Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях
Автор: Ерышев Артем Евгеньевич
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2018
Статья просмотрена: 2834 раза
Библиографическое описание:
Ерышев, А. Е. Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях / А. Е. Ерышев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14541/ (дата обращения: 14.12.2024).
В данной статье проанализированы официальные аккаунты федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях. Выяснено, соответствует ли выбор социальных сетей федеральными ведомствами предпочтениям российской интернет-аудитории. Также, даны рекомендации федеральным органам исполнительной власти для повышения информационной открытости.
Ключевые слова: государственное управление, органы исполнительной власти, социальные сети, коммуникация, информационная открытость, информированность, общественный контроль.
Открытость процесса принятия решений — один из элементов повышения качества государственного управления. Основополагающим документом, устанавливающим стандарты открытости органов государственной власти, является Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), утверждённый в 2014 году распоряжением Правительства Российской Федерации [1]. Предполагается, что для достижения информационной открытости органы государственной власти должны обеспечить многоканальный доступ к общественным ресурсам, выстроить систему обратной связи с гражданским обществом, отражать общественно значимые результаты деятельности министерств и ведомств, а также доводить информацию о работе ведомств до граждан в понятных форматах. Информационная открытость органов власти повысит прозрачность деятельности и удовлетворенность граждан качеством государственного управления, расширит возможности непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений органов власти и позволит развить механизмы общественного контроля за деятельностью министерств и ведомств.
Оценка качества открытости органов государственной власти проводится ежегодно, однако, исследования в основном касаются вопросов, связанных с данными, размещёнными на сайтах государственных органов. Однако, размещение информации на сайтах ФОИВ — не единственный способ, которым пользуются органы исполнительной власти, чтобы взаимодействовать с обществом. Многие федеральные органы исполнительной власти имеют официальные аккаунты в социальных сетях и используют их в качестве канала коммуникации, так как социальные сети имеют широкую аудиторию пользователей. По данным исследования ВЦИОМ, проведённого в 2018 году, 65 % россиян старше 18 лет пользуются социальными сетями хотя бы раз в неделю, 45 % — ежедневно. 55 % пользователей социальных сетей использует их в качестве источника общественных новостей [2]. Это свидетельствует о высокой значимости социальных сетей в качестве канала информирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданским обществом.
Однако, на данный момент нет ни одного официального рейтинга присутствия государственных органов Российской Федерации в социальных сетях, который бы оценивал степень информационной открытости и эффективности коммуникации ФОИВ с интернет-пользователями. Из-за отсутствия официальных рейтингов невозможно выявить лучшие практики взаимодействия с гражданским обществом через социальные сети, а также повысить эффективность использования федеральными органами исполнительной власти социальных сетей как коммуникационного инструмента.
Последнее широкое исследование по мониторингу социальных сетей федеральных органов исполнительной власти было проведено в 2014 году в рамках Программы «Фонд развития прикладных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”». Данное практическое исследование является первым в России мониторингом официальных страниц ФОИВов в социальных сетях. В ходе мониторинга было проанализировано представительство 55 федеральных ведомств в таких социальных сетях, как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», «LiveJournal», «Instagram», определены ведомства-лидеры по количеству подписчиков на официальные аккаунты в социальных сетях, даны рекомендации по совершенствованию официальных страниц ФОИВ в социальных сетях [3].
Тем не менее, с 2014 года подобных исследований официальных аккаунтов органов государственной власти проведено не было — это добавляет актуальности данной работе. Автор анализирует присутствие ФОИВ в социальных сетях: совпадает ли выбор социальных сетей для создания официальных аккаунтов федеральных органов исполнительной власти с медиа предпочтениями российских пользователей.
Для поиска официальных аккаунтов федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях использовался сайт Правительства Российской Федерации [4], на нём указаны ссылки на официальные аккаунты Федеральных министерств, Федеральных агентств и Федеральных служб. Мониторинг представленности 55 федеральных ведомств в социальных сетях «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», «YouTube», «Одноклассники», «Instagram» показал следующие результаты:
Не представлены ни в одной социальной сети — 8 ведомств;
Представлены только в одной соцсети — 3 ведомства;
Представлены в двух соцсетях — 5 ведомств;
Представлены в трёх соцсетях — 17 ведомств;
Представлены в четырёх соцсетях — 6 ведомств;
Представлены в пяти соцсетях — 8 ведомств;
Представлены в шести соцсетях — 8 ведомств.
Рис. 1. Распределение ФОИВ по количеству официальных аккаунтов в социальных сетях
Лидерами по представленности в социальных сетях являются: МВД России, МЧС России, Министерство обороны России, Минсельхоз России, Минстрой России, Росгидромет России, Рослесхоз, Росавтодор.
Отсутствуют аккаунты в социальных сетях: Министерство юстиции России, ФСТВТС России, ФСТЭК России, Росздравнадзор, Росводресурсы, Роснедра, Росжелдор, Роспечать.
Наибольшее предпочтение федеральные органы исполнительной власти отдают социальным сетям «Facebook» и «Twitter». При этом, социальные платформы, созданные на территории России: «Вконтакте» и «Одноклассники» ФОИВ предпочитают в меньшей степени.
Рис. 2. Предпочтения социальных сетей федеральными органами исполнительной власти
Анализируя структуру предпочтения социальных сетей российскими интернет-пользователями, автор использовал в качестве источника данных исследование компании «Mediascope», проведённое в августе 2018 года [5]. Согласно исследованию, наиболее популярными социальными сетями среди россиян в возрасте от 12 до 65 лет являются: «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook», «Twitter». Средняя месячная десктопная (посещение сайтов через ноутбук или стационарный компьютер) аудитория данных социальных сетей составляет: «YouTube» — 40.052.000 человек, «Вконтакте» — 39.711.000 человек, «Одноклассники» — 24.268.000 человек, «Instagram» — 18.402.000 человек, «Facebook» — 18.010.000 человек, «Twitter» — 8.535.000 человек.
Как видно, выбор социальных сетей федеральными органами исполнительной власти для создания официальных страниц ведомств не совпадает с медиа предпочтениями российской интернет-аудитории. Наиболее востребованные соцсети у федеральных ведомств «Facebook», «Twitter» являются наименее популярными среди пользователей. Кроме того, средняя месячная аудитория наименее популярной у ФОИВ социальной сети «Одноклассники» практически сопоставима со среднемесячной аудиторией наиболее популярных «Facebook» и «Twitter».
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти не учитывают предпочтения российской интернет-аудитории в выборе социальных сетей как канала коммуникации и получения информации. Это препятствует внедрению Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, так как, в действительности, гражданское общество не обеспечено многоканальным доступом к информационным ресурсам федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, из-за “отсутствия” федеральных ведомств в популярных социальных сетях, невозможно выстроить систему обратной связи с гражданским обществом.
Автором предложены следующие рекомендации для повышения открытости органов исполнительной власти в связи с использованием социальных сетей в качестве инструмента коммуникации с гражданским обществом:
- Федеральным ведомствам, которые не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях, необходимо их создать в социальных сетях «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники».
- Федеральным ведомствам, которые не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях «YouTube», «Вконтакте», «Одноклассники» необходимо создать официальную страницу ведомства.
Дальнейшая разработка данной темы затронет анализ активности ФОИВ в социальных сетях, где они уже имеют официальные аккаунты. Будет проанализировано: с какой периодичностью публикуются информационные записи, осуществляется ли адаптация контента в каждой из социальных сетей, ведётся ли работа официальных представителей ведомства с комментариями интернет-пользователей, имеют ли официальные аккаунты федеральных ведомств единую стилистику оформления и правила поведения на странице.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // (ред. от 30.01.2014).
- Исследование ВЦИОМ. «Какими социальными сетями и мессенджерами пользуются россияне» [Электронный ресурс] — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (Дата обращения 25.09.2018 г.)
- Дмитриева Н. Е. «Для связи в сети: результаты мониторинга открытости федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях». [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-svyazi-v-seti-rezultaty-monitoringa-otkrytosti-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-sotsialnyh-setyah
- Cайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru (Дата обращения 20.09.2018 г.)
- Mediascope, исследование аудитории интернета [Электронный ресурс] — URL: http://mediascope.net/services/media/media-audience/internet/information/ (Дата обращения 26.09.2018 г.)
Ключевые слова
социальные сети, коммуникация, государственное управление, органы исполнительной власти, общественный контроль, информированность, информационная открытостьПохожие статьи
Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...
Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона
В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...
Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации
В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг
В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. В настоящей статье автор рассматривает актуальное напра...
Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации
В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...
Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...
Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан
В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...
Роль медиа в борьбе с коррупцией в России
Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...
К вопросу реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в программной и плановой деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края на примере комитета по молодежной политике правительства Хабаровского края
Работа посвящена оценке эффективности реализации молодежной политике в сфере патриотического воспитания в Хабаровском крае, через призму деятельности органов государственной власти, на примере комитета по молодежной политике. В статье дана характерис...
Похожие статьи
Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого орг...
Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона
В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...
Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации
В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг
В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. В настоящей статье автор рассматривает актуальное напра...
Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации
В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...
Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...
Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан
В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...
Роль медиа в борьбе с коррупцией в России
Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...
К вопросу реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в программной и плановой деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края на примере комитета по молодежной политике правительства Хабаровского края
Работа посвящена оценке эффективности реализации молодежной политике в сфере патриотического воспитания в Хабаровском крае, через призму деятельности органов государственной власти, на примере комитета по молодежной политике. В статье дана характерис...