Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Томова, Е. В. Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС / Е. В. Томова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14445/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, лэпбук, дошкольный возраст, творческое мышление.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования (ФГОС ДО) диктуют работникам дошкольного образовательного учреждения направления на достижение у детей целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности; сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для общества качества, как креативность, способность к поиску знаний [1].

В связи с этим педагоги находятся в постоянном поиске новых подходов, идей, способов обучения. Одним из них является включение в совместную деятельность как воспитателя и ребенка, так и родителя и ребенка — лэпбука.

Лэпбук(от англ. «lapbook»— «наколенная книга») — тематическая папка (книжка) с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению [2]. Как элемент пространственной предметно-развивающей среды, он информативен (представление информации по определенной теме), полифункционален (способствует художественно-эстетическому развитию при индивидуальной работе с ребенком и групповой работе с подгруппой в целом), вариативен (существует несколько способов использования каждой его части).

Главной особенностью лэпбука является отражение итогового результата совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми) по той или иной теме, а также свободное общение и перемещение во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе); и самостоятельной деятельности ребенка (детей).

Содержание лэпбука зависит от психолого-возрастных особенностей ребенка и задач, поставленных программой и воспитателем. Работая над его изготовлением совместно с воспитателем (родителем), ребенок проводит наблюдение, выполняет задания, изучает, обобщает, сравнивает и закрепляет информацию, т. е. у него развивается наглядно-образное и творческое мышление, память, внимание, воображение [4]. Благодаря нестандартному оформлению — множество кармашков, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, происходит развитие мелкой моторики.

Примерный материал по теме «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста может быть следующим:

 картинки с изображением домашних животных и их названием и описанием;

 раскраски;

 загадки в картинках;

 дидактические игры «Найди пару», «Пазлы»;

 мини-книжечки о домашних животных и т. д.

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста по данной тематике может включать в себя следующие упражнения:

 согласование числительных с существительными;

 составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;

 собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5–6 частей по диагонали), обведи, дорисуй;

 загадки.

Лэпбук — психологическое зеркало, отражающее эмоциональное состояние ребенка, его желания и стремления. На основе полученных знаний при работе с ним возможна организация сюжетно-ролевых игр.

Для определения уровня развития творческого мышления детей дошкольного возраста, при использовании лэпбука в учебно-воспитательном процессе было проведено экспериментально-диагностическое исследование в старшей дошкольной подгруппе на базе МБДОУ № 27 г. Химки Московской области. Исследование осуществлялось в четыре этапа в течение трех месяцев: подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики первоначального и контрольного показателя уровня развития творческого мышления использовалась методика «Использование предметов» (таблица 1).

Таблица 1

Результаты диагностики по методике «Использование предметов»

Уровень развития творческого мышления

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

20 %

47 %

Средний уровень

35 %

24 %

Низкий уровень

45 %

29 %

Из результатов следует, что благодаря использованию лэпбука как одного из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в течение месяца уровень развития творческого мышления вырос. На контрольном этапе большинство детей справились с заданием полностью, проявив оригинальность, нестандартность ответов, при этом отмечается повышение грамотности речи детей.

Лэпбук не только формирует и развивает познавательную активность детей, укрепляет взаимоотношения родителей с детьми, но и способствует профессиональной и творческой реализации воспитателя, как педагога: изучение нового материала и систематизация всех знаний по теме лэпбука, выделение нужной информации с учетом особенностей детей, нестандартное и красочное оформление, подбор интересных и развивающих приемов и средств обучения, применение в педагогической деятельности.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей с взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — это лэпбук. Он дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.

На сегодняшний день в необъятных просторах сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и использовать в работе. Но для достижения более эффективного результата в развитии детей стоит изготавливать лэпбук самостоятельно, не ограничиваться рамками существующего шаблона, опираясь на индивидуальные, психолого-возрастные особенности ребенка.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. — М.: Омега-Л., 2014. — 125 с.
  2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  3. Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников / Д. В. Лубовский // Психология обучения. — 2005. — № 8. — С. 82–87.
  4. Слепцова, О. Г. Лэпбук как средство организации учебного проекта [Электронный ресурс] / О. Г. Слепцова. — Электрон. ст. — URL: https://infourok.ru (13. 07. 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческое мышление, уровень развития, дошкольный возраст, контрольный этап, образовательный процесс, психолого-возрастная особенность ребенка, старший дошкольный возраст, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Содержательный компонент теоретической модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в самостоятельной изобразительной деятельности включает в себя: диагностические, организаторские, обучающие, развивающие, воспитывающие...

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего...

Содержательный компонент теоретической модели развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в самостоятельной изобразительной деятельности включает в себя: диагностические, организаторские, обучающие, развивающие, воспитывающие...