Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста / П. А. Грозных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/543/ (дата обращения: 19.04.2024).

Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат»[3]. Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» – чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого [2].

Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию [1].

Анализ литературы позволил выделить несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.

Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяем ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.

Упражнение №2 – ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читаем очень выразительно коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.

Упражнение №3 – ИГРА ИНТОНАЦИИ: Выбираем слово или звук (междометие), на котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения как следует подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.

 Упражнение №4 – ПОЕМ: Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.

Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА: Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая.

Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ: Координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой. 

Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка.


Литература:

  1. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей — основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.

  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

  3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог.– Санкт-Петербург: Изд-во «Союз художников»,2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, головной мозг, ритмическая формула, слово.

Похожие статьи

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова.

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра.

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Основные термины (генерируются автоматически): движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные

Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов. Ход упражнения.

Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

а. упражнения на сложную координацию движения и слова

Проблема нарушений речевой функции, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в результате травмы головного мозга, нарушений мозгового кровообращения (инсульт)...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Ключевые слова. координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма, темпо-ритм, ритмопластика. движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Похожие статьи

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова.

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра.

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Основные термины (генерируются автоматически): движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные

Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов. Ход упражнения.

Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

а. упражнения на сложную координацию движения и слова

Проблема нарушений речевой функции, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в результате травмы головного мозга, нарушений мозгового кровообращения (инсульт)...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Ключевые слова. координация, ритмическая гимнастика, физическое воспитание.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма, темпо-ритм, ритмопластика. движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.