Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 3143 раза

Библиографическое описание:

Нефедова, Ю. В. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами (из опыта работы) / Ю. В. Нефедова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11286/ (дата обращения: 23.04.2024).



Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

1. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

4. Оттиск печатками из ластика.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.

5. Печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

6. Воздушные фломастеры.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

7. Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.

8. Черно-белый ицветной граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

9. Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Перышко.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.

11. Рисование по сырой бумаге

Средства выразительности: фактура, тон, цвет.

Материалы: емкость с водой, салфетка.

Способ получения изображения: сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Возьмем акварель и нарисуем все, что душе угодно.

12. Точечный рисунок.

Средства выразительности: точка, цвет

Материалы: фломастер, карандаш, бумага; гуашь, зубочистки.

Способ получения изображения: взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. На зубочистку туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

13. Тканевые изображения.

Средства выразительности: фактура, цвет,

Материалы: любая ткань, картон.

Способ получения изображения: рисунок на ткани вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают детели. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

14. Батик

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: ткань, крахмал, рамка, акварель или гуашь, карандаш, кисти.

Способ получения изображения: это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

15. Рисование мыльной пеной

Средства выразительности: фактура.

Материалы: губка, пена, краски, простой карандаш.

Способ получения изображения: взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

16. Клеевая техника

Средства выразительности: фактура, объем, цвет.

Материалы: клей, карандаш

Способ получения изображения: простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал

17. Рисунок на сырой мятой бумаге

Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки

Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи

Литература:

  1. Г. И. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М., Издательство «Скринторий 2003», 2013 -72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушечка, бумага, материал, плотная бумага любого цвета, цвет, пластиковая коробочка, тонкий поролон, изменение цвета.

Похожие статьи

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

способ получения изображения, штемпельная подушка...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Развитие художественной одаренности младших школьников

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков. манипулируя...

Нетрадиционная техника рисования для малышей

Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка.

способ получения изображения, штемпельная подушка...

способ получения изображения, средство выразительности, штемпельная подушка, ребенок, плотная бумага любого цвета, цвет, гуашь, бумага, материал, пластиковая коробочка. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными...

Развитие художественной одаренности младших школьников

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета...

способ получения изображения, штемпельная подушка, ребенок, изобразительная деятельность, плотная бумага любого цвета, пластиковая коробочка, материал, гуашь, тонкий поролон, бумага.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве.

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков. манипулируя...

Нетрадиционная техника рисования для малышей

Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого. Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.