Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 2471 раз

Библиографическое описание:

Ерышев, А. Е. Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях / А. Е. Ерышев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14541/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье проанализированы официальные аккаунты федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях. Выяснено, соответствует ли выбор социальных сетей федеральными ведомствами предпочтениям российской интернет-аудитории. Также, даны рекомендации федеральным органам исполнительной власти для повышения информационной открытости.

Ключевые слова: государственное управление, органы исполнительной власти, социальные сети, коммуникация, информационная открытость, информированность, общественный контроль.

Открытость процесса принятия решений — один из элементов повышения качества государственного управления. Основополагающим документом, устанавливающим стандарты открытости органов государственной власти, является Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), утверждённый в 2014 году распоряжением Правительства Российской Федерации [1]. Предполагается, что для достижения информационной открытости органы государственной власти должны обеспечить многоканальный доступ к общественным ресурсам, выстроить систему обратной связи с гражданским обществом, отражать общественно значимые результаты деятельности министерств и ведомств, а также доводить информацию о работе ведомств до граждан в понятных форматах. Информационная открытость органов власти повысит прозрачность деятельности и удовлетворенность граждан качеством государственного управления, расширит возможности непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений органов власти и позволит развить механизмы общественного контроля за деятельностью министерств и ведомств.

Оценка качества открытости органов государственной власти проводится ежегодно, однако, исследования в основном касаются вопросов, связанных с данными, размещёнными на сайтах государственных органов. Однако, размещение информации на сайтах ФОИВ — не единственный способ, которым пользуются органы исполнительной власти, чтобы взаимодействовать с обществом. Многие федеральные органы исполнительной власти имеют официальные аккаунты в социальных сетях и используют их в качестве канала коммуникации, так как социальные сети имеют широкую аудиторию пользователей. По данным исследования ВЦИОМ, проведённого в 2018 году, 65 % россиян старше 18 лет пользуются социальными сетями хотя бы раз в неделю, 45 % — ежедневно. 55 % пользователей социальных сетей использует их в качестве источника общественных новостей [2]. Это свидетельствует о высокой значимости социальных сетей в качестве канала информирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданским обществом.

Однако, на данный момент нет ни одного официального рейтинга присутствия государственных органов Российской Федерации в социальных сетях, который бы оценивал степень информационной открытости и эффективности коммуникации ФОИВ с интернет-пользователями. Из-за отсутствия официальных рейтингов невозможно выявить лучшие практики взаимодействия с гражданским обществом через социальные сети, а также повысить эффективность использования федеральными органами исполнительной власти социальных сетей как коммуникационного инструмента.

Последнее широкое исследование по мониторингу социальных сетей федеральных органов исполнительной власти было проведено в 2014 году в рамках Программы «Фонд развития прикладных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”». Данное практическое исследование является первым в России мониторингом официальных страниц ФОИВов в социальных сетях. В ходе мониторинга было проанализировано представительство 55 федеральных ведомств в таких социальных сетях, как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», «LiveJournal», «Instagram», определены ведомства-лидеры по количеству подписчиков на официальные аккаунты в социальных сетях, даны рекомендации по совершенствованию официальных страниц ФОИВ в социальных сетях [3].

Тем не менее, с 2014 года подобных исследований официальных аккаунтов органов государственной власти проведено не было — это добавляет актуальности данной работе. Автор анализирует присутствие ФОИВ в социальных сетях: совпадает ли выбор социальных сетей для создания официальных аккаунтов федеральных органов исполнительной власти с медиа предпочтениями российских пользователей.

Для поиска официальных аккаунтов федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях использовался сайт Правительства Российской Федерации [4], на нём указаны ссылки на официальные аккаунты Федеральных министерств, Федеральных агентств и Федеральных служб. Мониторинг представленности 55 федеральных ведомств в социальных сетях «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», «YouTube», «Одноклассники», «Instagram» показал следующие результаты:

Не представлены ни в одной социальной сети — 8 ведомств;

Представлены только в одной соцсети — 3 ведомства;

Представлены в двух соцсетях — 5 ведомств;

Представлены в трёх соцсетях — 17 ведомств;

Представлены в четырёх соцсетях — 6 ведомств;

Представлены в пяти соцсетях — 8 ведомств;

Представлены в шести соцсетях — 8 ведомств.

Рис. 1. Распределение ФОИВ по количеству официальных аккаунтов в социальных сетях

Лидерами по представленности в социальных сетях являются: МВД России, МЧС России, Министерство обороны России, Минсельхоз России, Минстрой России, Росгидромет России, Рослесхоз, Росавтодор.

Отсутствуют аккаунты в социальных сетях: Министерство юстиции России, ФСТВТС России, ФСТЭК России, Росздравнадзор, Росводресурсы, Роснедра, Росжелдор, Роспечать.

Наибольшее предпочтение федеральные органы исполнительной власти отдают социальным сетям «Facebook» и «Twitter». При этом, социальные платформы, созданные на территории России: «Вконтакте» и «Одноклассники» ФОИВ предпочитают в меньшей степени.

Рис. 2. Предпочтения социальных сетей федеральными органами исполнительной власти

Анализируя структуру предпочтения социальных сетей российскими интернет-пользователями, автор использовал в качестве источника данных исследование компании «Mediascope», проведённое в августе 2018 года [5]. Согласно исследованию, наиболее популярными социальными сетями среди россиян в возрасте от 12 до 65 лет являются: «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook», «Twitter». Средняя месячная десктопная (посещение сайтов через ноутбук или стационарный компьютер) аудитория данных социальных сетей составляет: «YouTube» — 40.052.000 человек, «Вконтакте» — 39.711.000 человек, «Одноклассники» — 24.268.000 человек, «Instagram» — 18.402.000 человек, «Facebook» — 18.010.000 человек, «Twitter» — 8.535.000 человек.

Как видно, выбор социальных сетей федеральными органами исполнительной власти для создания официальных страниц ведомств не совпадает с медиа предпочтениями российской интернет-аудитории. Наиболее востребованные соцсети у федеральных ведомств «Facebook», «Twitter» являются наименее популярными среди пользователей. Кроме того, средняя месячная аудитория наименее популярной у ФОИВ социальной сети «Одноклассники» практически сопоставима со среднемесячной аудиторией наиболее популярных «Facebook» и «Twitter».

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти не учитывают предпочтения российской интернет-аудитории в выборе социальных сетей как канала коммуникации и получения информации. Это препятствует внедрению Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, так как, в действительности, гражданское общество не обеспечено многоканальным доступом к информационным ресурсам федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, из-за “отсутствия” федеральных ведомств в популярных социальных сетях, невозможно выстроить систему обратной связи с гражданским обществом.

Автором предложены следующие рекомендации для повышения открытости органов исполнительной власти в связи с использованием социальных сетей в качестве инструмента коммуникации с гражданским обществом:

  1. Федеральным ведомствам, которые не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях, необходимо их создать в социальных сетях «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники».
  2. Федеральным ведомствам, которые не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники» необходимо создать официальную страницу ведомства.

Дальнейшая разработка данной темы затронет анализ активности ФОИВ в социальных сетях, где они уже имеют официальные аккаунты. Будет проанализировано: с какой периодичностью публикуются информационные записи, осуществляется ли адаптация контента в каждой из социальных сетей, ведётся ли работа официальных представителей ведомства с комментариями интернет-пользователей, имеют ли официальные аккаунты федеральных ведомств единую стилистику оформления и правила поведения на странице.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // (ред. от 30.01.2014).
  2. Исследование ВЦИОМ. «Какими социальными сетями и мессенджерами пользуются россияне» [Электронный ресурс] — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (Дата обращения 25.09.2018 г.)
  3. Дмитриева Н. Е. «Для связи в сети: результаты мониторинга открытости федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях». [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-svyazi-v-seti-rezultaty-monitoringa-otkrytosti-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-sotsialnyh-setyah
  4. Cайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru (Дата обращения 20.09.2018 г.)
  5. Mediascope, исследование аудитории интернета [Электронный ресурс] — URL: http://mediascope.net/services/media/media-audience/internet/information/ (Дата обращения 26.09.2018 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, сеть, гражданское общество, орган, ведомство, аккаунт, государственная власть, информационная открытость, Россия, Российская Федерация.

Похожие статьи

Социально-управленческие проблемы информационной...

Формулируются предложения по расширению информационной открытости муниципальной власти в современной России.

В статье поднимаются проблемы доступности информации о деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Глобальный процесс общественного перехода в постиндустриальную (информационную) фазу развития непосредственным образом отражается на политической системе и системе государственного управления в Российской Федерации.

Проблемы обеспечения открытости местных бюджетов...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной... местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов...

гражданское общество, Российская Федерация...

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия, данные, орган власти, Постановление Правительства

гражданское общество, Российская Федерация, государственная власть, Россия, объединение, общественный контроль...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных...

Развитие гражданского общества в современной России...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются в

Исследуя становление гражданского общества в современной России необходимо отметить, что

Взаимодействие органов власти и гражданского общества — необходимое условие...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

Органы региональной власти России осуществляют информационное взаимодействие с

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата...

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет...

О государственной программе Российской ФедерацииИнформационное общество (2011–2020

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия...

информационная технология, Российская Федерация...

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация...

Похожие статьи

Социально-управленческие проблемы информационной...

Формулируются предложения по расширению информационной открытости муниципальной власти в современной России.

В статье поднимаются проблемы доступности информации о деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Глобальный процесс общественного перехода в постиндустриальную (информационную) фазу развития непосредственным образом отражается на политической системе и системе государственного управления в Российской Федерации.

Проблемы обеспечения открытости местных бюджетов...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной... местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов...

гражданское общество, Российская Федерация...

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия, данные, орган власти, Постановление Правительства

гражданское общество, Российская Федерация, государственная власть, Россия, объединение, общественный контроль...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных...

Развитие гражданского общества в современной России...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются в

Исследуя становление гражданского общества в современной России необходимо отметить, что

Взаимодействие органов власти и гражданского общества — необходимое условие...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

Органы региональной власти России осуществляют информационное взаимодействие с

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата...

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет...

О государственной программе Российской ФедерацииИнформационное общество (2011–2020

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2

информационная открытость, исполнительная власть, Российская Федерация, Россия...

информационная технология, Российская Федерация...

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация...