Успехи одаренного ребенка — результат совместной деятельности ученика и учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 18.01.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Фисун, И. А. Успехи одаренного ребенка — результат совместной деятельности ученика и учителя / И. А. Фисун. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16918/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: одаренные дети, ситуация успеха, индивидуальный образовательный маршрут, карта одаренного ребенка.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», — отмечал В. А. Сухомлинский. Детская успешность — это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Каждый ребенок одарен, а рассмотреть и развить его способности — задача учителя. Только вместе одаренность ребенка и профессиональные компетенции педагога приводят к успеху.

Ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, так как создание ситуации успеха — необходимое условие для развития одаренности [5]. Прежде всего необходимо создание комфортных психолого-педагогических условий ребенку (положительная оценка достижений ребенка, уважение к идеям и мыслям ученика, обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.). Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать чувством юмора, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь творческое мировоззрение.

Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Только тогда у обучающихся появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Педагог в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь обучающимся делать самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что педагог не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного ответа. Обучающиеся самостоятельно, без оглядки на других выбирают сферу своей деятельности и двигаются вперед. Основной стиль работы педагога — совместное творчество с обучающимися.

В работе с одаренными детьми следует опираться на принципы педагогической деятельности:

— принцип развивающего обучения;

— принцип дифференциации и индивидуализации обучения;

— принцип учета возрастных возможностей;

— принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

— принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, факультативы, консультации;

— принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

— принцип создания условий для творческой работы учащихся [5].

В учебной деятельности работа с одаренными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Учитель должен дать возможность одаренным учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, предложив, например, такие формы работы:

— творческие мастерские;

— групповые занятия с сильными учащимися;

— факультативы или дополнительные занятия;

— кружки по интересам;

— занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);

— конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, соревнования и другие внеклассные мероприятия;

— научно-практические конференции;

— участие в олимпиадах;

— работа по индивидуальным планам.

На уроках я использую педагогические технологии, которые представляют целостную систему психолого-педагогического воздействия на учащихся: проектное обучение, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения с элементами ИКТ, здоровьесберегающие, игровые. Особое значение имеет индивидуальное обучение:

— организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса;

— предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий;

— создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;

— для учащихся используются тестовые задания с учетом дифференциального подхода.

В индивидуальной работе с детьми применяю элементы дистанционного обучения. С помощью социальных сетей налажено общение между мной и учениками во внеурочное время. Я пересылаю учащимся образовательные контенты (учебные материалы, лекционные видеокурсы, вебинары), письменные задания, тесты через электронную почту; через Skype и Zoom (в режиме онлайн) работаю с учащимися по выполнению творческих заданий и заданий повышенного уровня. В условиях пандемии дистанционное обучение стало основным, поэтому работа ведётся через технологические карты, в которых прописана последовательность действий при самостоятельном выполнении работы. Если ученик правильно выполняет задания, то никаких проблем в усвоении материала не возникает.

Я использую те методы и приемы, которые позволяют детям самостоятельно получать знания, снимают психологическую и физическую нагрузку, повышают интерес к русскому языку и литературе. В том потоке информации, в котором мы живем, необходимо научить детей анализировать информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отвергать ненужную, т. е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Эту задачу решает технология развития критического мышления. Такие приемы, как «Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Кластер», позволяют осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе; они не только развивают речь, мышление ребенка, но и помогают подготовить учащихся к написанию творческих работ.

Серьезным помощником в учебном процессе и подготовке одаренных детей стал Интернет. Опыт показывает, что уровень знаний, полученных на занятиях, проведённых с применением компьютерных и информационных технологий, выше, чем на занятиях без использования компьютерных программ.

С чего я начинаю свою работу? Провожу анкетирование, диагностику, беседую с учителями начальной школы, классными руководителями, родителями обучающихся, консультируюсь с психологом и социальным педагогом. Итогом этой работы является «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка», целью которого является выявление одаренных детей и создание условий для оптимального их развития. Маршрут включает в себя план работы, характеристику учащегося, карту, участие в мероприятиях, создание портфолио достижений...

Составляющие индивидуального образовательного маршрута могут быть разные, я предлагаю индивидуальный образовательный маршрут изучения русского языка и литературы ученицы П. Ирины:

Характеристика учащегося

Ирина интересуется предметами общественно-гуманитарного и филологического профиля, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает высоким уровнем интеллекта, имеет широкий кругозор. Обладает развитым образным и логическим мышлением. Обладает достаточным опытом самостоятельной работы. Может сама планировать свою предстоящую работу.

Цель индивидуального изучения предметов

Систематизация знаний. Углубленное изучение материала. Подготовка к олимпиадам, конкурсам. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Основное содержание учебного материала

Учебная программа по предметам традиционная. Разделы языкознания и литературоведения.

Дополнительное содержание учебного материала

Тестовые задания. Написание сочинений, рецензий, творческих работ.

Источники дополнительной информации

Список литературы для самостоятельного изучения.

Участие во внеурочных мероприятиях

Ежегодно в олимпиадах по русскому языку, литературе и журналистике. Систематически в творческих конкурсах и исследовательских.

Выбор предметов для сдачи ГИА.

Русский язык, литература, история, обществознание.

Дополнительные индивидуальные занятия

Не реже 1 раза в неделю.

Планируемые результаты индивидуальной работы

Поступление на филологический факультет КГУ.

Карта одаренного учащегося:

1. Фамилия, имя, отчество учащегося: П. Ирина Михайловна.

2. Состав семьи, ее структура: полная, двое детей в семье.

3. Жилищно-бытовые условия: собственный дом с земельным участком.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5. Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.

6. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе, так и дома.

7. Характер ребенка: не лидер . Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: готова помочь другу

отрицательные: высокая самооценка

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется уважением

9. Учебная деятельность:

успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;

мотивация обучения: школа — первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты ;

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;

способности к обучению: хорошие;

познавательный интерес: высокий.

10. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда : умственный

участие в трудовых делах: активное

11. Получение дополнительного образования: не получает.

Итог нашей совместной работы: призер регионального этапа по журналистике, победитель и призер всероссийских конкурсов, высокие результаты ЕГЭ и поступление на бюджет филологического факультета КубГУ.

Одаренные дети нуждаются в особом внимании и руководстве со стороны учителя, но результат будет только в том случае, если они сами стремятся добиться успеха, уделяя особое внимание самоподготовке. Основное направление в работе с ними состоит в том, чтобы сохранить высокий уровень развития ребенка, дать возможность раскрыть способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Успехи моих учеников — это результат нашей совместной работы. Только совместная работа дает положительные результаты.

Литература:

  1. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. — М.: Роспедагентство, 2007.
  2. Панов В. И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. — с. 30–44.
  3. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2006.
  4. https://infourok.ru/professionalnie-kompetencii-pedagoga-rabotayuschego-s-odarennimi-detmi-2658294.html