Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Институционализация корпоративной социальной ответственности в России

4. Экономическое развитие и рост
03.12.2018
277
Поделиться
Библиографическое описание
Охотников, И. В. Институционализация корпоративной социальной ответственности в России / И. В. Охотников, Н. Г. Петрова, Ю. К. Хухрикова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14697/.


В статье проанализировано формирование института корпоративной социальной ответственности в России. Сделан вывод о целесообразности корпоративных социальных инициатив, направленных на обеспечение конкурентоспособности современного бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальные инвестиции, социальная отчетность бизнеса.

Расширение социальной функций бизнеса является одной из важнейших тенденций в современном мире, в том числе и в России. Бизнес сегодня больше уделяет внимание социальным программам и повышению качества корпоративного управления. Корпоративная социальная ответственность (КСО) и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений не только на муниципальном, региональном и национальном, но и на международном уровне, в соответствии с происходящими в мире изменениями — нарастанием интеграции и глобализацией.

КСО — это совокупность добровольно принимаемых руководством компании обязательств, нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон. Результатом реализации КСО является устойчивое конкурентное развитие компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг, др.), улучшение репутации и имиджа компании, становление корпоративной идентичности, развитие корпоративных брэндов, а также расширение конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Широкое распространение концепции КСО в мире повлекло за собой формирование специальных унифицирующих стандартов, в которых уделяется значительное внимание социальной защите работников, а некоторые из них полностью посвящены КСО. Глобальный договор ООН является в настоящее время основным документом, который включает международные стандарты социальной ответственности бизнеса. Международный стандарт по составлению обзора социальных программ компании — это разрабатываемые авторитетными международными организациями принципы, правила и показатели раскрытия информации о социальной активности компании, которые носят рекомендательный характер.

Социальная отчётность — это процедура составления отчёта о социальной деятельности компании, предполагающая использование сравнимых индикаторов и верификацию отдельных показателей внешним аудитором. В 1997 году большое количество корпораций, негосударственных организаций, агентств ООН создали Глобальную инициативу по предоставлению отчётности (GRI, Global Reporting Initiative). Основной чертой стандарта является то, что социальный отчёт компании формируется на основе тех же принципов, на каких формируется обычная финансовая отчётность.

Международная организация по стандартизации (ISO), мировой лидер по разработке международных стандартов, в 2010 году предложила своё виденье основополагающих принципов и рекомендаций в области социальной ответственности. Результатом их работы стал стандарт ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility»). Стандарт нацеливает на интеграцию принципов социальной ответственности (прозрачность, подотчетность, этичность поведения и пр.) в бизнес-процессы, включая все области активности и уровни управления. Данный стандарт можно сегодня считать базовым в сфере корпоративной социальной отчетности.

В России сегодня так же, как и на Западе, серьезное внимание уделяют социальной (нефинансовой) отчетности — инструмента информирования всех заинтересованных сторон о том, как компания реализует мероприятия по достижению экономической устойчивости, социального благополучия и экологической безопасности. Формирование подходов к социальной отчетности и социально ответственному поведению компаний в отечественной практике началось в рамках Национальной программы «Российская деловая культура». Были разработаны «Принципы ведения дел в России» и принят ряд отраслевых кодексов. В сентябре 2000 г. Был принят Кодекс профессиональной этики оценочных компаний РФ. В июле 2002 г. Был принят Кодекс корпоративного поведения и этики ведения бизнеса группой компаний «Тройка диалог». В декабре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики (Социальная хартия). На 1 января 2018 года 263 компаний и организаций, объединяющих 7 миллионов работников, уже присоединились к Социальной хартии российского бизнеса. [6]

В течение последних лет РСПП разрабатывает документы, регламентирующие реализацию корпоративной ответственности на практике. РСПП в 2005 году разработал практические рекомендации по оценке деятельности организаций и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний». В соответствии с решением Правления РСПП от 21 июня 2006 г. сформирован Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов. Регистр ведется в целях: создания единой информационной базы данных о корпоративных нефинансовых отчетах; систематизации, обобщения и распространения опыта нефинансовой отчетности; содействия повышению информационной открытости деятельности компаний, развитию добровольной нефинансовой отчетности; организации информационной поддержки социально ответственным действиям бизнеса.

По состоянию на 1 января 2018 г. в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчеты свыше ста компаний, зарегистрировано 825 отчетов, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) — 73, социальные отчеты (СО) — 336, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) — 276, интегрированные отчеты — 140. [4]

Главными акцентами социального отчета в России являются: работа с персоналом, благотворительность и развитие региона. Социальные инвестиции в объекты социальной сферы, реализуются, как правило, крупными компаниями, оказывают существенную долгосрочную поддержку в различных сферах и являются примером скрытых форм сотрудничества бизнеса и государства, взаимного баланса их интересов и ответственности.

15 марта 2013 года в России введен в действие ГОСТ Р ИСО 26000:2012 (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2012 года № 1611-ст.). Настоящий Стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26000:2010 (ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility»). Стандарт, как отмечалось выше, нацеливает на интеграцию принципов социальной ответственности в бизнес — процессы, включая все области активности и уровни управления. В след за этим, РСПП предложил бизнес-сообществу «Рекомендации по самооценке в соответствии с положениями стандарта ISO 26000» [1]. Сахалин Энерджи — первая компания в России, которая провела полномасштабную диагностику и самооценку своих бизнес-процессов и организации деятельности по ключевым направлениям ответственной деловой практики в соответствии с положениями стандарта ISO 26000.

Новый проект РСПП в области КСО — построение индексов корпоративной социальной ответственности — нацелен на развитие публичной корпоративной отчетности и инструментов внешней оценки ответственной деловой практики, создание платформы для регулярного мониторинга ситуации в этой области. Методика индексов «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития» — совместная разработка РСПП и Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). [2]

Для оценки компаний активно реализующих благотворительные программы, в нашей стране на протяжении 11 лет действует совместный проект Форума Доноров (Ассоциация крупнейших грантодающих организаций, работающих в России), международной аудиторско-консалтинговой сети фирм PwC и газеты «Ведомости» — «Лидеры корпоративной благотворительности» [3]. Целью проекта является выявление лучших образцов благотворительных программ и распространение информации о корпоративной благотворительности в бизнес-среде и в обществе в целом.

Перечисленные факты свидетельствуют, что КСО в России активно развивается. Бизнес двигается в сторону большей социальной ответственности и социальной отчетности в случае ее легитимации и определения рамок со стороны государства. В этой связи необходимо отметить важность поддержки данных процессов со стороны государства. При этом, основным приоритетом должно быть достижение взаимных, практических интересов и выгод, как для бизнеса, так и для государства и общества, отсутствие доминирования со стороны государства.

Таким образом, социальная ответственность бизнеса воспринимается в современном российском обществе как выгодная для бизнеса и общества. Социально ответственное поведение позволяет российским компаниям повышать качество управления и инвестиционной привлекательности, а это в свою очередь обеспечивает устойчивость и конкурентоспособность отечественного бизнеса.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей // www.rspp.ru
  2. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчетности. Проект Российского союза промышленников и предпринимателей. — М.: 2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей // www.rspp.ru
  3. Лидеры корпоративной благотворительности [Электронный ресурс] / Официальный сайт Форума Доноров. — Режим доступа: http://www.donorsforum.ru/
  4. Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей // www.rspp.ru
  5. Национальный форум корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс] // www.csrforum.ru
  6. Социальная ответственность [Электронный ресурс] / Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей //www.rspp.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность
социальные инвестиции
социальная отчетность бизнеса

Молодой учёный