Использование ИКТ в образовательном пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коробова, Э. В. Использование ИКТ в образовательном пространстве / Э. В. Коробова, О. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16374/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: учебный процесс, обучение, компьютерные технологии.

Образование — это индустрия, направленная в будущее.

С. П. Капица

Как сказал советский и российский психолог А. Петровский, «Обучение — это общение человека с человеком». Но время вносит свои коррективы. И как точно заметил И. Ефремов, что «могущество разума беспредельно». В это общение свое слово вносит техника — компьютер.

В обучении и воспитании, одним словом — образовании, появилась новая информационная технология — компьютерная технология обучения. Информационные технологии в обучении есть все технологии, которые используют специальные технические средства обучения. К ним относятся: аудио и видео техника, интерактивные доски, ПК.

По сути, какую бы технологию не использовал педагог, будь то учебный или воспитательный процесс, — это информационная технология, за основу которой берется информация. А педагог, использующий в своей работе для донесения информации компьютер, использует не что иное, как компьютерную технологию. Другими словами можно сказать, что компьютерная технология обучения есть процесс подготовки информации и передача ее обучаемому, посредством чего является компьютер.

Получение образования на базе компьютерных технологий не возможно без:

– Оснащения компьютерных классов и классов учителей-предметников компьютерами и интерактивными досками;

– хорошо подготовленного и грамотного преподавателя;

– образовательных электронных изданий и ресурсов (ЭИР).

Компьютер в процессе обучения необходим:

– для подготовки и хранения текстов;

– для редактирования текстов;

– для контроля и диагностики учеников;

– для построения графиков;

– для работ с фото и видео редакторами;

– для работ с презентациями;

– в качестве наглядного пособия (мультимедиа);

– для работы на уроках подготовки к урокам (электронный учебник, тетрадь);

– для общения;

– для передачи данных;

– личное информационное пространство.

Рассмотрим варианты осуществления компьютерной технологии:

1 — как «проникающая» технология;

2 — как основная часть технологии;

3 — как монотехнология.

«Проникающая» технология — использование компьютерной технологии лишь по отдельным темам.

Основная часть технологии — когда во всем обучающем процессе компьютерной технологии выделяется основная часть.

Монотехнология — когда весь учебный процесс (электронные учебники, электронные тетради, мониторинг, диагностика) построен с помощью компьютера.

В России с каждым годом увеличивается число экспериментальных школ с инновационными возможностями: с кружковой внеурочной деятельностью, электронными учебниками и тетрадями, планшетами вместо учебников и хорошей комплектацией электронными ресурсами. Учебный процесс и внеурочную деятельность ведут квалифицированные педагоги-предметники и педагоги дополнительного образования.

В компьютерную технологию педагогического процесса педагоги включают:

– Организацию учебного процесса на уровне всего класса (итоговый контроль, диагностика, учебный процесс);

– организация внутриклассной работы;

– наблюдение за учащимися с целью оказания помощи — компьютеры, объединенные в сеть между собой, легко обмениваются различной информацией;

– подготовка информационных ресурсов (электронные журналы, дневники, учебного и демонстрационного оборудования).

Педагоги для подготовки к занятиям и ученики во время самоподготовки используют множество образовательных электронных изданий и ресурсов.

Образовательные электронные издания и ресурсы могут быть:

– информационно-справочные;

– учебные;

– общекультурного характера.

«Электронный учебник» — это учебник, представляющий собой виртуальную лабораторию, способную перевести, сделать проверку знаний и мониторинг решения задачи, тогда как книга несет в себе только одну функцию — передачу информации. «Электронные учебники» «предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников» [1 c. 16].

Электронные книги, журналы, газеты и все электронные копии бумажных первоисточников хранятся в «электронной библиотеке» — хранилище электронных копий.

Обращаясь к работам Осина А. В., хотелось бы заметить, что «компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от мощной «экспертной системы» специалиста-предметника, тем более она не претендует на роль педагога-воспитателя. Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывая те или иные темы предметной области, в том числе — вариативно. Конечно, круг вопросов и тем, число вариаций определены заранее. Специалист же может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности. Справедливо было бы отметить, что разработки подобных возможностей ведутся и в информатике, в частности, в направлении, называемом «экспертные системы». Видны и более простые шаги совершенствования, например, вариативное представление информации не вызывает принципиальной трудности. Однако вряд ли в обозримом будущем возможности педагога и компьютера будут хотя бы сравнимы» [1 c. 17].

Литература:

  1. Осин А. В., Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. —М.: Агентство «Издательский сервис», 2004–320 с. [интернет-ресурсы] pluginfile.php?file=/118027/mod_folder/content/0/Мультимедиа в образовании (Осин).doc&forcedownload
  2. Панфилова А. П., Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с. 2009 [интернет-ресурсы] https://xn--123–3ed8d.xn--p1ai/wp content/uploads/2019/06/Innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii.pdf
  3. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии,1998 г. [интернет-ресурсы] https://obuchalka.org/2012091567010/sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-selevko-g-k-1998.html