Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 3111 раз

Библиографическое описание:

Суханова, А. С. Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку / А. С. Суханова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 296-300. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9958/ (дата обращения: 24.04.2024).



Подкаст — это один из современных ресурсов, который содержит аудио- или видеоматериалы, доступные в любое время благодаря Интернету и которые возможно использовать для обучения аудированию на уроках иностранного языка (ИЯ). Использование подкастов в обучении аудированию нам представляется наиболее перспективным, поскольку в Интернете представлены сайты, разнообразные в содержательном плане и по сложности. Однако педагогу, который решил включить в учебный процесс работу с подкастами, следует иметь в виду особенности группы, в которой ведется преподавание и руководствоваться определенными критериями по отбору материала.

В данной статье мы рассмотримработу с подкастами в обучении испанскому языку старшеклассников. На занятиях по ИЯ учащихся 10–11 классов интересует поиск универсальных закономерностей, самостоятельное нахождение способов ориентировки в материале, теоретическое обобщение. Ученики этого возраста характеризуются направленностью на решение мыслительных задач, стремлением к систематизации. Следовательно, предпочтительными и наиболее эффективными становятся новые информационные технологии, в которых эти особенности воплощаются и дают обучающимся понимание сущности и смысла производимых действий, синтеза части и целого, конкретного действия и общей схемы деятельности.

При отборе подкастовых ресурсов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) определиться с выбором Интернет-ресурса и отобрать необходимые для работы подкасты;

2) заранее просмотреть материал с последующей его выборкой;

3) разработать комплекс упражнений, нацеленных на формирование и развитие навыков аудирования;

4) применить в практике преподавания упражнения, рекомендуемые на сайте подкаста или использовать собственные разработки, адаптированные в соответствии с уровнем подготовки учащихся и целью обучения, в сокращенном или расширенном варианте.

Методисты единодушны в выделении трех этапов в работе с аудиотекстом [1, с. 105; 3, с. 67].

Основное содержание предтекстового этапа на уроке ИЯснятие языковых трудностей аудиозаписи (контроль понимания наиболее трудных предложений текста, анализ значений отдельных слов и фраз), тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирование изолированных фрагментов текста. Происходит работа с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста. Этому этапу предшествует предварительная работа по поиску и отбору аудиоматериалов из подкастов.

Для снятия языковых трудностей будущего аудиотекста можно использовать следующие задания:

  1. Семантизация новой лексики.
  2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста подкаста с использованием различных видов наглядности.
  3. Работа над техникой чтения сложных в звуковом отношении предложений из аудиотекста (ударение, интонация, членение текста, логическое ударение и т. п.).
  4. Распознавание грамматических структур в тексте подкаста, работа с наиболее сложными из них.
  5. Группировка лексики из аудиотекста по тематическому принципу; составление предложений или списков слов.
  6. Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).
  7. Постановка разных типов вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к ключевым предложениям аудиотекста.
  8. Аудирование отдельных фрагментов текста с последующим выполнением задания: формулировка ответа на вопрос, воспроизведение контекста употребления слова, определение правильности предварительного утверждения и т. д.
  9. Выполнение лексического теста.
  10. Написание диктанта небольшого объема.

Текстовый этап работы с подкастом предполагает непосредственно прослушивание аудиозаписи и сопровождается выполнением заданий (заполнение таблиц, составление схем по содержанию текста в ходе прослушивания).

Послетекстовый этап работы с аудиозаписью включает выполнение следующих видов заданий:

  1. Подбор нового заголовка текста (или выбор из нескольких предложенных);
  2. Формулирование вопросов, которые обучаемые могли бы задать при встрече одному из персонажей текста (например, интервьюируемому);
  3. Передача содержания текста на ИЯ;
  4. Составление продолжения диалога (например, вопросы и ответы, уточняющие предмет диалога).

Такой вид работы может выполняться и дома; рекомендуется предложить творческое задание с использованием этого же Интернет-ресурса. Планируя урок с применением технических средств обучения (ТСО), учитель выделяет учебный материал, для изучения которого необходимо применение технических средств; отбирает из фонда пособий то, которое, по его мнению, подходит для решения поставленной задачи; определяет место отобранного пособия на уроке; продумывает методику работы с ним на уроке.

Большое значение для эффективности использования ТСО имеет обстановка, в которой они применяются, без этого процесс обучения всегда остается обедненным, а работа с аудируемым материалом, если даже она и проводится, «будет страдать примитивностью форм и схематичностью содержания, что, в конечном счете, сказывается мало на повышении эффективности преподавания иностранного языка» [2, с. 11].

Рассмотренные вопросы технологии работы с текстом подкаста позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации процесса аудирования необходимо хорошее знание методики использования аудиоматериалов. Высококвалифицированный учитель, планируя применение Интернет-ресурсов на том или ином уроке, точнее определяет не только дидактические цели, которые он будет решать с их помощью, но и последствия применения этих средств, дополнительную работу с учащимися и т. п. Важное требование заключается в том, чтобы ТСО применялись только тогда, когда это необходимо для достижения конкретной дидактической цели.

Желаемый эффект от работы с подкастами достигается только в том случае, когда они используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности учащихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.

Трудности аудирования могут быть обусловлены индивидуальными особенностями источника речи, условиями его проведения, языковыми особенностями воспринимаемого материала. Незнание или пренебрежение данными характеристиками может привести к возникновению дополнительных затруднений. Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения аудиозаписей, являются следующие [4, с. 57]:

 неправильное определение дидактической роли и места аудиоматериалов на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств, их дидактической значимости;

 бесплановость, случайность их применения;

 перегруженность урока прослушиваниями, превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию;

 недостаточная методическая подготовка учителя.

Следует учитывать, что применение аудиозаписей создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование аудиозаписей сильно утомляет учащихся. Очевидно, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания. В связи с этим, применение аудиозаписи должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований [там же, с. 57]:

В ходе обучения аудированию с использованием подкастов на уроках испанского языка в старших классах средней школы рекомендуется:

 применять аудиозапись через 5–10 мин. после начала занятия;

 не использовать длительно аудиозаписи, т. к. трудно на протяжении всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать;

 необходимо учитывать относительно больший объем информации и ее эмоциональную окрашенность, что увеличивает напряжение, ускоряет темп работы (учащиеся практически не отвлекаются), в результате чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы;

 не злоупотреблять использованием аудиозаписи, чередовать различные методы и приемы работы.

Для успешного применения аудиозаписей на уроках испанского языка, необходимо учитывать следующие факторы:

 Актуальность темы. В связи с тем, что даже на родном языке далеко не все темы доступны и интересны слушателю, правомерно в процессе обучения иностранному языку выбирать темы, доступные и интересные для учащегося. Очень важно заинтересовать учащихся, мотивировать их на вступление в дискуссию по заданному вопросу. Также можно после прослушивания текста предложить учащимся сделать доклад или написать сочинение по изученному материалу.

 Частота использования аудиозаписей. Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество текстов, предъявляемых преподавателем.

 Учитель может обеспечить педагогический процесс достаточным количеством соответствующих записей, если будет использовать: подкасты, радиоспектакли, аудиокниги, записи, имеющиеся в учебном заведении, аудиокурсы к зарубежным пособиям по иностранному языку, записи различных теле- и радиопередач. Необходимо помнить, что чем больше разных дикторов (мужчин, женщин, детей) будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи.

Таким образом, правильно организованная работа с аудиозаписями делает занятие по иностранному языку процессом непрерывного творчества. Дополнительная мотивация создается за счет новизны и актуальности аутентичных материалов, получаемых преимущественно из сети Интернет. Подбор аудиоматериалов предполагает обязательный учет уровня подготовки группы, этапа обучения, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся, целей и задач, поставленных на занятиях.

Рассмотренные вопросы технологии работы с аудиотекстом позволяют сделать вывод о том, что для успешной реализации процесса аудирования необходимо хорошее знание методики использования аудиоматериалов. Высококвалифицированный учитель, планируя применение Интернет-ресурсов на том или ином уроке, точно определяет не только дидактические цели, которые он будет решать с их помощью, но и последствия применения этих средств, дополнительную работу с учащимися и т. п. Важное требование заключается в том, чтобы ТСО применялись только тогда, когда это необходимо для достижения конкретной дидактической цели.

Литература:

  1. Измайлова Л. С. Обучение аудированию как виду иноязычной речевой деятельности / Л. С. Измайлова, Л. Г. Кузьмина // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков / Под общ. ред. А. М. Стояновского. — Воронеж: ВГУ, 1999. — С. 83–103
  2. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранного языка/ М. В. Ляховицкий. — Москва: Высш. шк., 1981. — 159 с.
  3. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- Минск: Выш. шк., 1999.- 522 с.
  4. Смирнова Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнова. — Москва: АРКТИ, 2003. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, урок, аудиозапись, работа, учащийся, высококвалифицированный учитель, дополнительная работа, испанский язык, слуховой анализатор, учебный материал.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание.

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

Дополнительные трудности создает ослабленная возрастная способность учащихся к «механическому» запоминанию.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов...

На заключительных этапах работы с лексикой используется система коммуникативных упражнений, где студентам предлагается пересказать текст

— 114 с. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

«Их использование в практике преподавания иностранного языка способствует как развитию различных видов иноязычной коммуникативной

- проводить учебные творческие работы, самостоятельный научный поиск совместно со сверстниками из любого уголка мира, что.

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство...

Работа учащегося с мультимедиа комплексом обучающих материалов в дистанционной модели обучения могла бы поддерживаться постоянными учебными контактами с преподавателем, соучениками по группе, возможно, с партнером (носителем изучаемого языка...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе.

К вопросу о развитии навыка аудирования при изучении...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание.

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

Дополнительные трудности создает ослабленная возрастная способность учащихся к «механическому» запоминанию.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов...

На заключительных этапах работы с лексикой используется система коммуникативных упражнений, где студентам предлагается пересказать текст

— 114 с. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

Технические средства обучения в преподавании иностранного...

«Их использование в практике преподавания иностранного языка способствует как развитию различных видов иноязычной коммуникативной

- проводить учебные творческие работы, самостоятельный научный поиск совместно со сверстниками из любого уголка мира, что.

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство...

Работа учащегося с мультимедиа комплексом обучающих материалов в дистанционной модели обучения могла бы поддерживаться постоянными учебными контактами с преподавателем, соучениками по группе, возможно, с партнером (носителем изучаемого языка...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе.

К вопросу о развитии навыка аудирования при изучении...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание.