Логическая информация как основа эффективности обучения студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Русинова, Л. П. Логическая информация как основа эффективности обучения студентов / Л. П. Русинова, Н. Н. Непомнящая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 125-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/427/ (дата обращения: 19.04.2024).

С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества.

Педагогики высшей школы должны понимать важность поставленной перед ними задачи – обучение и формирование в этом процессе компетентностного мировоззрения будущих специалистов. Это выдвигает особые требования к методологии изложения учебного материала c применением логической информации.

Рассматриваемый в статье метод обучения относится к типу, который современные исследователи характеризуют, как объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Преподаватель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач. Именно данный вид обучения основывается на цензе – сформированного навыка использования информации для решения практических задач, и он единственный, который содержит все три признака самоорганизующейся системы. Система должна быть открытой, диссипативной или нелинейной.

Открытость – это возможность применения в любых областях знания. Диссипативность дает возможность повторения принципа решения задач в практических областях на все новых и новых уровнях. Нелинейность заключается в развитии навыка решения с примитивного уровня до сложного уровня задач.

Для эффективности обучения логическая информация должна участвовать в процессе самообразования активного сознания обучаемого и тем самым формировать компетнтностное мировоззрение.

Чтобы включить студента в учебный процесс необходимо скоординировать этот процесс и вместе с ним процесс индивидуального развития студента, что и является психологической целью.

Педагогические задачи (в процессе деятельности) появляются в результате конкретизации цели. Они указывают на действия, которые необходимо осуществить, чтобы достичь цели. При этом действия могут быть ориентированы либо на получение результата, либо на получение продукта. Различие между результатом и продуктом состоит в том, что первый указывает на содержание действия, а второй – на его смысл. Другими словами, при определении результата мы должны ответить на вопрос о том, что сделано, а при определении продукта ответить на вопрос о том, для чего это сделано. Эти два типа действий осуществляются в ходе деятельности как бы параллельно.

Представим модель управления знаниями в рамках мотивационной теории для понимания значимости приобретения профессионализма в процессе когнитивного обучения с учетом закона логического отражения информации (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 – Модель управления знаниями в процессе обучения и деятельности


Когнитивный процесс обучения начинается на экзистенциальном уровне с восприятия информации и имеет два медиатора – знак и слово. Выстраивается логическая цепь первого этапа:

Врезка4Врезка3Врезка2Врезка1



Рисунок 2 – Логическая цепочка обучения

Восприятие информации объектом – форма опосредованного, коммуникативного действия системы субъект – объект (Со-Я). Для развития отношений необходимо оперативное запоминание информации в виде действия, которое через слово помогает объекту формировать самосознание.

Образуется переход к рефлексивному уровню, который имеет два медиатора – смысл и символ. Опосредованный анализ информации самосознания в β-уровне активного сознания, через смысл (Я-Ты), помогает в предметной деятельности, которая сознательно (Я-другое Я) выразится в рефлексивном решении поставленной задачи или проблемы. Опосредованное запоминание возрастающего уровня информации, в виде символов, пройденных четырех этапов, отразится в долговременной памяти и через чувства объекта помогает в дальнейшем развитии активного сознания обучаемого в виде поступка (свободное Я) медиатор-чувства.

Начинается духовный уровень Я – развития посредством медиаторов: чувства, мысль, воля. Через поступок формируется личность (сверх-Я). Личность обладает духовным зрением через понимание информации и готова к деяниям [1].

Рисунок 3 – Модель обучения «от подсознания до понимания»

Реализация психологических целей происходит через выполнения педагогических задач (рисунок 3). Здесь медиаторы логической информации выступают как средство развития индивидуума и социума.

Знак является компонентом деятельности студента, средством его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. Знаками его деятельности будут язык, цифры, рисунки, схемы.

Слово является основной структурно-семантической единицей языка и речи для наименования предметов, процессов, свойств.

Смысл выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

Символ здесь является опорным сигналом информации.

Чувства, мысль, воля – это медиаторы духовного потенциал развития объекта обучения (студента). Они требуют особого внимания при разработке методологии обучения.

Чувства рассматриваются как устойчивые эмоциональные отношения студента к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений, в связи с его потребностями и мотивами.

Мысль, независимо от истинности или ложности проявляет себя в слове, в образе, в действии, в поступке, но при всем при этом в чем-то таинственном, неуловимом.

Под волей подразумевается способность студента действовать в направлении сознательно поставленной учебной цели, преодолевая препятствия.

Таблица 1

Формирование компетентностного мировоззрения обучаемого

Категории

Педагогические функции

Медиаторы – посредники

системы опорной логической информации

Подсознание

Педагогическое воздействие – ЛИ по

определенным каналам проникает в

сферу бессознательных процессов, приводя

к образованию устойчивых навыков

восприятия информации


Знак – через действие приводит

к эффективному восприятию

логической информации

Коммуникация

Методы и средства организации

внутригруппового

взаимодействия, направленного

на решение учебно-воспитательных задач

Слово – предполагает изменение

текущего взаимодействия в

студенческом коллективе. ЛИ

оперативно запоминается → Знания

Переживание

Обусловлена спецификой вуза,

поддержка психического здоровья,

психологической атмосферы


Смысл – через предметную

деятельность позволяет

анализировать логическую информацию

Мотив

Учет связи педагогического процесса и

изменений направленности

личности студента.

Учет возникновения смыслообразующих

структур, определяющих успешность

процессов развития личности

Символ – решение поставленных

задач, проблем, доказательство гипотез → Умения, как смыслообразующие

структуры – первичные навыки – ЗУН –

«Как делать?»

Личность

Создание особой воспитательной среды,

моделирующую среду социальных

институтов и ценностей, к реализации

которых требуется подготовить студентов


Чувства – закрепление ЗУН

в долговременной памяти при

решение типовых задач и задач

повышенной сложности – синтез ЛИ –

«Что делать?»

Деятельность

Направленность образования на

достижение действенности знаний, оперирование ими, сформированности

умений и навыков

Мысль – сознательное

оперирование достигнутыми

знаниями, умениями, навыками

в деятельности

Понимание

Педагогический процесс оказывает влияние

на формирование сознания.

Знание – понимание, сохранение и

сознательное оперирование фактами науки

Воля-понимание – «Почему так

надо делать?» Мудрость,

самоопределение. Знания студентов

должны приобретать порядок,

стройность, логическую соподчиненность


На рисунке 4 представлена схема процесса мыслительной деятельности и процесса решения задач в процессе обучения.

Рисунок 4 – Модель обучения от восприятия до решения проблемы, задачи

Рисунок 5 – Семь уровней развития активного сознания и роль медиаторов в процессе обучения


Распределим алгоритмы системы опорной логической информации на четыре этапа процесса обучения: знания – умения – навыки – действия (ЗУНД) [3].

На 1 этапе знаний целью преподавателя является изложить информацию, показать и увязать с параллельно изучаемыми предметами, объяснить так, чтобы студент услышал, воспринял, понял и запомнил. Узнавание и воспроизведение логической информации от первого до второго уровня развития.

На 2 этапе – провести закрепление учебной информации, организовать самоподготовку и тренировочные действия для приобретения умений, так, чтобы студент приобрел опыт самостоятельных тренировочных действий: умел анализировать информацию, обобщать, решать типовые задачи. Формируется третий и четвертый уровень компетентностного мировоззрения.

Третий этап состоит из того, чтобы научить выполнять действия (операции) по методике (программе, алгоритму), которые рассматривались при обучении. Условия выполнения новые, более сложные, с тем, чтобы студент приобрел опыт самостоятельных тренировочных действия (навыков) при работе в группе, выбрал целесообразную последовательность действий и мог правильно их осуществить – пятый уровень.

Четвертый этап называется «инсайтом», в котором цель преподавателя заключается в обучении техническому творчеству, формулированию задания в виде проблемных ситуаций для участия в исследованиях, изобретательской и рационализаторской работе. Научить решать творческие задачи на основании дополнительной информации, с тем, чтобы, студент выполнил продуктивную творческую деятельность субъективного или объективного характера, самостоятельно разрешил проблему, предложил и смог защитить, обосновать свое видение проблемной ситуации – шестой и седьмой уровень (рисунок 5).

Для эффективного формирования формализованных знаний при изложении учебного материала преподаватель должен учитывать, что язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мыслительной деятельности и способом выражения самосознания. Значит, обучение может быть представлено как определенная форма представления знаний в виде системы знаков.

Особенности процесса понимания состоят в том, что знаково-символические средства образуют особую реальность, которая с одной стороны, находится в определенном отношении к замещаемым объектам, а с другой, вызывает соответствующие процессы у самого студента. По отношению к замещаемому объекту знаковые средства могут обозначать его, изображать, выражать отношение к нему и раскрывать сущность замещаемой реальности. По отношению к самому субъекту знаки вызывают такие формы активности, как считывание информации, декодирование сообщения, воспроизведение образа реальности посредством знака, замещение реальности знаками, постижение сущности обозначаемой реальности.

Информация всей изучаемой темы должна излагаться в виде двойного плана. Основная информация должна сопровождаться опорными сигналами в виде тезаурусов, логических схем, рисунков, графиков, справок и т. д. Это позволит за 20 % отведенного времени изложить основную мысль, а затем два-три раза повторить информацию, при необходимости дифференцируя ее.

Необходимо учитывать свойства оперативной и долговременной памяти студента, которая воспринимает не все 100% информации. Поэтому, повторение по опорным сигналам помогает эффективности процесса восприятия – анализа – интеграции и выработке навыков владения логической информацией в дальнейшем.

Применение в учебном процессе опорных сигналов позволит при развитии тем сократить время объяснения последующей информации. Освободившееся время должно использоваться для развития личности и закрепления навыков владения логической информацией, как формализованными знаниями.

Тем самым, результатом использования системы опорной логической информации будет являться более эффективное усвоение материала, приобретение знаний, умений и навыков, а также раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры познавательной деятельности и культуры самостоятельно добывать и применять знания.


Литература:

1 Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бахарев. – СПб.: Питер, 2009.

2 Непомнящая, Н.Н. Логическая информация в обучении когнитивных систем. Труды XIII Международной научно-практической конференции / Н.Н. Непомнящая. – Питер: Изд-во СПбГПУ, 2009.

3 Виноградов, С.Н. Уроки Шаталова / С.Н. Виноградов // Педагогика. – 2006. – №8. – С 90-99.



Основные термины (генерируются автоматически): логическая информация, активное сознание, задача, знание, рисунок, действие, опорная логическая информация, процесс обучения, учебный материал, долговременная память.

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию

- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Развитие логического мышления на уроках математики... логическое мышление, задача, решение задач, развитие, действие, урок математики, решение задачи, процесс обучения, математический кругозор, класс.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Однако знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а полученная информация ложится ненужным балластом на память обучаемых.

Познаниепроцесс получения знаний о мире.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления... Для обучения решению нестандартных задач параллельно уделяется внимание становлению...

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Суть понимания — в узнавании, осознании, уяснении и фиксации в сознании чего-то нового

Процесс обучения физике должен быть ориентирован на развитие логического мышления

2. Бедшакова З. М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала...

Формирование логического мышления учащихся через...

Математизация знаний, их отрыв от наглядности еще больше усиливает значение логического мышления.

Такая организация учебного процесса способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти

интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дифференциация — это действие, задача которого — в процессе обучения разделение обучающихся для достижения основной цели

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию

- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач.

Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Развитие логического мышления на уроках математики... логическое мышление, задача, решение задач, развитие, действие, урок математики, решение задачи, процесс обучения, математический кругозор, класс.

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Однако знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а полученная информация ложится ненужным балластом на память обучаемых.

Познаниепроцесс получения знаний о мире.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления... Для обучения решению нестандартных задач параллельно уделяется внимание становлению...

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Суть понимания — в узнавании, осознании, уяснении и фиксации в сознании чего-то нового

Процесс обучения физике должен быть ориентирован на развитие логического мышления

2. Бедшакова З. М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала...

Формирование логического мышления учащихся через...

Математизация знаний, их отрыв от наглядности еще больше усиливает значение логического мышления.

Такая организация учебного процесса способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти

интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дифференциация — это действие, задача которого — в процессе обучения разделение обучающихся для достижения основной цели

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.