Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, июль 2019)

Дата публикации: 26.06.2019

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Мацак, А. М. Внеклассное чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка / А. М. Мацак. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15192/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматривается внеклассное чтение как организация учебной деятельности, включающая в себя основные формы и способы мотивации в образовательном процессе, что предоставляет учителю возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка.

Ключевые слова: французский язык, внеклассное чтение, мотив, мотивация учения, способы мотивации

Mon article traite la lecture à domicile comme une des activités de formation à l’école qui inclut les méthodes différentes pour motiver les élèves au processus éducatif. Les cours de lecture permettent à un professeur d’augmenter l’intérêt pour la leçon de français et de créer la motivation durable pour étudier la langue plus avant.

Мотив это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников. От мотивов зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания учебного процесса, сила поглощенности, увлечение предметом. Мотивированный ребенок- идеальный ученик.

Сегодня каждый учитель решает для себя задачи, связанные с необходимостью поиска путей реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практической деятельности: при построении урока, организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности и при формировании в каждом ученике желания самостоятельного процесса познания в области профессиональных интересов. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание и интерес решать проблемы урока. Или иными словами помочь сформировать мотивацию к учению.

Если правильно и творчески спланировать процесс, то мотивированным может быть любой вид деятельности, но как быть с чтением, когда интерес к ”общению” с книгой падает, а абсолютная ценность чтения исчезает.

На мой взгляд, таким ярким стимулом к чтению может стать внеклассное чтение. Оно, по своей форме и содержанию является сильнейшим мотивом для дальнейшего изучения французского языка.

Для понимания специфики мотива и мотивации в учебном процессе, в первую очередь начать необходимо с классификаций и систематизации этих понятий. Сам термин является центральным не только для учебного процесса, но и в психологии, так как любая деятельность и поведение человека обусловлены тем или иным мотивом. Русские и зарубежные психологи Л. И. Божович, А. К. Маркова, Т. А. Ильина, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, М. В. Матюхина Дж. Розенфельд работали над классификацией мотивов учения. Сложность изучения этого термина в отсутствии единого принципа классифицирования. Это могут быть мотивы, непосредственно побуждающие, перспективно побуждающие или интеллектуального побуждения, предложенные Т. А. Ильиной. Рассматривая три аспекта мотивации учения, Дж. Розенфельд выделяет: ценностный, целевой и аспект направленности. Систематизация по А. К. Марковой характеризует отношение к самой деятельности. Внешние мотивы — не связанные с деятельностью ученика или социальные,внутренние, связанные с деятельностью ученика или, по-другому, познавательные.

Для реализации целей современной школы в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования необходимо формировать именно внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

Каждый ученик побуждается несколькими мотивами, так как учебная деятельность полимотивирована. Например,при изучении французского языка у школьников могут быть следующие виды внешней мотивации: владение французским языком соответствует моими представлениям об образованном человеке, язык знают мои родители, а я хочу быть как они, изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку, не хочу быть хуже товарищей.

А такжевнутренняя мотивация, к которой можно отнести: изучение второго иностранного языка находится в моем десятке приоритетов на данном жизненном отрезке, изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни, в институте, на работе, французский язык может стать предметом гордости, нравится общение в классе на языке, на уроке французского интересно и о других мотивах я не задумываюсь.

Но мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени. И задача учителя найти подходящие методы и формы работы, чтобы поддерживать мотивацию в процессе изучения иностранному языку.

Чтение как механизм формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников; чтение формирует оценочно-нравственную позицию человека. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

В зависимости от цели чтения учащихся, необходимо научиться использовать разные его виды. Рассмотрим виды чтения, представленные в методической литературе и их возможную роль в формировании мотивации к изучению иностранного языка.

По целевой направленности деятельности, чтение бывает: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое.

По форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое.

По способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное.

По характеру организации деятельности: подготовленное, не подготовленное, тренировочное, контрольное.

По месту чтения: домашнее, внеклассное, классное

Домашнее и внеклассное чтение, хотя и являются смежными видами, но все же отвечают разным поставленным целям и предполагают различные дополнительные виды работы учеников. Первое — определяется рабочей программой учителя и служит целям углубленного овладения грамматикой, лексикой и навыками устной речи. На внеклассном чтение используется дополнительная литература, выбранная совместно с учащимися. Уже на этом этапе детям дается свобода выбора литературы, а это значит, нет принуждения, а есть ощущение самостоятельности выбора, которое мотивирует на дальнейшее изучение.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки внеклассного чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

Урок внеклассного чтения как необычная форма организации учебной работы включает в себя основные формы и способы мотивации, существующие в образовательном процессе: привлечение учеников к оценочной деятельности, постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика, чувство юмора, необычная форма обучения, создание проблемной ситуации и т. д. (классификация по Д. Г. Левитесу). Я бы хотела подробней остановиться на каждом из пунктов, используя пример работы с книгой Синяя Птица М. Метерлинка на уроке французского языка.

  1. Создание проблемной ситуации.

При чтении пьесы Синяя Птица, которую по жанровой классификации можно отнести к сказке, написанной для детей, мы понимаем, что французский автор М. Метерлинк на самом деле поднимает вполне взрослые философские вопросы. Такие как, понятие счастье и путь к нему. Пьеса изобилует зашифрованными образами и символами. Поэтому создание проблемной ситуации на таком уроке является естественной почвой для обсуждения и расшифровки этих образов, поступков героев и их взаимоотношений.

  1. Привлечение к оценочной деятельности.

Рефлексия. Очень важный этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности.

  1. Постоянный анализ жизненных ситуаций.

Чтение уже само по себе предполагает мыслить и рассуждать, то есть анализировать. Тем более, что в данном художественном произведении есть над чем задуматься. Отклик находит и тот факт, что главные герои пьесы — это дети-подростки, проблемы которых могут быть всем понятны и близки. Ученики активно соглашаются или негодуют по поводу поступков основных персонажей, высказывают свою точку зрения и легко делятся своим личным опытом.

  1. Чувство юмора

Эмоции играют большую роль при обучении, а такая учебная деятельность, как внеклассное чтение, в большинстве случаев, осуществляться с подъёмом, сопровождаться положительными эмоциями, не исключает веселых и комичных моментов, доставляет радость.

  1. Отказ от отметок.

Словесная оценка, как поощрительного характера, так и мотивирующая к самопроверке выполненного задания.

  1. Культура общения.

Учитель становится собеседником и наравне с учащимися высказывает своё мнение и доказывает его; внимательно прислушиваясь к мнению учащихся.

  1. Необычная форма обучения.

По форме эти уроки комментированного чтения, уроки-исследования, уроки-открытия. Они носят исследовательский характер, пробуждают пытливую мысль учащихся, и по своей форме отличаются от уроков повседневной школьной программы.

В заключение следует сказать, что внеклассное чтение предоставляет учителю больше возможности для поднятия интереса и создания мотива для дальнейшего изучения иностранного языка, так как урок построен не на объяснительно-иллюстративном методе обучения, а на творческих заданиях поисково-исследовательского характера.

Систематическое проведение уроков внеклассного чтения в основной школе позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя. На своих уроках, используя различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, я стремлюсь к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на французском языке в соответствии с их уровнем.

Удачно подобранный текст на таких уроках максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определённым требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний.

Кроме того, использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся, заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

Наконец, чтение не только обеспечивает овладение иностранным языком и открытие другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Чтение на иностранном языке выступает для учащихся как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области, и его успешность формирует мотивацию!

Литература:

  1. Ленская Е. А., Розанова, Е. Д. Чтение как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1981. — № 2.
  2. Маркова А. К., Т. А. Матис, А. Б. Орлов Формирование мотивации учения// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  3. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990.
  4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, иностранный язык, французский язык, урок, учебная деятельность, чтение, дальнейшее изучение, учебный процесс, проблемная ситуация, способ мотивации.

Похожие статьи

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного...

Формирование познавательной активности на уроках...

3. Обучение второму иностранному языку строится как творческий процесс. Согласно этому принципу фронтальная работа сводится к минимуму. Парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока , когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Мотивация – ключ к успеху в процессеобучения иностранному... иностранный язык , учебная деятельность, младший...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на уроках...

Решать проблемы мотивации к изучению иностранного языка необходимо в свете мировой глобализации, развития научно-технического прогресса и межкультурной коммуникации, поэтому задача учителя во многом облегчается. У учеников есть масса возможностей для изучения...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство...

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий

Применение технологии критического мышления на уроках...

На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое»

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. /

иностранный язык, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, культура...

Похожие статьи

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность

Формирование мотивации к изучению иностранного языка.

На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного...

Формирование познавательной активности на уроках...

3. Обучение второму иностранному языку строится как творческий процесс. Согласно этому принципу фронтальная работа сводится к минимуму. Парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим желанием, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету.

Ситуация успеха — составная часть учебного процесса при...

Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока , когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Мотивация – ключ к успеху в процессеобучения иностранному... иностранный язык , учебная деятельность, младший...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на уроках...

Решать проблемы мотивации к изучению иностранного языка необходимо в свете мировой глобализации, развития научно-технического прогресса и межкультурной коммуникации, поэтому задача учителя во многом облегчается. У учеников есть масса возможностей для изучения...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство...

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий

Применение технологии критического мышления на уроках...

На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое»

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. /

иностранный язык, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, культура...