Формирование умения у учащихся анализировать лирическое стихотворение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмагилова, З. М. Формирование умения у учащихся анализировать лирическое стихотворение / З. М. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/363/ (дата обращения: 20.04.2024).

Среди многообразных проблем, встающих перед учителем-словесником, изучение лирики в школе закономерно считается одной из наиболее трудных. Учителю литературы необходимо не только самому видеть в процессе чтения лирических произведений «движение авторских чувств и мыслей в стихотворении», определять многозначность поэтического слова», но и осознавать «опасность субъективной трактовки поэтического текста читателем-школьником»; не только знать о необходимости активного сопереживания как условия постижения сути стихотворения», но и сделать реально возможным возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и читателя при знакомстве с лирическим текстом в классе». Таким образом, преподаватель литературы должен профессионально воспринимать поэтический текст и достаточно свободно ориентироваться в особенностях восприятия и анализа лирических жанров (ода, элегия, эпиграмма, послание и др.) учащимися различных возрастных и индивидуально-типологических групп, уметь организовать изучение различных сторон поэтики стихотворного произведения, использовать другие виды искусств при изучении лирики и т.д.

Профессиональные умения учителя-словесника формируются как результат освоения и многократного закрепления знаний о формах подготовки и проведения определенного вида работы и творческой работы в школе или колледже. Процесс формирования профессиональных умений включает в себя такие этапы, которые позволяют обработать все составляющие этих умений. Профессиональные умения анализа лирического произведения в класс включают в себя:

  • Читательские умения, связанные с чтением и анализом лирики (прослеживать изменения настроения в стихотворении; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах произведения проявление авторского отношения к изображаемому; интерпретировать поэтический текст, передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, сопоставлять различные переводы произведения; анализировать тип жанра, ритмику, рифмовку, строфику стихотворения и мотивировать выбор их автором и др.);

  • Умения, которые связаны с «чувством аудитории», т.е. умении видеть, как класс реагирует на лирическое произведения, распознавать причины недопонимания, умение найти наиболее верный и короткий путь к воображению и интеллекту слушателей и читателей;

  • Педагогические умения создания разнообразных учебных ситуаций, при которых общение учащихся с текстом оказывается более плодотворным .

Задачи формирования умения анализировать на уроках литературы заключаются, таким образом, в том, чтобы, во-первых, актуализировать знания, полученные при изучении историко- и теоретико-литературных дисциплин, с одно стороны, и дидактики – с дугой; во-вторых, в том, чтобы развить чувство учебной аудитории, в-третьих, создать условия для конкретных поэтических текстов в конкретных условиях урока; в-четвертых, развивать потребность в творческом осмыслении текста создании собственных вариантов поэтического текста.

При этом, естественно, необходим процесс осознания читательских умений как специфических, имеющих определенную структуру и закономерности.

Первый этап работы ̶ изучение восприятия лирического произведения читателями разных возрастных групп. Цель занятий – научить выявлять и анализировать характер первичного восприятия поэтического текста. Для этого прежде всего необходимо разработать вопросы и задания для проверки восприятия стихотворений, включенных в школьные программы средних и старших классов.

Сравнительных анализ результатов своей работы и данных , представленных в исследованиях Л.И. Жабицкой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, З.Я. Рез других, позволяют найти свои ошибки и таким образом освоить одно из важнейших умений школьного анализа. Одной из основных проблем является подготовка восприятия поэтического текста в классе, создания эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, способствующей наиболее полному и глубокому восприятию лирического стихотворения учащимися.

Работа проводится по следующим направлениям:

1.Современные исследования в области поэтики лирического произведения. 2. Психологические проблемы чтения лирического текста. 3.Работа современных методистов и их роль в развитии современных подходов к школьному анализу поэтического текста. 4. Эмоциональный контакт с произведением и работа воображения читателя. 5.Уровни понимания лирического текста. 6.Вариативность урока литературы в зависимости от уровня литературного развития и характера восприятия произведения школьниками. 7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.

Основные составляющие процесса восприятия лирического произведения могут быть представлены в наглядной форме следующим образом:

Анализ лирического произведения

Эмоциональный контакт, реакция на настроение произведения

Работа воображения, фантазия

Понимание – интеллектуальная реакция на

  1. произвольное, не связанное с реакцией на образы произведения;

  2. случайное, связанное с реакцией на отдельные слова или образы произведения;

  3. направленное, связанное с реакцией на систему поэтических образов произведения.

  1. произвольная, не опирающаяся на поэтические образы произведения;

  2. случайная, опирающаяся на отдельные, уже известные словесные образы:

  3. направленная, опирающаяся на систему поэтических образов произведения.


  1. Сюжет и персонажей;

  2. Лирического героя;

  3. Композицию, роль детали;

  4. Ритмическую организацию текста;

  5. Средства художественной выразительности.



Анализ характера восприятия лирического стихотворения читателям разных возрастных групп позволяет сделать вывод о наличии нескольких уровней возможной реакции на поэтический текст:

  1. Произвольное

  2. Произвольное

  3. Сюжет

  1. Произвольное

  2. Случайное

  3. Сюжет

  1. Направленное

  2. Случайное

  3. Сюжет, лирический герой

  1. Направленное

  2. Направленное

  3. Композиция, лирический герой

  1. Направленное

  2. Направленное

  3. Ритмическая организация; композиция, лирический герой

  1. Направленное

  2. Направленное

  3. Средства художественной выразительности; композиция, деталь; лирический герой

Алгоритм работы учителя на первом этапе подготовки к уроку:

  • Проверка уровня восприятия поэтического текста;

  • Формирование представления о возрастных и индивидуально-типологических особенностях восприятие лирического произведения учащимися;

  • Формулирование задач по выработке определенных читательских умений, связанных с необходимостью развития воображения учащихся данного класса;

  • Формирование культуры их эмоционального отклика на лирическое стихотворение;

  • Обучение приемом аналитической работы с поэтическим текстом.

Таким образом, определяя основные задачи обучения определенным читательским умениям, мы закладываем фундамент школьного анализа поэтического текста.

Второй этап подготовки к уроку, а именно выбор конкретных целей и приёмов работы с конкретным произведением, требует особого внимания, так как именно он определяет методический сюжет урока.

Перед учителем ставится задача, во-первых, закрепить умения, связанные с разноплановым филологическим анализом лирического стихотворения (рассматривается его структура ,способы организации ритма, своеобразие лексики и синтаксиса, средства художественной выразительности и т.п.); во-вторых, отработать рабочую схему рассмотрения поэтического текста в единстве его содержания и формы, пригодную для работы в классе, в третьих, научиться выбирать из многообразия черт, составляющих своеобразие поэтики данного произведения, те, что могут быть интересны и важны для потенциального читателя .

К каждому из предложенных для разбора стихотворений необходимо тщательно подобрать научные материалы по истории создания, публикации, оценки современниками и читателями-потомками стихотворения, а также сведения об опытных его литературоведческого исследования. Выполнение таких заданий позволяет не только обогатить восприятие поэтического текста, но и выработать достаточно отчетливое представление о соотношении научного и школьного анализа, о многих принципиальных отличиях первого от второго. Такая работа способствует формированию важного профессионального умения-умения выбирать направление школьного разбора поэтического текста. Итогом этого этапа работы станет выполнение заданий по созданию опорных конспектов и схем анализа поэтического текста.

Основные термины (генерируются автоматически): поэтический текст, лирическое произведение, лирический герой, лирическое стихотворение, школьный анализ, лирический текст, поэтический образ произведения, умение, художественная выразительность, эмоциональный контакт.

Похожие статьи

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край... Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

Основные термины (генерируются автоматически) : поэтический текст, лирическое произведение, лирический герой, школьный анализ, лирическое стихотворение, лирический текст, художественная выразительность, поэтический образ произведения...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве... Нет на земле места милее, чем родной дом.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Его творчество вполне можно отнести к поэзии смыслов, поскольку его поэтические образы показаны в контрасте с ангажированными клише. Лирический герой вне формата, он и больше, и меньше общепринятых стереотипов

Языковые средства создания образности лирических песен как...

Проведенный лингвостилистический анализ поэтического текста показывает, что образность и эмоциональность фольклорных песен достигается поэтическим изображением чувств героев и окружающей их действительности посредством определенного комплекса художественных...

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

В данной статье нами были рассмотрены особенности употребления компаративных тропов в поэзии У. Б. Йейтса, а так же их значение, которое они играют в формировании образов лирических героев.

Категория вида в поэзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Исследователь отмечал, что медитативность является главным свойством лирики, поскольку она присутствует в большей или меньшей степени в любой поэзии и для многих лирических произведений является их внешней формой.

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию...

лингво-культурологический код, лирический герой, художественный текст, зооморфный код, русский язык, толковый словарь, стихотворение, Париж, образ пантеры, рассматриваемый сборник.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

5) Анализ лирического стихотворения.

Много исследований посвящались различным аспектам выразительности речи художественного текста: Н. М. Шанский (языковой материал), В.

Похожие статьи

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край... Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

Основные термины (генерируются автоматически) : поэтический текст, лирическое произведение, лирический герой, школьный анализ, лирическое стихотворение, лирический текст, художественная выразительность, поэтический образ произведения...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве... Нет на земле места милее, чем родной дом.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Его творчество вполне можно отнести к поэзии смыслов, поскольку его поэтические образы показаны в контрасте с ангажированными клише. Лирический герой вне формата, он и больше, и меньше общепринятых стереотипов

Языковые средства создания образности лирических песен как...

Проведенный лингвостилистический анализ поэтического текста показывает, что образность и эмоциональность фольклорных песен достигается поэтическим изображением чувств героев и окружающей их действительности посредством определенного комплекса художественных...

Компаративные тропы в произведениях У. Б. Йейтса

В данной статье нами были рассмотрены особенности употребления компаративных тропов в поэзии У. Б. Йейтса, а так же их значение, которое они играют в формировании образов лирических героев.

Категория вида в поэзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Исследователь отмечал, что медитативность является главным свойством лирики, поскольку она присутствует в большей или меньшей степени в любой поэзии и для многих лирических произведений является их внешней формой.

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию...

лингво-культурологический код, лирический герой, художественный текст, зооморфный код, русский язык, толковый словарь, стихотворение, Париж, образ пантеры, рассматриваемый сборник.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

5) Анализ лирического стихотворения.

Много исследований посвящались различным аспектам выразительности речи художественного текста: Н. М. Шанский (языковой материал), В.