Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 04.08.2015

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Белогрудова, М. В. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха / М. В. Белогрудова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8576/ (дата обращения: 24.04.2024).

Статья посвящена преемственности и интеграции педагогических технологий, ставших классикой отечественного образования, и инноваций нового современного образовательного стандарта, ориентированных на перспективу школы будущего.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, информационно-коммуникативные технологии, урок музыки, искусства, оптимизация учебного процесса, ситуация успеха.

 

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Радость в учебе, в любом виде труда школьника — от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Всем известно, что ее «горючее» — успех.

Именно учебные достижения школьника окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему индивидуальна и уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. В работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Его задача заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. От профессиональной компетентности учителя зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Ситуацию успеха используют на своих уроках и занятиях многие педагоги и воспитатели. Смысл данной стратегии в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, осознать и пережить значимость, результат проделанной работы. Для этого необходимы:

-        проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;

-        активные усилия в ходе поисковых ситуаций;

-        увлеченность и рост музыкальных способностей;

-        острота слуховой наблюдательности;

-        интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;

-        осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;

-        интерес к другим видам искусства.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально — положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное предопределило использование информационно — коммуникативные технологий в процессе преподавания музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применять полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для них означает:

-        индивидуальное развитие и самовоспитание;

-        средство дополнительной мотивации к деятельности;

-        новый вид наглядности;

-        эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу, инновационную сферу для творчества и самообразования.

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

-        оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

-        опора на познавательный интерес каждого ребенка;

-        создание позитивной психологической атмосферы;

-        саморазвитие личности;

-        личностная направленность.

Здоровьесберегающие технологии в формате нового образовательного стандарта имеют важный приоритет и актуальную значимость. В рамках современного урока они представлены развернутым спектром: ритмо-терапия, арт-терапия, эстето-терапия музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния обучающихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности. Кстати, невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности без упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и В. В. Емельянова.

Условиями успешности обучения на уроках музыки являются: проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, развивает и воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки — развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом тонусе и поиске. Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Основной тезис педагогики музыкального образования: «Урок музыки — урок искусства». Это предполагает доминирование на таких уроках духовно — практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством. Основной идеей данного метода обучения является организация своеобразных музыкальных лабораторий в средних школах, ядром которых выступает вовлечение учащихся в творческие коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Их организация в современной школе часто представляет значительные трудности. Они связаны с позицией родителей учащихся, рассматривающих школьное образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, с низким уровнем общей культуры и музыкальных пристрастий учащихся. Всё это ориентирует педагога-музыканта на поиск и выбор новых методов работы по организации музыкального творчества школьников.

Методы эмоциональной драматургии (автор — Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор — Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством — все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. Суть метода эмоциональной драматургии состоит в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен урок, музыкальный фестиваль, концерт, конкурс. Существование данной модели допускает множество вариантов решения, которые зависят от музыкально — педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Кроме прочего, метод требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный «выход» за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. В целом, его цель — обеспечить необходимую связь музыки с жизнью.

Обобщая, можно сделать следующие выводы. Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в современной школе, обусловлена потребностью организации музыкальной творческой деятельности обучающихся. Обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Такая творческая деятельность даёт эффективные результаты в том случае, если действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех.

 

Литература:

 

1.      Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. — 2001. — № 3

2.      Гузеев В. В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

3.      Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств — М.: НИИ школьных технологий, 2003.

4.      Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989г.

5.      Абдуллин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е. Д. Критская, Л. В. Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000 г.

6.      Сергеев И. С., Блинов В. И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности — Москва. Издательство «Аркти», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): Урок музыки, вид искусства, музыкальное образование, ситуация успеха, метод обучения, музыкальное произведение, современная школа, учебный процесс, художественный контекст, эмоциональная драматургия.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

В центе процесса обучения — ученик. Обучение: преподавание + учение.

В создании ситуации успеха важную роль играет правильный выбор репертуара.

— 544 с. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Приводятся формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального... музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

музыкальное образование, музыка, музыкальная деятельность, музыкальное искусство, школьная дискотека, музыкальное образование старшеклассников, общеобразовательная школа, искусство, класс...

Функции музыкального искусства и их реализация...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская...

Процесс становления личности будущего учителя музыки базируется на трех стадиях музыкального образования. Первая стадия — музыкальная школа, где обучение не носит профессиональный характер, и каждый ребенок...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

В центе процесса обучения — ученик. Обучение: преподавание + учение.

В создании ситуации успеха важную роль играет правильный выбор репертуара.

— 544 с. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Приводятся формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального... музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

музыкальное образование, музыка, музыкальная деятельность, музыкальное искусство, школьная дискотека, музыкальное образование старшеклассников, общеобразовательная школа, искусство, класс...

Функции музыкального искусства и их реализация...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская...

Процесс становления личности будущего учителя музыки базируется на трех стадиях музыкального образования. Первая стадия — музыкальная школа, где обучение не носит профессиональный характер, и каждый ребенок...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения, музыкальный юношеский факультет, музыкальное обучение...