В статье представлены результаты эмпирического исследования личностного потенциала педагогов: профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО ТюмГМУ и учителя МАОУ СОШ № 40 города Тюмени. По результатам анализа было выявлено, что для субъектов образовательной деятельности характерна проблема сформированности и самореализации личностного потенциала педагога.
Ключевые слова: самореализация, самоорганизация, удовлетворенность жизнью
The article presents the results of an empirical study of teacher's personal potential: the teachers of Tyumen State Medical University and the teacher of the secondary school (MAEI secondary School No. 40). By the results of the analysis, it was revealed that the subjects of educational activity are characterized by the problem of the formation and self-realization of the teacher's personal potential.
Keywords: self-realization, self-organization, satisfaction with life
Актуальность. В современном быстроменяющемся мире, где происходящие процессы носят революционный характер, что находит свое отражение в новых стандартах образования, в профессиональных стандартах педагога. К личности педагога, к его внутренним резервам предъявляются новые требования. Педагогу необходимо не просто реагировать на происходящие изменения, но и успешно выполнять свою профессиональную деятельность.
В связи с этим проблема развития личностного потенциала приобретает важное значение.
Современность рассматривается как эпоха инновационного общественного развития, предъявляет особые требования к человеку. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, которые бы позволили человеку эффективно участвовать в происходящих процессах [3, с.188]
Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться [8]. По Д. А. Леонтьеву «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости. Формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни» [5, с.145].
Таким образом, в современных условиях, для развития, формирования и реализации соответствующих компетенций, педагог должен иметь необходимый уровень личностного потенциала.
Материалы иметоды исследования: Исследование проводилось на базе: 1. Профессорско-преподавательский состав (ППС) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тюменского государственного медицинского университета (ФГБОУ ТюмГМУ) — 41 педагог. Средний стаж работы 23 года. 2. Учителя муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 40 города Тюмени (МАОУ СОШ № 40) — 49 педагогов. Средний стаж работы 22 года. В нашей работе были использованы следующие методики опросник «Самоорганизация деятельности» (ОСД) Е. Ю. Мандрикова, модифицированная С. А. Богомазом. Опросник предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Он включает шесть шкал: планомерность, целеустремленность, настойчивость (способность к волевому переходу от планирования к осуществлению деятельности), фиксация (ригидность, потребность в завершении деятельности), самоорганизация с использованием внешних средств, ориентация на настоящее [4]. Для анализа результатов воспользуемся значением «Норма», полученным в исследованиях С. А. Богомаза (2010–2014гг).
Для оценки субъективного благополучия нами применялась шкала «Удовлетворенность жизнью» (ШУДЖ) Э. Динера, модифицированная С. А. Богомазом. Шкала «Удовлетворенность жизнью», позволяет измерять эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающего общий уровень психологического благополучия. Значение «Норма» взято из исследований С. А. Богомаза (2010–2014гг).
Карьерные ориентации позволяет выявить тест «Якоря карьеры» Э.Шейн, модифицированную С. А. Богомазом. Это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т. п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Рассматривается 3 авторских шкалы (ориентация на «служение», «вызов», «менеджмент (предпринимательство)») и две оригинальные шкалы (ориентация «на свобода для» и «свобода от»). Значения «Нормы» взяты из исследований С. А. Богомаза (2010–2014гг).
Результаты исследований обрабатывали при помощи стандартных статистических пакетов («SPSS-11,5 for Windows»). Для определения статистической значимости различий непрерывных величин использовался t-критерий Стьюдента. Непрерывные переменные представлены в виде М±m (выборочное среднее ± ошибка среднего). В данном исследовании использовался критический уровень значимости р, где он не превышал 0,05 (р<0,05), что означало достоверность полученных отличий.
Исследование направлено на изучение личностного потенциала субъектов образовательного процесса.
Обсуждение результатов. Исследование личностного потенциала педагогов проводилось на основе анализа следующих элементов: самоорганизации деятельности, карьерные ориентации и удовлетворенности жизнью.
Рассмотрим степень сформированности самоорганизации деятельности (см. табл.1).
Таблица 1
Средние значения компонентов ОСД
|
|
ППС |
Учителя |
Среднее |
Норма |
|
Планомерность |
21,51±4,09 |
20,91±3,97 |
21,21±4,03 |
21,36±6,12 |
|
Целеустремленность |
32,72±9,45 |
33,44±6,29 |
33,08±7,87 |
38,3±4,96 |
|
Настойчивость |
24,42±5,40 |
24,11±4,58 |
24,27±4,99 |
26,5±6,70 |
|
Фиксация |
26,11±4,96 |
25,91±4,92 |
26,01±4,94 |
21,16±5,70 |
|
Самоорганизация |
10,83±1,95 |
8,7±1,57 |
9,77±1,76 |
11,1±4,80 |
|
Ориентация на настоящее |
9,44±1,79 |
10,06±1,91 |
9,77±1,85 |
10,01±3,10 |
Из табл. 1 видно, что сравнение результатов испытуемых со значением «Норма» свидетельствует о недостаточной сформированности компонентов самоорганизации. В частности, у педагогов слабо развиты навыки планирования (шкала «Планомерность»). Средний балл 21,21, при нижнем квартиле 18 (данные по квартилям приведены из исследований С. А. Богомаза). Поставленная цель редко бывает достигнута (шкала «Целеустремленность»). Средний балл 33,08 при нижнем квартиле 36. Педагоги не способны предпринять волевые усилия для доведения начатого дела до конца (шкала «Настойчивость»). Средний балл 24,27, при нижнем квартиле 23 балла. Человек редко прибегающий к самоорганизации при помощи внешних средств (шкала «Самоорганизация»). Средний балл 9,77, при нижнем квартиле 7 баллов. Человек со слабой концентрацией на настоящем (шкала «Ориентация на настоящее»). Средний балл 9,77, при нижнем квартиле 8 баллов. Тогда как шкала «Фиксация» характеризует педагога как исполнительного человека, негибкого в планировании, трудно перестраивающегося на новые отношения.
Выявленные проблемы самоорганизации деятельности указывают на затруднения у педагогов формулировать и достигать цель. Работа педагогов носит ситуативный характер, что связано с возросшей отчетной документацией, а это, в свою очередь, заставляет реагировать только на актуальные вопросы, что приводит к отсутствию перспективных целей и плана по их достижению.
Данные в табл. 2 показывают структуру карьерных ориентаций. В нашем исследовании мы рассматривали результаты с позиции самореализации личности при планировании своей карьеры.
Таблица 2
Средние значения шкал опросника «Якоря карьеры»
|
|
Педагоги (ВУЗ) |
Учителя |
Среднее |
Норма |
|
Ориентация на «служение» |
5,71±1,14 |
5,41±1,08 |
5,56±1,11 |
5,50±1,07 |
|
Ориентация на «вызов» |
3,64±0,69 |
3,89±0,74 |
3,77±0,72 |
4,51±1,18 |
|
Ориентация на «предпринимательство» |
2,03±0,41 |
2,39±0,48 |
2,21±0,45 |
4,12±1,66 |
|
Ориентация на «свободу для» |
5,10±0,97 |
4,62±0,88 |
4,86±0,93 |
5,10±1,09 |
|
Ориентация на «свободу от» |
5,24±0,99 |
4,27±0,81 |
4,76±0,90 |
4,91±1,06 |
Результаты близкие к «норме» получены по шкале «Ориентация на свободу для» (средний балл 4,86, при норме 5,10), то есть для педагога свобода не является необходимым условием для того чтобы что-то сделать самостоятельно. И по шкале «Ориентация на свободу от» (средний балл 4,76, при нормативном значении 4,91), педагоги не тяготятся организационных правил и ограничений. Средние значения по этим шкалам говорят о двойственности, когда педагог не может осознать свое положение в профессии: профессия — форма самореализации или форма избегания неудач. Близкие к норме результаты получены по шкале «Ориентация на служение» (средний балл 5,56, при значении норма 5,50), но если учесть, что основными ценностями по данной шкале является «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям» и т. д, то результаты свидетельствуют о негативной тенденции.
Низкие значения получены по шкале «Ориентация на вызов», что свидетельствует о заниженной ценности конкуренции, преодоления препятствий, победа над другими (средний балл 3,77, при нижнем квартиле 3,80). Низкие значения по шкале «Ориентация на предпринимательство», что свидетельствует об отсутствии стремления создавать что-то новое, преодолевать препятствия (средний балл 2,21, при нижнем квартиле 2,80). Следовательно, низкий уровень ориентации педагогов на активность и самостоятельность.
Для оценки субъективного благополучия использовали шкалу «Удовлетворенность жизнью». Полученные данные приближены к значению «Норма», что характеризует педагогов средней степенью удовлетворенностью жизни, но не обладающих способностью смело браться за новые дела (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения шкалы «Удовлетворенности жизнью» Э. Диннера
|
|
Педагоги (ВУЗ) |
Учителя |
Среднее |
Норма |
|
Удовлетворенность жизнью |
22,91 |
21,76 |
22,34 |
22,80 |
Таким образом, анализ результатов показывает негативных характер проявления личностного потенциала педагогов. Ни один из рассматриваемых компонентов личностного потенциала педагога не имеет высокого значения характеристики позитивной личности. Анализ индивидуальных результатов, подтверждает наличие педагогов с высоким уровнем сформированности личностного потенциала.
Понятие личностного потенциала характеризует уровень личностной состоятельности педагога. А если у педагога низкий уровень личностного потенциала? Чему он сможет научить своих учеников? Как отмечает К. Г. Юнг «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» [7, с.185]. Личностный потенциал педагога проявляется в разных видах педагогической деятельности, важнейшей из которых является работа с детьми. Именно поэтому педагог должен обладать высокой степенью личностного потенциала. Уметь не просто приспосабливаться к жизни, а развивать системообразующие личностные качества, которые повысят успешность педагогической деятельности за счёт развития саморегуляции педагогов и совершенствования ими как профессиональной деятельности, так и своей жизни в целом.
Литература:
- Богомаз С. А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенностей представителей трех городов Сибири // В сб.: «Ценностные основания психологической науки и психология ценностей» / Отв.ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. — М.: Изд-во «ИП РАН», 2008. — С. 262–297.
- Богомаз С. А., Каракулова О. В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно — и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психол. журн. — 2010. — № 37. — С. 48–51
- Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Научное изд-е. — Томск: Томский государственный университет, 2009. — 240 с.
- Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности. //Психологическая диагностика. Москва 2010. № 2. — С.87–111.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Изучение личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий // Отчет о выполнении научно-исследовательской работы. — 2008. — 8 с.
- Старикова О. В. Личностный потенциал // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. — М.: МПСИ, 2009. — С.145.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М.: Канон, 1995. — 334 с.
- [Электронный ресурс] http://www.phsychologos.ru/articles/view/potential_lichnosti

