Методический материал по художественной обработке ткани на занятиях творческих кружков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. Методический материал по художественной обработке ткани на занятиях творческих кружков / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16095/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья включает в себя как теоретические сведения, так и описание практических занятий в творческих кружках и в учебных мастерских. Также статья содержит необходимый методический материал по художественной обработке различных тканей: макраме, художественной вышивки и ручному ковроткачеству.

Целью статьи является научить молодежь практическим навыкам художественной обработки материалов из ткани и изготовления из них художественных изделий, развить творческие способности детей среднего и старшего возраста и дать им возможность по собственному выбору углубить свои знания и специализироваться в каком-либо из видов художественной обработке ткани. В статье даются практические советы по организации и проведению кружковых занятий по избранному профилю.

Ключевые слова: эргономика, панно, гобелен, батик, бандан, аппликация, макраме.

This article includes both theoretical information and a description of practical classes in creative societies and training workshops. Also, the article contains the necessary methodological material for the artistic processing of various fabrics: macrame, artistic embroidery, hand carpet weaving, artistic painting of fabrics (batik), and the construction of soft toys.

The purpose of the article is to teach young people practical skills of artistic processing of materials from fabric and making artistic products from them, to develop the creative abilities of middle-aged and older children and give them the opportunity to deepen their knowledge and specialize in any of the types of artistic processing of fabric. The article gives practical advice on organizing and conducting study groups on a chosen profile.

Keywords: ergonomics, panel, gobelin, batik, bandana, applique, macramé.

На творческих занятиях и кружках участники должны обучаться основам художественного проектирования, овладевая навыки создания художественного изделия. Направленность их обучения тесно связана с задачами по преподаванию художественных дисциплин в начальных классах, а также, с потребностями по организации и художественному оформлению интерьера, созданию творческих выставок и праздников. Наряду с вышеизложенными задачами руководитель творческих кружков или педагог художник в ходе учебных занятий должен обучать молодежь всем основным видам декоративно-прикладного искусства.

Президентом Узбекистана Ш. М. Мирзиёевым, был затронут вопрос по выполнению пяти инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания и образования молодежи и повышения занятости женщин. Выдвинутые президентом инициативы предлагают:

– Усиление интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства;

– Охват молодежи спортом, создание необходимых условий для этого;

– Организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета;

– Повышение духовности молодежи, широкую пропаганду чтения;

– Обеспечение занятости женщин. По каждой из вышеперечисленных инициатив был разработан проект программы мер, реализация которых намечена в 2019–2020 годы. В данных инициативах президент указал на то, что в программе недостаточно разработан механизм реализации мероприятий, не определены конкретные задачи, поставленные перед творческими советниками — известными деятелями культуры, закрепленными за каждым городом и районом. Президентом было поручено организация системного выполнения «дорожных карт» и стимулирование одаренных детей при помощи конкурсов.

Организовывая творческие кружки по прикладному и изобразительному искусству, привлекая и заинтересовывая молодежь, мы воплощаем в жизнь вопрос по выполнению пяти инициатив, выдвинутых президентом.

Обучая молодежь декоративно-прикладному искусству, созданию и оформлению интерьеров и выставочных экспозиций педагог должен развивать у молодежи художественные задатки и способности, закладывая основы эстетического воспитания и формировать творческое деловое отношение к труду вообще. Это требует от руководителя кружков наряду с педагогическим мастерством также и высокого профессионализма. Для того, чтобы развить среди молодежи художественные способности, научит их умело владеть этими способностями, требуются знания основ декоративно-прикладного искусства и художественного проектирования. Эти знания дают возможность овладевать приемами и средствами разработки плоскостных, объемных и глубинно-пространственных композиций.

Можно будет применить их в разнообразных видах и техниках декоративно-прикладного творчества; изделиях из ткани, бумаги, дерева, металла и на выставках.

Но их деятельность была бы неполноценной, а порой и неосуществимой без знания основных разделов и учета требований эргономики. При организации творческих кружков, при проектировании изделий и организации материальной базы нужно вести учет эргономических факторов.

Эргономика — научная дисциплина, которая изучает трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, способствующих росту его производительности при обеспечении всех необходимых потребностей работников. Без знания основ эргономики невозможно грамотное и обоснованное проектирование и исполнение различных изделий.

Руководители творческих кружков, которые вооружены знаниями психологии, физиологии, гигиены и антропологии, увязанные в единую систему требований, эргономика становится научной основой художественного проектирования. Также, при создании какого не будь изделия, необходимо всесторонне представить, с какой целью можно будет использовать ту или иную вещь. Проектирование будет считаться комплексным, эргономическим лишь тогда, когда будет проектироваться не само изделие, а действие с ним, со всем комплексом, в который оно вписано.

Проектирование, затем воплощение в материале изделия гармонической формы, полноценно эстетически воспринимаемого, невозможно без знания психологии зрительного восприятия. Следующим этапом проектирования является построение композиционной схемы, схема расположения всех элементов объекта проектирования с указанием размеров всех деталей. Эта работа невозможна без использования нормативных документов и эргономических рекомендаций, которые учитывают психофизиологические, антропометрические и гигиенические характеристики человека. Построив композиционную схему, на которой определены размерные соотношения элементов, которые составляют объект проектирования, руководитель творческих кружков переходит к следующему этапу, этапу объединения этих разрозненных элементов в единую форму.

Имя американского эстетика и психолога искусства Рудольфа Арнхейма известно во многих странах мира. Его работы переведены на многие языки и получили широкую популярность среди теориков искусства, эстетиков, искусствоведов и педагогов. По мнению Арнхейма, каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, их анализ и организацию единый визуальный образ. Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие», строит свою теорию эстетического восприятия на том, что оно в основе своей представляет познавательный процесс. Рассматривая вопрос восприятия искусства, автор делает акцент на том, что эстетическое восприятие не пассивный созерцательный акт, напротив это творчески активный процесс.

Художественная обработка текстильных материалов

Обработку текстильных материалов в ракурсе преподавания ее в художественных школах, высших учебных заведениях и конечно на занятиях творческих кружков, с полным правом можно назвать художественной обработкой. Художественная обработка тканей тесно связана с историей искусства, рисунком, живописью, черчением (решение в цвете и графическая подача эскизов и проектов будущей работы). Изучая историю искусства, мы изучаем историю художественной вышивки и костюма, историю развития гобелена, батика и коллажа. На занятиях нужно чаще знакомить молодежь с образцами работ народных мастеров, организовывая встречи с ними, посещая выставки с их работами. Показ слайдов, репродукций и самих изделий обогащает духовно, служит эстетическим зарядом для развития творческих способностей.

Занятия по художественной обработке тканей ставят своей целью подготовить студентов к самостоятельному ведению творческих кружков и учебных занятий по декоративно-прикладному искусству в художественных и общеобразовательных школах.

Участники творческих кружков должны овладеть технологией и практическими навыками в создании вышитых панно, гобеленов, ворсовых ковров, батиков, аппликаций и макраме, а также познакомиться с основами текстильной композиции. На занятиях по художественной обработке текстильных материалов должны выполнятся подарочные сувениры, различные панно, и множество разных поделок выполненных вручную.

Изучая темы по художественной обработке текстильных материалов, нужно разделить их на две группы, в первую должны входить техники, при которых из мягких веревок, хлопчатобумажных и льняных ниток, должна создаваться текстильная структура, осуществлятся процесс создания ткани. Этот принцип соединяют макраме и ручное ковроткачество. На втором этапе переходят к работе с тканью и задача только декорировать ее. На этом этапе изучаются техники художественной росписи ткани, вышивка, аппликация и мягкая игрушка.

Макраме — это искусство плетения узелковым способом из толстых крученых нитей и различных шнуров. Этот способ создания уникальной текстильной структуры, является простейшей техникой, которая быстра в исполнении и очень эффективна, поэтому так важно, чтобы широко распространилось увлечение ею среди молодежи. Прибалтика обратилась к полузабытому искусству макраме в конце 1950 году. Сегодня очень важно восстановить, привить любовь и заинтересовать любителей декоративно-прикладного искусства к искусству макраме. На художественных выставках, должны появляться панно, или пространственные структуры, выполненные из толстых льняных шнуров. На занятиях нужно искать новые интересные формы приложения старой техники, также должны повторятся мотивы народного мотива. Макраме — должно приобрести монументальность и войти в интерьеры общественных зданий. В наш быт, в наш дом должны входить разные изделия из макраме.

Способы узелкового плетения (Макраме)

Рис. 1. Способы узелкового плетения (Макраме)

Это могут быть абажуры, салфетки, женские сумочки и кошельки, а также плетеные из льна женские украшения. В школах и в центрах молодежи должны создаваться кружки, в которых дети должны обучаться этому виду декоративно-прикладного искусства. Подготовка квалифицированных специалистов в этой области, является задачей кафедр декоративно- прикладного искусства.

Цели и задачи работы

Целью работы является овладение студентами технологией узелкового вязания и композиционными особенностями техники макраме.

Основной задачей работы является:

  1. Знакомство с историей развития искусства макраме и регионами распространения;
  2. Изучение приспособлений и материалов для макраме.
  3. Освоение простейших способов начала плетения и приемов узелкового вязания из одной пары нитей.
  4. Выполнение образца с узлами из двух пар нитей.
  5. Освоение способов фигурного начала плетения.
  6. Выполнение образца с узлами из нескольких пар нитей.
  7. Овладение спецификой составления эскиза и правилами расчета нитей для композиции в технике макраме.

Методические указания

Необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы макраме:

Инструменты:

Ножницы;

Сантиметр для измерения нитей;

Булавки с большими головками;

Материалы:

Хлопчатобумажные крученые веревки или шнуры диаметром 4–8 мм.

Льняные крученые веревки или шнуры диаметром 3–6мм.

Приспособления:

– Рейка длиной 25 см, диаметр 1.5 см.;

– Подставка для работы макраме;

– Подушка для работы макраме.

Плести макраме удобно на уровне груди, поэтому на стене мастерской необходимо предусмотреть несколько креплений, которые должны быть расположены вертикально. При увеличении размера сплетенного участка, работу нужно перевешивать на высокое крепление, при этом удобство не нарушается. На несущей нити плетутся небольшие работы: различные украшения, вставки для одежды, различные женские сумочки. Крупные, тяжелые работы нужно начинать на стержне, объемные работы должны выполнятся на каркасе нужной формы. Точно определить длину ниток, которыми плетутся композиции макраме, трудно, так как они расходуются в зависимости от плотности узлов. При высокой плотности нити уплетаются примерно в 8 раз, по этой причине длина заготовок должна быть в 8 раз больше длины задуманной композиции.

Ручное ковроткачество это одна из самых сложных и трудоемких техник, создающих уникальную текстильную структуру. Искусство ковроделия было известно в древнем Египте, также прекрасно развито у греков и персов.

Термин «гобелен», который так широко используется сегодня и применимо к текстильным панно, родился в XVII веке во Франции. Термин своим происхождением обязан семейству Гобеленов, имя которого сначала носила фабрика, где она была устроена, далее само изделие стали так называть.

В XVII веке Людовик XIV купил мастерскую Гобеленов, где были ткацкие и красильные мастерские. Он создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру», прославившую гобелены, которые стали уникальными шедеврами ручного ковроткацкого искусства. Сегодня существует множество разновидностей и типов гобелена. Плоскостные гобелены, выполняются в традиционной технике полотняного переплетения, фактурные гобелены используют современную смешанную технику. Также существуют разные рельефные композиции, тканые и нетканые, из шерсти, текстильных материалов и кожи. Объемные гобелены составляют особую группу, которые вышли в пространство и рассчитаны, подобно круглой скульптуре, на обход. Сегодня очень распространился миниатюрный гобелен, который имеет свои характерные признаки и свой путь развития. Именно эта ветвь гобелена должна распространится в школьных творческих кружках и в центрах молодежи.

Занятие художественным ковроткачеством, является одним из комплексных методов эстетического воспитания, который пробуждает эстетические эмоции у ребенка, приобщая его к постижению красоты и гармонии во всех их проявлениях, к художественному труду, повышая творческую активность формирующейся личности.

Цели и задачи работы

Целью работы является овладение молодежью способами натяжения основы, знакомство их с технологией ковроткачества и методикой работы над композицией и эскизом ковра.

Основной задачей работы является:

  1. Ознакомление с инструментами, станками и материалами для ручного ковроткачества.
  2. Освоение натяжения основы методами «на гвоздях» и «вкруговую».
  3. Овладение различными способами соединения цветных утков.
  4. Изучение техники рельефного ковроткачества.
  5. Освоение способов вятки ковровых узлов и варианты заработки краевых поверхностей.
  6. Овладение технологией срезания ковра с рамы и различными способами обработки краев работы.
  7. Разработка над эскизами мини-гобелена с учетом изученных технологических особенностей ковроткачества.
  8. Выполнение картона для будущего гобелена.
  9. Соткать мини-гобелен по своему эскизу, срезать и окончательно оформить.

Технология ковроткачества

Рис. 2. Технология ковроткачества

Методические указания

Необходимые для ковроткачества оборудования, инструменты и материалы.

Оборудование:

– деревянная рама с гвоздями для натягивания основы. Размер 35 X 55 см;

– деревянная рама для натягивания основы вкруговую. Размер 35 X 50 см;

– начальная рейка. Размер 28 X 2.05 см;

– ремизная планка. Размер 35 X 4 X 05 см;

– моталки для перемотки шерсти в клубки;

Инструменты:

Ножницы;

колотушка для прибивания утка;

Материалы:

Хлопчатобумажная или льняная пряжа для основы;

Для натяжения основы и начала работы, нужно сначала натянуть основу на раму с гвоздями, которые вбиты по три на 1см, также на раму с приспособлением для натягивания «вкруговую». На первой раме должен ткаться мини-гобелен по эскизу, на второй раме образец.

Ткать образец нужно начинать с уравнительной плетенки и края, выполненного полотняным переплетением из хлопчатобумажных нитей. Ширина края должна быть от 1 до 3 см.

Попробовав технику плетения и почувствовав материал, участники кружка приступают к выполнению эскиза своего первого небольшого гобелена 20 X 20 см. Эскиз должен выполнятся сначала в цвете на бумаге, рисунок должен быть построен с учетом технологических возможностей ковроткачества. Согласовав эскиз с руководителем кружка, участник должен перевести его на лист тонкого картона, размер которого должен быть равен размеру рамы.

Ознакомившись с техникой художественной обработке текстильных материалов, макраме и ручное ковроткачество,всоответствии с классическим принципом «от простого к сложному», любители и начинающие научатся этому искусству, узнают много интересных информаций о красках, материалах и технологии. Те, кто имеет опыт искусства макраме и ручного ковроткачества, будут интересны приёмы и рекомендации по художественной обработке текстильных материалов.

Литература:

  1. Б. В. Нешумова. «Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов». М.: Просвещение.1986
  2. Г. А. Хакимова. «Искусство, расписанное каплей» Молодой ученый-2016 г, № 12, стр.988
  3. Г. А. Хакимова. «Ковроделие — искусство с многовековой историей» Молодой ученый — 2018 г, № 43, стр.296
  4. Р.Арнхейм. «Искусство и визуальное восприятие» М.:1976
  5. В. П. Зинченко. В. М. Мунипов. «Основы эргономики». М.:.1979
  6. Г. А. Хакимова. «Методы ознакомления детей с изобразительным искусством» Молодой ученый, IX Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», часть 1., стр.21