Ключевые слова: ребёнок, адаптация, общение, социальный, коммуникация.
На сегодняшний день, современные исследователи отмечают, что на первых этапах ступая на школьную ступень образования у детей происходит существенная психологическое преобразование, у детей формируются новые потребности в овладении знаниями и умениями, именно под воздействием социальной ситуации развития. Устанавливая доверительные отношения с учителем и одноклассниками, ребёнок входит в новый режим, происходят довольно существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Основную часть своего времени дети проводят в активном общении с его окружением (родители, другие дети и учителя), теперь содержание коммуникации, не связанно с игрой, на первый план выходит особое деловое общение с окружающими людьми.
В исследованиях Зайцевой К. П., Пелиховой А. В., Яковлевой Г. В. рассматриваются острые социальные проблемы современности особенно выраженно сказываются на детях [1]. У детей дошкольного возраста часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий, а значит недостаточная готовность к самосохранительному поведению. Такие особенности, как доверчивость к окружающим взрослым, и одновременно зависимость от них, восприимчивость, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют уязвимости детей дошкольного возраста. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не напугать их, подготовить к полноценной жизни и не подавить их естественную любознательность, открытость и доверие к миру. Кризисное на настоящий момент состояние института семьи порождает новые вопросы, требующие изучения [2, с. 18].
По мнению Пелиховой Е. В., преобладание неполных и малодетных семей, падение ценности родительства, и различные экономические трудности приводят к незащищенности детей в современных условиях жизни в обществе [3, с. 6]. Данная проблема подтверждает актуальность, важность и необходимость изучения семьи как фактора защищённости ребёнка и его социальной безопасности, поэтому эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребёнку и лицам, которые о нём заботятся, в случае необходимости включают меры защиты.
В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к ним больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя являются для них очень высоким примером. Но уже к 3–4 классам положение дел меняется, у детей постепенно возрастает интерес к общению со своими одноклассниками поэтому учитель для детей становится фигурой менее значимой, менее авторитетной и менее интересной как личность. Меняются темы и мотивы общения, а значит происходит содержательная внутренняя перестройка характера коммуникации, появляются признаки мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны форм поведения партнера к общению и личностных достоинств ребёнка.
К среднему и старшему школьному возрасту возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся термином «внутренняя позиция», которая представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим его детям и взрослым, делам и мероприятиям — такое отношение, которое ребёнок отчетливо может выразить словами и делами. Зарождение внутренней позиции, является переломным моментом в жизни ребёнка и становится началом его относительно самостоятельного личностного и индивидуального развития. Система нравственных норм, которым должен следовать ребёнок и стараться их соблюдать независимо от складывающихся обстоятельств, выделяется в сознании ребёнка, что является фактом становления внутренней позиции. В статье Перминова А. Н. рассматривается содержании понятия «эмоциональная устойчивость», как интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведении в сложной жизненной обстановке [4].
Данный период развития ребёнка характеризуется величайшим конфликтом между ребёнком и средой, и внутри самого ребёнка. В школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций, например, в ситуациях «на уроке», «перемене» и др. Благодаря таким ситуациям, дети усваивают нормы речевого поведения, которые помогают младшим школьникам адаптироваться к новым условиям, сталкиваясь с повседневными трудностями, избегать конфликтных ситуаций в общении. Именно за счет развития коммуникативных способностей у ребёнка данного возраста происходит социальная адаптация к внешним условиям среды [5, с. 247]. Поэтому выделяют следующие виды адаптации: статистическую адаптацию, при которой характер человека, остается неизменным, а лишь проявляются, какие-то новые привычки; динамическую адаптацию, при которой индивид приспосабливается к внешним условиям, но такое приспособление изменяет его, в нем возникают новые стремления [6, с. 58].
Многие психологи изучают человека не только как личность во взаимосвязи и взаимодействии с человеком, но и с окружающими его обстоятельствами, поэтому в своих исследованиях они рассматривают психологический аспект социальной адаптации. Социальную адаптацию Дичев Т. К. и Турусбеков Б. Г. представляют, как систему, направленную на овладение новыми общественными связями. Кроме того, по мнению Даренских Д. А., адаптация учащегося является в определенной мере воспитательной задачей конкретного образовательного учреждения и зависит от мастерства и осознанности этой задачи педагогическим коллективом. По мнению Сутковой Н. В., источником и механизмом воздействия на образованность и социализованность детей дошкольного возраста является именно профессионализм деятельности образовательной организации [7, с.87].
Исследования многих ученых свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация детей к школе происходит по-разному, и на наш взгляд, необходимо отметить индивидуально-типологические различия между детьми, проявляющихся уже с первых дней пребывания в школе. Поэтому мы разделяем детей младшего школьного возраста по группам с разной степенью адаптации. Охарактеризуем уровень адаптации детей в общении в учебной деятельности.
В первой группе дети быстро адаптируются к организации учебной и внеклассной работы, их работоспособность отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работы.
Во второй группе детей могут возникнуть затруднения в виде сложностей в социальных контактах, ограниченности в первое время сфер общения.
В третьей группе детей отмечаются признаки переутомления, появляется недомогание, а также нарушается концентрация внимания.
В четвёртой группе детей работоспособность понижена, и большое напряжение всех систем и функций организма вызывают требования, предъявляемые организацией учебной и внеклассной работы.
В пятой группе детей, трудности адаптации к школе носят ярко выраженный характер. Дети не отвечают требованиям, предъявляемым условиями обучения в обычных классах, т. к. переутомление наступает очень быстро, работоспособность сильно снижается. Обостряются начальные неблагополучия в нервно-психической сфере, поэтому ребёнок ощущает в классе явный дискомфорт.
В шестой группе слабость интеллектуальных, эмоциональных и волевых составляющих познавательной деятельности дополняется незрелостью социальных качеств ребёнка, несформированностью у него психологии ученика [5, 69–72].
Таким образом, проблема социальной адаптации детей младшего школьного возраста является актуальной, и поэтому мы считаем, что для успешной социальной адаптации необходимо формирование коммуникативных способностей у детей данного возраста, которые заключаются, в освоении ключевых норм человеческого общения, правил поведения в школе и т. д.
Литература:
1. Яковлева Г. В., Зайцева К. П., Пелихова А. В. Развитие инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования//Вклад современных молодых ученых в науку будущего: сборник трудов Международной молодежной мультидисциплинарной научно-практической конференции. Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»; Под общей редакцией О. П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, — 2015. — С. 237–244
2. Викжанович С. Н., Четверикова Т. Ю., Романова Е. А., Кузнецова Г. Н., Обухова С. Н., Меркулова Л. П., Приданова М. В., Бронзова Ж. Е., Краснова Е. В., Панкова В. В. Инновационные образовательные технологии и методы обучения / Saint-Louis, — 2014.
3. Пелихова, А. В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребёнка дошкольного возраста [Текст]: авторефе. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Пелихова. — Челябинск, 2011. — 25 с.
4. Перминов А. Н. Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов сервиса и туризма процессе профессиональной подготовки /А. Н. Перминов// Педагогическое образование в России. -2012. -№ 4-С. 133–136.
5. Зайцева К. П. Формирование коммуникативных способностей как основа социальной адаптации детей младшего школьного возраста: дисс., 2011. 256 с.
6. Клюева, Н. В., Филиппова, Е. В. Общение. Дети 5–7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 191с.
7. Сутковая Н. В. Феномен профессионально-управленческой компетентности руководителя ДОУ: категориальный анализ / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2015. — № 3 (24). — С. 84–89.
8. Леонтьев А. А. Педагогическое общение/ А. А. Леонтьев. — М…: Знание, 1986. — 176 с.
9. Психология / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1999. — 584 с.
10. Уразова А. Р., Чернышова Е. Н. Индивидуализация детей в дошкольной образовательной организации / В сборнике: Европейские научные исследования Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. — 2017. — С. 156–158.
11. Котенева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования положительного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста / Фундаментальная и прикладная наука. — 2017. — № 1 (5). — С. 53–56.
12. Яковлева Г. В., Сваталова Т. А., Обухова С. Н., Кузнецова Г. Н., Литвиненко Н. В., Рыбакова Е. А., Зайцева К. П. ФГОС ДО: разрабатываем основные образовательные программы ДОУ / методические рекомендации руководителям ДОУ / — Челябинск, — 2014.
13. Рыбакова Е. А. Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / В сборнике: Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров материалы XVIII Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 5–8.
14. Чернышова Е. Н. Роль дошкольной образовательной организации и семьи в становлении образа «Я« ребёнка дошкольного возраста / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / — 2017 (Том. 2)

