Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: стиль педагогического общения, учебная деятельность.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей, которая отражена в государственном образовательном стандарте второго поколения. Эти тенденции коренным образом затрагивают не лишь целеполагание обучения и воспитания, но и предъявляют новейшие требования к личности педагога. Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического общения.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.

Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников вообще, в том числе на уроках окружающего мира [1].

Одной из характеристик деятельности является ее «стилеобразность».

По мнению Е. А. Климова стиль — это индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях гармонизации своих действий и отношений с внешними условиями и другими людьми.

В педагогической деятельности проявляются по отношению к учащимся самые разнообразные действия — это и элементы родительского поведения, для которого характерны опека, забота, любовь, жалость; агрессивность; избегание; доминирование; наблюдение с целью исследования своих воспитанников как субъектов учебной деятельности, сопереживание и др.

Стиль может быть представлен как типичная для учителя система взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями, и выражать уровень и специфику отношений между ними. В стиле педагогической деятельности проявляется: 1) специфика отношения к другим людям (авторитарный, демократический, либеральный стиль); 2) специфика к выполнению деятельности (импровизационный, ситуативный, технологический стиль); 3) специфика к результатам деятельности (инновационный, традиционный, продуктивный стиль); 4) специфика к восприятию себя и своей деятельности окружающими (уверенный, профессиональный, демонстрационный и др.); 5) специфика по отношению к возрасту (молодежный, традиционный и др.); 6) специфика по отношению гендерной позиции (мужской, женственный стиль); 7) специфика по отношению к образовательной культуре (академический, гимназический, игротехнический и др.).

Стиль педагога создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с учащимися, подчеркивает индивидуальность учителя. На стиль педагогического общения оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы, темперамент, развитие речи и т. п.), профессиональная подготовка, направленность, степень включенности в профессию, формирование стереотипов, привлекательность стиля деятельности и общения, сложившегося вследствие жизнедеятельности других людей, окружающей среды [4].

В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет круг вопросов и проблем, по поводу которых может разворачиваться общение, стиль же указывает на то, как взаимодействуют общающиеся между собой люди. Из этих двух составляющих общения, его содержание является переменным компонентом и во многом зависит от цели общения, вида деятельности.

Стиль общения, т. е. способ, с помощью которого учитель выстраивает свое отношения с учениками, или их родителями, или коллегами в той или иной деятельности всегда остается постоянным, характеризуя личность педагога. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения.

Безусловно, он может изменяться в силу различных обстоятельств:

характер встречи, особенности и социальный статус партнера, характер деятельности, цель и содержание общения, тип личности, участника общения, способ реагирования на приемы установления контакта между партнерами, но при этом сохраняется неповторимость, уникальность личности учителя, его сущностные черты.

В стиле находит отражение принадлежность педагога к общей культуре, а также уровень сформированности его профессионально–педагогической культуры. Например, в школе стиль поведения, внешний вид, речь учителя в большей мере должны соответствовать академическому стилю. Согласитесь, что в джинсах или спортивной одежде учитель выглядит совсем неуместно в школе, но эта форма одежды очень подходит для прогулки, похода, туристического слета [6].

В стиле общения учителя с учащимися находят выражение:

– особенности коммуникативных возможностей учителя;

– сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;

– творческая индивидуальность педагога;

– особенности ученического коллектива.

Для продуктивной деятельности учитель должен помнить, что общение пронизывает весь педагогический процесс, каждый его компонент, быть предельно чутким к малейшим его изменениям, вовремя корректировать свои отношения с учащимися, используемые методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. А это в свою очередь требует от учителя умения одновременно конструировать свое поведение, свое отношение с учениками и находить наиболее выразительные коммуникативные средства, выбор которых определяется типом сложившихся взаимоотношений [9].

Кан–Калик выделяет следующие характеристики общения в педагогической деятельности: 1) общая сложившаяся система общения учителя с учащимися, т. е. стиль общения; 2) система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; 3) ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической или коммуникативной задачи.
Стиль общения воплощает в себе социально установки общества, школы, он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально–психологические особенности.

В педагогической практике чаще всего наблюдается сочетание различных стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Кроме перечисленных выше видов и моделей общения учителя с учащимися существуют и другие классификации стилей общения. Так, по характеру отношений между педагогом и учениками, выделяют три традиционных стиля: авторитарный (или административный, волевой, директивный), демократический (или коллегиальный, товарищеский), либеральный (или свободный, нейтральный, попустительский) стиль.

В практической деятельности, на разных этапах ее реализации могут доминировать тот или иной стиль общения. Так в классах, имеющих низкий социально–психологического и личностного развития, наиболее эффективным является авторитарный стиль общения. В период становления классного коллектива иногда более целесообразным является либеральный стиль общения.

Эффективность обучения как особое качество обучения исследуется в педагогической науке уже в течение длительного времени. Исходя из анализа таких исследований, можно сделать вывод, что эффективность с дидактической точки зрения — это показатель того, как в процессе учебной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость. Сама по себе учебная деятельность была бы излишней, если бы вследствие её осуществления не возникала обученность. Обученность –это одна из граней социального среза личности. Обученность можно сравнить с различными состояниями индивидуумов, используя своеобразную «лестницу»: обученность — степень обученности — обучаемость — конкретные состояния обучаемых [8].

Оценку результативности, а значит и эффективности учебной деятельности можно сформулировать по параметрам обученности. Установить эффективность — это, прежде всего, значит соотнести результативность — оцененные результаты с теми, которые приняты за оптимально достижимые.

Обученность будем понимать как материализованную социальную цель, переведённую в результативную плоскость, как предел, к которому стремятся любые конкретные результаты обучения. Анализ этих результатов на различных этапах осуществления учебной деятельности показывает достигаемую степень приближения к обученности, то есть степень обученности [7].

Присущее всем людям природное свойство обучаемости при наиболее благоприятных условиях обучения преобразуется в обученность, если наилучшим образом протекает взаимодействие деятельностей преподавания и учения.

Обучаемость обязательно переходит в обученность. Достижение обученности, то есть переход от «незнания» к «знанию», зависит от времени: у одних он проходит быстрее, у других — медленнее.

Таким образом, организация учебной деятельности выступает как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности обучения. Мы сейчас не будем останавливаться на методах и приёмах организации процесса обучения — этому вопросу посвящался не один педсовет. Хотелось бы сегодня остановиться на организации взаимодействия учителя и учащихся.

Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения, отражающая процессы взаимодействия обучающего и обучаемого друг на друга, их взаимную обусловленность и как следствие — изменение когнитивных и психофизиологических состояний субъектов.

В интерактивном обучении изменяется механизм взаимодействия. Происходит смещение активности педагога к активности учащегося. Принципиально по–новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. Основу деятельности учащегося составляет модель «Я сам учусь», а не модель «Меня учат».

Такие подходы заставляют педагога пересмотреть своё отношение к методике подготовки и проведения учебного занятия (к технике написания конспекта, методам и приемам, средствам обучения, формам организации учебной деятельности учащихся) и изменить тактику поведения с учениками во время урока [3].

Успешность, эффективность урока во многом зависит от педагогической позиции учителя. В психологии выделяют разные уровневые позиции в общении.

В позиции «сверху» инициатива на занятии принадлежит педагогу.

Приём «Ты — сообщение» предполагает соглашение вероятностного состояния учащегося в момент совершения действия. Например, учащийся не вовремя сдаёт реферат. Реакция преподавателя: «Я, конечно, понимаю, что тебе не хватило времени на его подготовку, ведь ты увлечённо готовился к празднику».

Приём «Естественные последствия» предполагает, что преподаватель логически продолжит развитие событий и опишет последствия от действия учащегося, но при этом не даст никаких оценок: «Ты не подготовился к уроку, но, не обсудив эту тему, невозможно понять. (указание на конкретное явление). Давай обсудим возникшие трудности в выполнении заданий (не нашёл дополнительную литературу, решил задачу только традиционным способом, не успел прочитать материал параграфа до конца), но задание к следующему занятию увеличится, ты сделаешь».

Современное эффективное занятие требует специальных форм организации. Центральной формой сегодня является учебный диалог. Для осуществления диалога важно создать:

– диалогические отношения, то есть отношения несовпадающих смысловых позиций; поэтому основу диалога составляет поиск способа решения проблемы, когда участники могут высказывать предположения, отстаивать собственную точку зрения;

– коммуникативную ситуацию;

– комфортные условия обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность и интеллектуальную самостоятельность.

Урок, организованный как диалог, должен иметь особую структуру. Гибкость структуры нетрадиционного занятия заставляет педагога искать активные методы обучения, в основе которых лежит диалог [4].

Таким образом, гипотеза, поставленная перед исследованием, подтвердилась, результаты работы еще раз доказали необходимость использования демократических принципов при работе с детьми.

Литература:

  1. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд–во Института Психотерапии. — 2009. — C. 273–275.
  2. Кудимова Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно–образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 494–496.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2–е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик, 2012. — 367 с.
  4. Модели педагогического общения / Акимова М. Н., Илькухин А. А. Самопознание — путь профессионального становления учителя. — Самара, 2011. — С. 36–41.
  5. Осипян И. Ю. Педагогическое общение и его стили [Текст] / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30.
  6. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства; Инфра–М, Форум — Москва, 2012. — 208 c.
  7. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения; Владос — Москва, 2010. — 432 c.
  8. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования; Логос — Москва, 2012. — 200 c.
  9. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. — М.; Воронеж, 2009. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, стиль общения, отношение, педагогическая деятельность, стиль, учащийся, учебная деятельность учащихся, педагогическое общение, личность педагога, педагогическое общение учителя.

Похожие статьи

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Учительученик — родитель: взаимоотношения.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Педагогическое общение — важное условие...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Похожие статьи

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Учительученик — родитель: взаимоотношения.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Педагогическое общение — важное условие...

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.