Бодалев, A. A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М.: Наука, 1998.-168с.
  5. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. /В. Н. Введенский // Педагогика. -2003.-№ 10.- С. 52.
  6. Володарская, A. A. О сопряжении профессий НПО и специальностей СПО Текст. / A. A. Володарская // Профессиональное образование.-2006.- № 4.- С. 5–6.
  7. Гершунский, Б.С., Попов, В. В. Пути повышения качества профессионального образования рабочих. М.: Институт профессионального образования МОРФ.- 1992.- 228с.
  8. Гибсон Мартин, Щагин, A. B. Самооценка ключ к повышению качества в профессиональном образовании Текст. / Мартин Гибсон. A. B. Щагин // Профессиональное образование.- 2008.- № 1.-С.8–10.