Когнитивно-поведенческий подход в реализации коррекционно-развивающей программы «Прыжок в другое Я» по развитию социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 28.03.2016

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Бахарева, Г. Н. Когнитивно-поведенческий подход в реализации коррекционно-развивающей программы «Прыжок в другое Я» по развитию социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью / Г. Н. Бахарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10090/ (дата обращения: 20.04.2024).



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью, одним из требований к выпускникам является возможность их успешной социализации и интеграции в систему социальных отношений.

С этой целью актуальным считаем выявление и коррекцию недостатков развития навыков конструктивного взаимодействия умственно отсталых школьников с окружающими людьми.

По итогам психологического исследования среди учащихся с легкой умственной отсталостью в КГКОУ Школа 3 г. Комсомольска-на-Амуре, проводимого с помощью цветового теста Люшера (профессионального инструментария «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта были выделены особенности развития личностной, поведенческой и коммуникативной сферы данной категории учащихся:

 внутренний дискомфорт, эмоциональная неустойчивость;

 склонность к фрустрациям, увеличивающие ведомость в общении со сверстниками, неумение проявить лидерские качества;

 проявления агрессии в контактах с окружающими;

 трудности анализа ситуации, недопонимания причинно-следственных связей в коммуникативной деятельности;

 наличие слабо развитой регуляции в общении, высокого уровня развития конфликтности;

 трудности в выражении собственного мнения, своей позиции;

 стереотипное использование речевых и поведенческих штампов;

 недоразвитие самооценки и самоконтроля и проявление аффективных и неадекватных реакций на оценку результатов своей деятельности.

Все это в дальнейшем может оказать отрицательное влияние на развитие социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью.

Для преодоления перечисленных трудностей в школе проводится коррекционно-развивающая работа с учащимися 5–9 классов по авторской программе поведенческого тренинга «Прыжок в другое Я», направленной на трансформацию неконструктивных форм поведения подростков в конструктивные.

Методология поведенческого тренинга базируется на когнитивно-поведенческом (А. Бандура, А. Бек) подходе, позволяющем формировать осознанное отношение к взаимодействию подростков с другими людьми, отрабатывать поведенческие и коммуникативные навыки. Когнитивный компонент используется для переосмысления дезадаптивных мыслей и изменения негативных установок. Поведенческий тренинг строится с учетом возрастных особенностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), фундаментального положения о законах развития ребенка с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили) подростка, технологий тренинговой работы (Фопель К., Лидерс А. Г.).

Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на психологическую подготовку подростков к различным непредвиденным обстоятельствам, возможность освоить новые образцы поведения, преодолеть трудности в выражении собственного мнения, снизить уровень негативных реакций на оценку своей деятельности.

Психолого-педагогическая программа поведенческого тренинга «Прыжок в другое Я» учитывает индивидуальные особенности формирования социальной компетентности умственно отсталых подростков и динамики их продвижения в социальном развитии.

Преимущество групповой работы состоит в возможности тренировать независимое поведение в безопасной ситуации, получить обратную связь и поддержку других участников.

Тематическая насыщенность программы тренинга позволяет разнопланово нарабатывать способы выражения негативных состояний и чувств, развивать контроль над деструктивными эмоциями, проявлениями агрессивности, модифицировать и заменять дезадаптированные формы поведения на адаптированные модели и закреплять положительные поведенческие реакции.

В процессе занятий учащимся демонстрируются адекватные формы поведения в ситуации социального взаимодействия («Я поступлю так…), транслируются позитивные психологические установки («У меня все получится»), отрабатываются алгоритмы поведения («Формулы поведения»), направленные на развитие основ социальных ценностей.

Многообразие техник способствует варьированию в выборе способов социального поведения и изменению негативных эмоциональных состояний.

Особое внимание в поведенческом тренинге уделяется учащимся с крайне низким уровнем развития всех компонентов социальной компетентности, проявляющим:

 равнодушие к социальным проблемам,

 неспособность к сопереживанию сверстнику,

 проблемные формы поведения (агрессивность, конфликтность, обидчивость и др.)

Тематическое планирование занятий

Подготовительный этап. Диагностика эмоциональных состояний с помощью цветового теста Люшера (профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта.

Основной этап.

  1. Я — это интересно! Цель: установление контактов между участниками. Создание атмосферы доверия и безопасности. Принятие правил. — 1 занятие
  2. Владей эмоциями! Цель: Осознание собственных эмоций и эмоций другого человека. Коррекция и развитие адекватного выражения эмоций. — 1 занятие.
  3. Уверенное поведение. Цель: Приобретение способности действовать уверенно, ослабление ведомости в общении со сверстниками. Развития навыков отстаивать собственное мнение, свою позицию. — 2 занятия.
  4. Я вне агрессии. Цель: Коррекция негативные сторон поведения. Снятие конфликтности. Трансформация использования речевых и поведенческих штампов. — 2 занятия.
  5. Научись разрешать конфликты. Цель: Коррекция и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Решение конфликтных ситуаций вербальными средствами. — 2 занятия.
  6. Научись действовать в команде. Цель: Развитие способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие. — 1 занятие
  7. Принимай решения! Цель: Отработка навыка самостоятельного принятия решения. Коррекция и развитие личностного качества — целеустремлённость, настойчивость. — 2 занятия.
  8. Прыжок в другое Я. Цель: Развитие самооценки и самоконтроля и коррекция поведенческих реакций на оценку результатов своей деятельности. — 1 занятие
  9. Незнакомый Я. Цель: Формирование интереса к себе как к личности — 2 занятия.

Итоговый этап. Повторная диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств с помощью цветового теста Люшера (профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта.

Оптимальное число участников тренинга — от 7 до 12 человек.

В процессе поведенческого тренинга выяснилось, что учащиеся с легкой степенью умственной отсталости с помощью оригинальных приемов терапевтического, исправляющего и развивающего воздействия при выполнении действий по алгоритму способны усилить самоконтроль («Стоп кадр»), стремление к общению («Диалог») и повысить уровень формирования личностного потенциала («Я — это интересно!»).

Опираясь на достигнутый уровень социально-личностного развития, педагог-психолог поощряет усилия учащихся в реализации новых образцов поведения. Для выражения своего мнения подростки используют технику «Я-сообщение»: начинают свое заявление с местоимения «Я». Далее говорят о своих чувствах — «Я сердит», «Мне больно». Затем объясняют причину переживаемых чувств: «Я сердит из-за того, что меня обидел одноклассник».

В ролевых играх отрабатываются техники позитивного общения и поведения.

Ролевая игра используется как путь к получению конструктивного опыта поведения и новых речевых оборотов в конфликтных ситуациях. Регулярно тренируемый навык проявления доброжелательности в общении снижает внутренний дискомфорт и закрепляет новые формы поведения.

После каждой ролевой игры учащиеся совместно с педагогом-психологом анализируют ситуацию, выстраивают причинно-следственные связи и отмечают результат взаимодействия к коммуникативной ситуации. Педагог-психолог поощряет учащихся, указывает на позитивные аспекты их поведения и области улучшения, стараясь при этом выделить позитивные преобразования в поведении подростков над негативными.

В условиях группового тренинга школьники осознают, что и другие подростки испытывают подобные чувства и эмоции. Это обстоятельство способствует динамичному формированию навыков социальной перцепции:

 оценке своего состояния («Мое настроение»);

 пониманию сверстника («Мой друг сердит, когда…»);

 его эмоциональных состояний («Угадай эмоцию»);

 активизации эмпатийных переживаний («Я тебя понимаю»).

Количественно отработанные в тренинге конструктивные поведенческие реакции школьников обеспечивают переход к качественно новым формам поведения. Осознание эмоциональных состояний, проговаривание правил поведения приводит подростков к позитивному самопринятию и формированию положительного образа «Я». Естественно, новые стереотипы поведения закрепляются в переносе полученных навыков в реальную жизнь и оцениваются результаты развития социальной компетентности подростков.

В итоге коррекционно-развивающей работы, направленной на поддержку процесса социализации детей и подростков с легкой умственной отсталостью значительно расширился репертуар средств и способов реагирования в новых ситуациях, частично компенсировался коммуникативный опыт, обогатился активный словарный запас.

Положительные результаты итоговой диагностики доказывают эффективность использования метода поведенческой тренинга в коррекции личностных, поведенческих, коммуникативных нарушений и развитие социальной компетентности школьников с умственной отсталостью.

Метод когнитивно-поведенческой терапии, реализуемый в коррекционно-развивающей программе «Прыжок в другое Я», оказывает положительное системное воздействие на развитие социальной компетенции у подростков с умственной отсталостью, позволяя вовлекать их в новую ситуацию и предлагая доступные средства для освоения и реализации способов взаимодействия с окружающими людьми.

Основные термины (генерируются автоматически): поведенческий тренинг, социальная компетентность, умственная отсталость, занятие, Карт наблюдений, легкая умственная отсталость, собственное мнение, цветовой тест, внутренний дискомфорт, профессиональный психологический инструментарий.

Похожие статьи

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Компетентностный подход, по нашему мнению, является связующим звеном полученных знаний с реальной жизнью, без чего невозможна активная социальная

Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости данное понятие не рассматривалось.

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Дети с умственной отсталостью, как бы не замечают того, что находиться вокруг.

На каждом занятии социально-бытовой ориентировки необходимо использовать материалы предыдущего урока.

Изучение состояния общения у младших школьников...

Вопросы тест- анкеты: Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми?

Задумова Н. П. «Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью» дис.

Определение уровня сформированности навыков...

Автор делится своим наблюдением за уровнем сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Самообслуживание − обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других [4, с. 54].

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Матери детей с умственной отсталостью чаще всего становятся замкнутыми и малообщительными.

Снижение эмоционального уровня, отсутствие внутренних переживаний, а также непонимание собственных эмоций ведет к нарушениям психоэмоциональной сферы...

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной...

Особенностями аутичных детей с умеренной умственной отсталостью является: Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется в определенных

смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

Коммуникативные способности дошкольников с умственной...

речевая коммуникация, умеренная умственная отсталость, дети с тяжелой умственной отсталостью. Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки.

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной...

Внеурочная деятельность воспитанников с тяжелой умственной отсталостью должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого из них путем организации и проведения мероприятий, направленных на социальную интеграцию.

Похожие статьи

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.: Речь, 2003.

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Компетентностный подход, по нашему мнению, является связующим звеном полученных знаний с реальной жизнью, без чего невозможна активная социальная

Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости данное понятие не рассматривалось.

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

Дети с умственной отсталостью, как бы не замечают того, что находиться вокруг.

На каждом занятии социально-бытовой ориентировки необходимо использовать материалы предыдущего урока.

Изучение состояния общения у младших школьников...

Вопросы тест- анкеты: Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми?

Задумова Н. П. «Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью» дис.

Определение уровня сформированности навыков...

Автор делится своим наблюдением за уровнем сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Самообслуживание − обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других [4, с. 54].

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Матери детей с умственной отсталостью чаще всего становятся замкнутыми и малообщительными.

Снижение эмоционального уровня, отсутствие внутренних переживаний, а также непонимание собственных эмоций ведет к нарушениям психоэмоциональной сферы...

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной...

Особенностями аутичных детей с умеренной умственной отсталостью является: Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется в определенных

смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

Коммуникативные способности дошкольников с умственной...

речевая коммуникация, умеренная умственная отсталость, дети с тяжелой умственной отсталостью. Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной отсталостью через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки.

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной...

Внеурочная деятельность воспитанников с тяжелой умственной отсталостью должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого из них путем организации и проведения мероприятий, направленных на социальную интеграцию.