Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 10.03.2016

Статья просмотрена: 2948 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е. П. Кузнецова, А. М. Кошелева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9983/ (дата обращения: 16.04.2024).



Каждый век придумывает свои методы и приемы обучения чтению, затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий «переоткрыть» и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. В последнее время большинство авторов склонны считать метод обученияспособом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Согласно педагогическому словарю под редакцией Л. П. Крившенко, методы обучения — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей [2, с. 417].

П. Э. Соломахо рассматривает методы обучения какупорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний [3, с.16].

Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы обучения. Каждый из приёмов рассчитан на то, чтобы приблизить учащихся к конечной цели обучения. Приём, по определению педагогаКонышевой, — это не что иное, как элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи на определенном этапе, иными словами, прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода [1, с. 14].

Приемы занимают центральное место в учебной деятельности учащихся и решающим образом влияют на нее. Благодаря умелому сочетанию взаимосвязанных приемов учителю удается повысить эффективность учебного процесса, показать свое методическое мастерство.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Таким образом, различные способы обучения могут выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.

Как известно, основными задачами в обучении иностранному языку являются: развитие коммуникативной компетентности учащихся, творческого мышления, развитие познавательного интереса к самостоятельному изучению языка. Современный учитель должен применять различные технологии, методы и приемы обучения, умело комбинировать их в соответствии с поставленной методической задачей.

Часто учителя сталкиваются с проблемой низкой мотивации на уроках развития навыков чтения, поэтому нужно создавать такие условия, чтобы чтение стало интересным. При этом нужно учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью, учитывая при этом характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития. Многие педагоги используют интерактивные приемы обучения чтению.

Слово «интерактивный» произошло от английского слова «interact», что значит взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный — равному», где учитель и ученик — часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. На наш взгляд, некоторые из этих методов являются актуальными при работе с чтением:

 «Карта памяти»;

 «Мозговой штурм»;

 «Учимся вместе»;

 «Метод эмпатии».

Рассмотрим указанные методы более подробно.

Метод «Карта памяти» — является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

 творческое усвоение школьниками учебного материала;

 связь теоретических знаний с практикой;

 активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

 формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

 формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

StudentTeamLearning / Oбучение в команде — метод, уделяющий особое внимание «групповым целям» (teamgoals) и успеху всей группы (teamsuccess), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/ проблемой/ вопросом, подлежащими изучению.

Методэмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Помимо интерактивных методов, существуют различные приемы при обучении чтению. Некоторые из них приведены в таблице «Приемы обучения различным видам чтения»

Ознакомительное чтение

Поисковое /

Просмотровоечтение

Изучающее чтение

Приемы для всех видов чтения

Вопросно-ответные упражнения

Вопросно-ответные упражнения

Вопросно-ответные упражнения

Деление на категории

Деление на категории

Деление на категории

Исправление

Исправление

Заполнение пропусков

Называние

Нахождение сходств и различий

Упражнение на дополнение

Сопоставление

Заполнение пробелов

Исправление

Множественный выбор

Сопоставление

Нахождение сходств и различий

Составление плана

Множественный выбор

Заполнение пробелов

Деление текста на абзацы

Составление кратких записей

Перекодирование информации

Восстановление последовательности

Дополнение рисунка

«Мозаика»

Обобщение

Викторина(квиз)

Ссоставление списка

Верные/неверные утверждения

Верные/ неверные утверждения

Сопоставление

Заполнение таблицы

Составление семантической карты

В заключение отметим, что методы и приемы, используемые для обучения чтению, заслуживают внимания, если они реализуют поставленную задачу: научить извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи.

Литература:

1 Конышева, А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку: учеб. пособие / А. В. Конышева. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 304 с.

2 Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби: Проспект, 2005. — 432 с.

3 Соломахо, П. Э. Общая и профессиональная педагогика / П. Э. Соломахо. — М., 2002. — 47 c.

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, метод обучения, прием, Прием обучения, заполнение пробелов, коллективная мыслительная деятельность, множественный выбор, нахождение сходств, образовательный процесс, учебный процесс.

Похожие статьи

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

мозговой штурм, прием, метод обучения, Прием обучения, множественный выбор, нахождение сходств, заполнение пробелов, учебный процесс, образовательный процесс, коллективная мыслительная деятельность.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм».

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Классификация методов и приемов обучения в педагогической литературе разнообразна. Выделяют традиционные и инновационные методы. По типу познавательной деятельности и способу взаимодействия обучающих и обучающихся различают...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обучения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

В данной работе рассматривается основные понятие лежащие в основе методики формирования общих приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике. Ключевые слова: учебная деятельность, учебная задача, приём деятельности...

Классификация методов активного обучения применительно...

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду...

Методы и приёмы работы в современной школе

В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах.

Активные методы обучения как средство формирования...

мозговой штурм, активный метод обучения, метод проектов, этап, компетенция, решение, совместная деятельность, образовательный процесс, идея, проблема.

Похожие статьи

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

мозговой штурм, прием, метод обучения, Прием обучения, множественный выбор, нахождение сходств, заполнение пробелов, учебный процесс, образовательный процесс, коллективная мыслительная деятельность.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм».

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Классификация методов и приемов обучения в педагогической литературе разнообразна. Выделяют традиционные и инновационные методы. По типу познавательной деятельности и способу взаимодействия обучающих и обучающихся различают...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обучения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

В данной работе рассматривается основные понятие лежащие в основе методики формирования общих приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике. Ключевые слова: учебная деятельность, учебная задача, приём деятельности...

Классификация методов активного обучения применительно...

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду...

Методы и приёмы работы в современной школе

В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах.

Активные методы обучения как средство формирования...

мозговой штурм, активный метод обучения, метод проектов, этап, компетенция, решение, совместная деятельность, образовательный процесс, идея, проблема.