Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Хариков, С. В. Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом / С. В. Хариков. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 40-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/419/16878/ (дата обращения: 20.04.2024).



В научной работе рассмотрена международная основа защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Изучены существующие современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности. Выявлены общие международные тенденции, действующие в конституционно-правовой политике для защиты объектов интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальное право, гражданское право, защита авторских прав.

The scientific work considers the international basis for the protection of intellectual property in foreign countries. The existing modern trends in the constitutional and legal policy of intellectual property protection in foreign countries are studied. The general international trends operating in the constitutional and legal policy for the protection of intellectual property objects are revealed.

Keywords: intellectual property, intellectual property law, civil law, copyright protection.

Тенденция взвешенного и системного подхода со стороны государств, для надлежащей правовой защиты авторов и объектов интеллектуальной собственности, имеет сегодня во многих странах схожую правовую основу.

Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлена тем, что существующие правовые механизмы по защите объектов интеллектуальной собственности могут действовать на уровне отдельных стран и экономических союзов.

Научная новизна исследования заключается в формулировании и выделении основных тенденций развития, в сфере интеллектуальной собственности в зарубежных странах.

Среди примененных методов исследования необходимо отметить общенаучные методы исследования: методы логического анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Правовая основа, заложенная международными конвенциями, правилами, иными актами показывает свою эффективность [1]. Особо отметить и выделить можно такие зарубежные страны, как Франция, Япония, Германия, Китай, Великобритания, Испания, Соединённые Штаты Америки, Израиль. Выработанный правовой механизм оказывает важное влияние как внутри стран, так и на страны, с которыми имеются тесные экономические отношения.

Несомненно, одним из важных элементов в системе взаимоотношений является Европейский Союз. Это не только политический и экономический союз, но и очень важный элемент в системе глобальной мировой экономики. В законодательной базе Европейского Союза можно найти следующие положения, которые действуют в отношении защиты интеллектуальной собственности:

– Директива (ЕС) 2016/943 Европейского парламента и Совета от 08.06.2016 г. об охране нераскрытого ноу-хау и деловой информации (коммерческой тайны) от незаконного приобретения, использования и раскрытия [2];

– Директива 2014/26/EU Европейского парламента и Совета от 26.02.2014 г. о коллективном управлении авторским правом и смежными правами и многотерриториальном лицензировании прав на музыкальные произведения для онлайнового использования на внутреннем рынке [3];

– Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2012/28/ЕС от 25.10.2012 г. об отдельных случаях легального использования произведений с неизвестной принадлежностью [4].

Если упоминать те законодательные акты, что принимались ранее, и которые действуют сегодня в ЕС на частичной или полноценной основе, то следует указать принятие «Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» № 2001/29/ЕС», где содержится следующее положение: «унификация законодательства в сфере авторского и смежных прав путем конкретизации правовых норм и обеспечения высокого уровня защиты интеллектуальной собственности обусловит масштабное инвестирование в творческую и инновационную деятельность, в том числе в расширение инфраструктуры, что приведет, в свою очередь, к росту и повышению конкурентоспособности европейского производства как в сферах обеспечения и информационных технологий, так и в широком спектре промышленного сектора. Указанные обстоятельства способствуют сохранению существующих рабочих мест, а также созданию новых».

Далее, в пункте 4 этого же документа можно найти тезис о том, что «предлагаемая гармонизация окажет содействие реализации четырех свобод внутреннего рынка» [5]. В данной связи можно говорить о важности выполнения 4 основных принципов Евросоюза: свободное передвижение товаров, услуг, работ и людей. В итоге получается, что защита интеллектуальной собственности с позиции права, в целом ряде европейских государств зависит от привлечения необходимых для развития данных государств инвестиционных средств.

Директивы ЕС по части защиты интеллектуальной собственности длительное время модернизировались в условиях постоянного ускорения интеграции европейских стран. Так, возникали законодательные акты в данной области [6]. В качестве примеров можно привести акты:

– Директива Совета Европейского Союза «О праве аренды, праве безвозмездного пользования и определенных правах, касающихся авторского права в сфере интеллектуальной собственности» № 92/100/ЕЕС от 1992 года [7];

– Директива Совета № 91/250/ЕЕС от 14.05.1991 г. «О правовой охране компьютерных программ» 1991 года [8];

– Директива № 96/9/ЕС Европейского парламента и Совета «О правовой охране баз данных» 1996 года [9].

В конце 2015 г. принимается Постановление (ЕС) № 2015/2424 Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 2015 года о внесении изменений в Постановление Совета (ЕС) № 207/2009 о торговой марке Сообщества и Постановление Комиссии (ЕС) № 2868/95 об осуществлении Постановления Совета (ЕС) № 40/94 о торговой марке Сообщества и отмене Постановления Комиссии (ЕС) № 2869/95 о сборах, подлежащих уплате Управлению по гармонизации на внутреннем рынке (Торговые марки и образцы), на основании которого была начата масштабная реформа существовавших законодательных положений о товарных знаках [10].

Стремление модернизировать устаревшую систему взаимоотношений, действующих в отношении товарных знаков, приведение к единству национальных законов в области торговых марок в странах, входящих в Европейский Союз, отразилось в Директиве Европейского парламента и Совета (ЕС) № 2015/2436 от 16 декабря 2015 г. «О сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков» [11].

В Федеральной Конституции Швейцарской конфедерации от 18.04.1999 г. (по состоянию на 01.01.2020 г.), согласно статьи 26 Конституции, гарантируется право на собственность [12]. Связь Конституции Швейцарской конфедерации с Федеральным законом от 18.12.1987 г. «О международном частном праве» (по состоянию на 01.02.2021 г.) имеет прочные правовые связи, регламентируя отношения Швейцарской конфедерации в сфере интеллектуальной собственности. В главе 8, статьи 109 Федерального закона Швейцарской конфедерации от 18.12.1987 г. «О международном частном праве» отражено, что споры в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются швейцарским судом, либо по месту жительства ответчика в Швейцарии, либо при отсутствии у ответчика места жительства в Швейцарии, по месту истребования охраны. При рассмотрении споров в Швейцарии, связанных с правами на интеллектуальную собственность, следует учитывать, что согласно статьи 110 Федерального закона Швейцарской конфедерации от 18.12.1987 г. «О международном частном праве», при защите прав на интеллектуальную собственность, к правам интеллектуальной собственности применяется право государства, на территории которого испрашивается охрана. На основании статьи 111 Федерального закона Швейцарской конфедерации от 18.12.1987 г. «О международном частном праве», в Швейцарии зафиксирован правовой механизм, на основании которого признаются иностранные решения по делам, связанным с защитой прав в сфере интеллектуальной собственности [13].

Не отступает в правом поле и защите в области интеллектуальной собственности Китай, совершивший несомненный прорыв в вопросах регулирования и защиты интеллектуальной собственности после вступления страны в ряды Всемирной торговой организации [14]. Стране удалось в максимально короткие сроки внести правовые изменения и очень быстро адаптироваться к новым правым условиям, включив в правовой механизм на национальном уровне лучший мировой опыт правовой практики.

При рассмотрении конституционно-правового регулирования Бельгии, можно увидеть, что Закон Бельгии «О Кодексе международного частного права» 2004 года имеет гармоничную связь с Конституцией. На основании статьи 16 Конституции Бельгии, предусмотрена судебная защита собственности, а в соответствии с статьей 17 Конституции Бельгии, имущество не может быть конфисковано [15]. Учитывая, что Законом Бельгии «О Кодексе международного частного права» в соответствии с статьей 1 Закона Бельгии «О Кодексе международного частного права» регулируются отношения в соответствии с Конституцией Бельгии. В соответствии со статьей 86 Закона Бельгии «О Кодексе международного частного права», бельгийские суды рассматривают иски, связанные с правами интеллектуальной собственности только если спор ограничен бельгийской территорией. При этом статья 93 Закона Бельгии «О Кодексе международного частного права» определяет, что «права интеллектуальной собственности регулируются правом государства, на территории которого испрашивается охрана интеллектуальной собственности». Стоит отметить, что в законодательство Бельгии закреплено положение, что отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются в соответствии с международными конвенциями, действующими на территории Бельгии [16].

Если рассматривать Кодекс международного частного права Болгарии 2005 г., то можно увидеть ряд положений по части возникновения, регулирования, прекращения авторского и смежного прав в отношении интеллектуальной собственности [17].

В Конституции Республики Польша от 2 апреля 1997 г. также применяется государственное регулирование в отношении собственности. Согласно статьи 20 Конституции Республики Польша, одной из основ экономического строя Польской Республики является частная собственность. В соответствии с ст. 21, Конституции Республики Польша, Польская Республика берет на себя обязанность по защите собственности и права на наследование собственности на территории Польской Республики. Анализируя ст. 64 Конституции Республики Польша, можно отметить, что в ней отражено право иметь собственность, а также иные имущественные права [18]. Стоит отметить, что в Законе Польши «О международном частном праве» 2011 г., присутствуют механизмы для защиты объектов интеллектуальной собственности [19]. Вступление Республики Польша в Европейский Союз существенно повлияло на правовое регулирование в стране, законы, регулирующие сферу интеллектуальной собственности, были изменены и дополнены в соответствии с правовыми нормами Европейского Союза. В соответствии с правовой позицией стран, входящих в Европейский Союз, по обеспечению мер для приведения к единству национальных законов в области интеллектуальной собственности, в Республике Польша был принят Закон от 13 февраля 2020 г. «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс и некоторые другие акты», тем самым модернизируя устаревшую систему взаимоотношений, действующих в отношении объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Польша [20].

Также следует обратить внимание на новый вектор развития конституционно-правового регулирования со стороны государств, в другом географическом регионе. Тенденция важности развития взаимоотношений, сферы интеллектуальный собственности в вопросах, связанных с информационными технологиями, отражена в поправках к «Закону об авторском праве», принятых в 2019 г. в Израиле. Правовая основа данной поправки возникла в связи с тем, что у общества возник запрос на структуризацию вопроса, связанного со спорами в современном обществе, «можно ли использовать фотографии из Интернета» [21].

С одной стороны, суть данной поправки предусматривает ряд существенных изменений, выраженных в послаблениях в вопросах, связанных с авторскими правами на произведения, у которых автор или группа авторов находятся в общем доступе, но обществу не известны, либо у объекта, связанного с авторскими правами, отсутствуют ограничения на использование авторских объектов без согласия со стороны владельцев. Теперь фактически каждый имеет право использовать произведение, в случае, если у объекта авторского права автор не обнаружен и на руках нет разрешения от автора на использование. При этом, тут же определены условия, при которых это возможно. Для коммерческого использования объекта авторского права поправка № 5 к «Закону об авторском праве» систематизирует и закрепляет более строгие требования и условия [22].

Схожая тенденция сложилась в странах Европейского Союза, так в 2019 г. Европарламент, после долгих споров и дискуссий принял очень обсуждаемые и неоднозначные поправки в законодательство Европейского Союза об авторских правах. Ранее, в 2009 г. была предпринята попытка властями Франции провести конституционно-правовую норму, смысл которой по замыслу законодателя сводился к контролю за скачиванием на свои компьютеры из глобальной сети продуктов, защищенных авторским правом. Со стороны регулятора были разосланы тысячи предупреждений, прошло множество судебных разбирательств и все без достижения желаемого результата. Из-за недостаточно подготовленной правовой базы, большого количества протестов со стороны жителей Франции, правовая норма была пересмотрена и отменена, при этом было признано, что доступ к Интернету является основным правом человека. Опыт Франции не остался незамеченным, все ошибки и недочеты были заранее предусмотрены в новой редакции законодательства Европейского Союза. Согласно утвержденным поправкам 2019 г. крупные компании, связанные в своей деятельности с сетью Интернет, имеют обязательства перед законодательством Европейского Союза в обязательном порядке удалять со своих ресурсов контент, нарушающий авторские права. Естественно, в этих поправках описаны условия, механизмы реализации. Но тем не менее, данные изменения очень хорошо показывают основной вектор направления куда движется европейское общество и европейский законодатель [23].

Стоит отметить, что регулятор Европейского Союза не останавливает вектор развития, уже сейчас закреплено, что будет создана специальная комиссия, которая должна к 7 июня 2024 г. провести полный анализ данных по воздействию новых норм, отраженных статьей 17 Директивы (ЕС) 2019/790. При этом уже сейчас предусмотрен механизм по анализу и обработке данных, который впоследствии может оказать влияние на участников сферы интеллектуальной собственности по принятию новых директив, намеченных на краткосрочную и долгосрочную перспективу [24].

Следует отметить, что сейчас основное направление развития сегмента авторского права, показывает глобальное цифровое пространство. Становится очевидно, что на национальном уровне любого развитого государства обязательно должны быть предусмотрены актуальные законодательные положения, которые могут обеспечить эффективность правовых норм, гармонично регулируя защиту прав в отношении объектов интеллектуальной собственности. При всех происходящих тенденциях, в сфере авторского права регуляторы, законодатели на национальном, и на международном уровне, проводят постоянный контроль и анализ происходящих в современном обществе событий.

Таким образом, основные тенденции в сфере интеллектуальной собственности в зарубежных странах имеют устойчивый вектор развития, прочную правовую основу, тесно связанную с выполнением и контролем за исполнением международных правовых актов, действующих на территориях внутри государств в соответствии с правовыми позициями и отраженными в конституциях на национальном уровне.

На основании проведенного анализа следует отметить следующие выводы:

– происходящие в обществе изменения, связанные с вопросами защиты объектов интеллектуальных прав, оказывают очевидное влияние на модель правовых взаимоотношений между государством и обществом;

– основные правовые механизмы по развитию сферы интеллектуальной собственности, действующие на территории зарубежных стран закреплены надлежащим образом;

– в настоящее время направление развития в сфере интеллектуальной собственности представляет собой обеспечение комплексного подхода к принятию конституционно-правовых норм, нацеленных на защиту государством различных форм интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Когда международное частное право пересекается с правом интеллектуальной собственности: руководство для судей // URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_1053.pdf (дата обращения: 06.12.2021).
  2. Директива (ЕС) 2016/943 Европейского парламента и Совета от 8 июня 2016 г. об охране нераскрытого ноу-хау и деловой информации (коммерческой тайны) от незаконного приобретения, использования и раскрытия. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/16435 (дата обращения: 10.12.2021).
  3. Директива 2014/26/EU Европейского парламента и Совета от 26 февраля 2014 г. о коллективном управлении авторским правом и смежными правами и многотерриториальном лицензировании прав на музыкальные произведения для онлайнового использования на внутреннем рынке // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/14753 (дата обращения: 12.12.2021).
  4. Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2012/28/ЕС от 25.10.2012 г. об отдельных случаях легального использования произведений с неизвестной принадлежностью (сиротских произведений) // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/13043(дата обращения: 12.12.2021).
  5. Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2001/29/ЕС от 22.05.2001 г. о гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/1453 (дата обращения: 12.08.2021).
  6. Европейский союз (ЕС) (223 док.) // URL: https:// wipo.int/wipolex/ru/profile.jsp?code=EU (дата обращения: 10.12.2021).
  7. Директива Совета ЕС № 92/100/ЕЕС от 19.11.1992 г. о праве аренды, праве безвозмездного пользования и определенных правах, касающихся авторского права в сфере интеллектуальной собственности // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/1425 (дата обращения: 12.12.2021).
  8. Директива № 91/250/ЕЭС Совета Европейских Сообществ О правовой охране компьютерных программ // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/1424 (дата обращения: 10.12.2021).
  9. Директива № 96/9/ЕС Европейского парламента и Совета от 11.03.1996 г. о правовой охране баз данных // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/1409 (дата обращения: 12.12.2021).
  10. Regulation (EU) No. 2015/2424 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2015 amending Council Regulation (EC) No. 207/2009 on the Community trade mark and Commission Regulation (EC) No. 2868/95 implementing Council Regulation (EC) No. 40/94 on the Community trade mark, and repealing Commission Regulation (EC) No. 2869/95 on the fees payable to the Office for Harmonization in the Internal Market (Trade Marks and Designs)// URL:https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/15948 (дата обращения: 15.12.2021).
  11. Директива Европейского парламента и Совета (ЕС) № 2015/2436 от 16 декабря 2015 г. «О сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков» (текст имеет отношение к ЕЭЗ) // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15947(дата обращения: 12.12.2021).
  12. Federal Constitution of the Swiss Confederation of April 18, 1999 (Status as of 1 January 2020)// URL:https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/19981 (дата обращения: 14.12.2021).
  13. О международном частном праве: Федеральный закон Швейцария от 18.12.1987 г. (по состоянию на 01.02.2021) // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/19995 (дата обращения: 12.12.2021).
  14. WTO | What is the WTO? — What we standfor // https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/what_stand_for_e.htm (дата обращения: 09.12.2021).
  15. The Coordinated Constitution of February 17, 1994 (updated on May 2, 2019) // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/19398 (дата обращения: 16.12.2021).
  16. О Кодексе международного частного права: Закон Бельгия от 16 июля 2004 г. // URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/041801 (дата обращения: 10.12.2021).
  17. Кодекс международного частного права Болгарии 2005 г.// URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/041701 (дата обращения: 12.12.2021).
  18. Constitution of the Republic of Poland // URL: https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/17577 (дата обращения: 11.12.2021).
  19. О международном частном праве: Закон Польша от 04.02. 2011г.// URL:https://pravo.hse.ru/data/2019/02/04/1205137962/Закон %20о %20МЧП %20Польши %202011 %20(рус.) %20ред.2015.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
  20. Act of February 13, 2020, on Amendments to the Code of Civil Procedure and Some Other Acts // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/19919 (дата обращения: 11.12.2021).
  21. Copyright Law (Amendment No. 5) 2019 // URL: https://main.knesset.gov.il/Activity/Legislation/Laws/Pages/LawBill.aspx?t=LawReshumot&lawitemid=2022457(дата обращения: 26.12.2021).
  22. Об авторском праве: Закон Израиль от 2007 года (с изменениями от 28 июля 2011 года) // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/11509 (дата обращения: 09.12.2021).
  23. European Parliament approves new copyright rules for the internet // URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20190321IPR32110/european-parliament-approves-new-copyright-rules-for-the-internet (дата обращения: 10.12.2021).
  24. Директива (ЕС) 2019/790 Европейского парламента и Совета от 17 апреля 2019 года об авторском праве и смежных правах на Едином цифровом рынке и внесении изменений в Директивы 96/9/ЕС и 2001/29/ЕС // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/513598 (дата обращения: 09.12.2021).