От сказки к реальности (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Артемьева, А. Б. От сказки к реальности (из опыта работы) / А. Б. Артемьева, И. Ю. Никонорова, Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13455/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье изложен опыт работы воспитателей ЦССВ «Южное Бутово» по использованию придуманной сказки в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

К работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляются особые требования. Таким воспитанникам необходима, как правило, телесная близость для того, чтобы они могли воспринимать другие предметы и людей и устанавливать с ними связи. Эти дети нуждаются в людях, которые элементарным образом знакомят их с окружающим миром, помогают им. Педагогическая поддержка приводит к тому, что воспитанники, несмотря на существенную социальную зависимость, раскрепощаются, учатся самовыражению, приходят к пониманию самоценности. Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению ученых, социальное развитие ребёнка проявляется в способах познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Содержание социализации, как педагогического явления, можно представить, в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с овз является взаимодействие, направленное на установление связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для развития различных средств коммуникации, формирование первичных представлений об окружающем, формирование сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти, альтернативной (невербальной) коммуникации.

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы немаловажную и эффективную роль играет использование сказки. Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, она очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Работая с контингентом сложных детей мы использовали много различных форм работы со сказкой. Это были театрализованные игры с детьми с умеренной умственной отсталостью, владеющими речью. Дети, не владеющие речью, выполняли роли без слов, с помощью жестов, действий, эмоций (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка»). В интегрированные занятия включали сюрпризные моменты с участием сказочных персонажей из знакомых сказок.

В формате творческой группы, т. е. объединившись несколько групп, мы провели цикл занятий «Времена года». Цикл включал: сбор материала, подготовку, проведение межгрупповых мероприятий, и итоговые кукольные театры с включением в действо детей. В мероприятиях использовались загадки, песни, игры, заклички, хороводы, практические занятия по темам (поделки и аппликации из природного материала, рисование, лепка), дидактические игры с использованием тематических картинок, муляжей, фотографий, аудио и видео материалов, и конечно, на этих занятиях и мероприятиях отводилось не последнее место сказочным героям. Анализируя работу в формате межгрупповых занятий и мероприятий, мы заметили положительную динамику в развитии коммуникативных навыков и умений наших воспитанников. Это проявлялось в положительно-эмоциональной реакции на приход сверстников из других групп, на встречу знакомых лиц на прогулке, проявлении интереса к происходящим событиям в местах сбора детей из разных групп. Некоторые наши воспитанники перестали бояться мест скопления детей на общих мероприятиях, незнакомых мест, незнакомых лиц, более легко и быстро шли на контакт с незнакомым взрослым и сверстником из другой группы, ранее с которым они не встречались.

С изменением статуса нашего учреждения, которое из детского дома-интерната переименовалось в «Центр содействия семейному воспитанию», изменился и контингент воспитанников. Дети поступали с тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройством аутистического спектра, не владеющие речью. У большинства этих детей не сформированы навыки самообслуживания, отсутствовали элементарные представления об окружающем мире предметов и явлений. Работа с этими детьми требовала нового, специфического, компетентностного подхода, новых технологий. В нашей работе мы ориентировались на ФГОС для умственно отсталых детей. Внеурочная деятельность, которой у нас в учреждении занимаются воспитатели, представлена по следующим направлениям развития личности ребенка: познавательным, социально-эмоциональным, спортивно-оздоровительным, культурным, творческим. Для категории наших воспитанников нужен был новый подход к сказке и работе с ней, учитывающий все вышеуказанные компоненты. Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения социальной действительности. Например, сказка «Репка» учит помогать друг другу, быть дружными, звать на помощь самим, когда не справляешься, «Маша и медведь» предостерегает в лес одному не ходить, можно попасть в беду, а если попал, то не отчаивайся, а старайся найти выход их создавшейся ситуации. Все эти сказки не дают прямых указаний, наставлений детям: «слушайся родителей», «не уходи из дома без спроса», «помогай старшим», «зови на помощь, если не справляешься» и т. д., но в их содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Существенную роль в познании ребенком окружа­ющего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблю­даются нарушения ощущений различной модально­сти и соответственно восприятия объектов и ситуаций. У наших воспитанников наблюдается недоразвитие познавательной деятельности — как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Опыт работы показал, что наиболее эффективна с данной категорией детей, работа с придуманной педагогами сказкой.

Сказку можно придумать о любом предмете или явлении окружающей действительности. Компетентностный подход в работе с такой сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности. Например, если дети не любят мыться с мылом, можно придумать сказку про мыло и проработать её по всем направлениям развития личности ребенка следующим образом: можно рассмотреть разные виды мыла, твердые и жидкие, понюхать, потрогать, понаблюдать как оно меняется при взаимодействии с водой, вылепить его из пластилина, поиграть с мыльными пузырями, посмотреть мультик про мыло и мочалку, сделать себе «мыльные перчатки», искупать куклу с мылом, перелить жидкое мыло в бутылочку другого цвета, найти одинаковые кусочки мыла и даже сделать простейшую поделку из папье маше с использованием мыла, поиграть в игру «передай мыло сухое и мокрое». В результате дети научатся многим полезным навыкам обращения с мылом, научатся взаимодействовать друг с другом, приобретут опыт, и умение использовать этот опыт в жизненных ситуациях. Используя в работе такие сказки, об окружающих нас предметах, мы отметили следующие результаты

‒ Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым

‒ Умение детей сдерживать отрицательные эмоции

‒ Проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности

‒ Накопление сенсорного опыта

‒ Проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам

‒ Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности

‒ Проявление желания участвовать в подвижных и музыкально-двигательных играх

В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития сводится к социальной адаптации. Процесс воспитания направлен на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, что позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни. И исходя из вышеизложенного можно сказать что компетентностный подход в работе с социальной, придуманной педагогами сказкой очень помогает в решении задач социальной адаптации наших воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, множественное нарушение развития, сказка, социальная адаптация, категория детей, направление развития личности ребенка, Проявление интереса, умственная отсталость, эмоционально-волевая сфера.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей, Проявление интереса, направление развития личности ребенка...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития...

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая сфера.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Коммуникативные способности дошкольников с умственной...

ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей, Проявление интереса, направление развития личности ребенка...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития...

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях...

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая сфера.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья, отношения со сверстниками, и внутренними — особенности личности (недостатки интеллекта...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Коммуникативные способности дошкольников с умственной...

ребенок, нарушение, нарушение интеллекта, Российская Федерация, социально-эмоциональное развитие, целенаправленная работа воспитателя, умственная отсталость, социальная среда, ранний возраст...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы...

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие.