Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России / И. В. Охотников, Ю. В. Козырькова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14379/ (дата обращения: 14.12.2024).



В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия формирования инновационной экономики в России. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования сферы генерации инноваций и знаний, на основе системного подхода.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновации, государственное регулирование инноваций, национальная инновационная система.

Создание в России таких условий, когда появление инноваций, а особенно технологических инноваций стало бы не разовым событием и подвигом энтузиастов, а неотъемлемым элементом экономики, рутиной повседневной хозяйственной жизни — главнейшая стратегическая задача государства. Под инновациями в широком смысле понимают прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Экономика, первой освоившая эффективные инновации, имеет возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость своей продукции и услуг. Следствие чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Вопреки общемировым тенденциям и подходам к управлению, сегодня разработку и внедрение технологических инноваций осуществляет не более 10 % российских компаний от общего количества предприятий промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 %), Бельгии (53,6 %), Эстонии (52,8 %), Финляндии (52,5 %) и Швеции (49,6 %). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 % в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 %, в Финляндии — 3,9 %, в Германии — 3,4 %). Доля произведенных российскими компаниями товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составляет — 0,25 %, что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай (16,3 %), Соединенные Штаты Америки (13,5 %) и Германия (7,6 %) [1, с. 9].

Все это говорит о необходимости создания в России механизма генерации инноваций. Таким механизмом, как отмечают специалисты [2; 3; 4], должна стать национальная инновационная система (НИС), представляющая собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его правовом обеспечении.

Строить инновационную экономику, как отмечают создатели Русского инновационного манифеста [5; 6] — это значит добиваться того, чтобы: а) возможностей извлекать ренту из простого обладания ресурсами становилось все меньше (принуждение к инновациям); б) извлекать инновационную ренту становилось все проще и безопасней (поощрение инноваций). Вышеназванные фундаментальные принципы национальной инновационной системы позволяют сформулировать направления, по которым необходимо двигаться по формированию инновационной экономики.

Во-первых, это конкуренция, как главный двигатель инновационной активности. Необходимо сокращать административные ограничения развития конкуренции и предотвращать возникновение новых ограничений. Защита права частной собственности, в том числе интеллектуальной, должна стать «священной коровой» любого государственного чиновника, а покушение на нее — преступлением против государства.

Во-вторых, прибыльность доступа к природной ренте должна быть минимизирована. Необходимо создание такой фискальной системы, которая делала бы занятие извлечением природных ресурсов и торговлей ими не самым доходным: за малый риск нельзя получать высокую прибыль. Любой, кто пользуется преимуществами монополиста, должен взять на себя обязательства использовать монопольную ренту для осуществления масштабных и долгосрочных проектов технологического развития.

В-третьих, патронаж инноваций. Инновационные разработки часто появляются у тех, кто не обладает достаточной силой и ресурсами, чтобы защитить их и довести до состояния массового продукта. Поэтому необходимо создание тепличных условий для таких разработок на ранних стадиях их развития: налоговые льготы, длинные и дешевые займы и гранты, бизнес-инкубаторы и технопарки с бесплатной или дешевой инфраструктурой, учебные программы и информационная поддержка. Должен быть выстроен непрерывный «конвейер», обеспечивающий становление инновационных разработок на каждой стадии их роста.

В-четвертых, технологические коридоры. Технологическое развитие во все времена двигали явные угрозы существованию государств и самой жизни человека: войны, болезни, жара, холод и голод. Если мы не хотим окончательно остановиться в развитии и быть готовыми к отражению новых угроз, нам необходимо установить для себя долгосрочные задачи достижения все более сложных и высоких научных и технологических целей. Для этого необходимо правительственными решениями устанавливать перечень технических требований к производимой продукции или используемым технологиям, которых следует достигнуть к установленным срокам. График достижения таких целей фиксируется на долгосрочную перспективу, задавая бизнесу «технологические коридоры» на десятки лет вперед.

В-пятых, воля лидера. Инновации могут появляться практически везде. Но остаются и развиваются они только там, где их питает воля лидера, наполняющая блестящие идеи жизненной силой, энергией и ресурсами. Успех инновациям гарантирован лишь там, где они становятся личным делом первых лиц, принимающих на себя всю ответственность и организующих их воплощение. Это относится и к компании, и к региону, и к стране в целом. В государстве технологическое развитие должно стать зоной особого внимания первых лиц: президента и премьера.

В-шестых, большие проекты. Наиболее значительные инновационные прорывы возникают вокруг масштабных технологических проектов, реализация которых возможна только с участием ресурсов, контролируемых государством. Поэтому государству необходимо инициировать появление больших проектов, опираясь при этом на мнение ученых и союз с крупным бизнесом. Для реализации таких проектов необходимо создание нескольких эффективных национальных высокотехнологичных корпораций, работающих на мировых рынках гражданской продукции. Они должны создаваться при активном участии государства, но, как обычный субъект корпоративного права, находиться в равных с другими хозяйствующими субъектами условиях, доказывая свою конкурентоспособность.

В-седьмых, образование и пропаганда. Научные открытия являются основой инновационных разработок, поэтому необходимо радикально увеличить объем средств, отпускаемых на развитие науки государством и бизнесом, и при этом обеспечить возможность свободы научного поиска, а также обмена знаниями между научными коллективами, дисциплинами, странами. Невозможно развитие науки и инноваций без прочной базы знаний, поэтому образовательные учреждения должны готовить творческих личностей, обладающих разносторонними знаниями. Работа в образовании должна стать одной из самых высокооплачиваемых и почетных. Необходимо изменение отношения общества к науке, образованию, инновационным разработкам. Люди, работающие в этих сферах, должны стать героями телевизионных передач и газетных статей, образцом для подражания и кумирами молодежи.

В-восьмых, инновационный актив. Все определяют конкретные люди. Невозможно выработать правильные приоритеты и способы развития без организации диалога государства, бизнеса и науки. Необходимо формирование открытых площадок для коммуникации этих сообществ и согласования их интересов и предложений. Ученые и профессионалы-технологи должны получить свое представительство в государственном аппарате наряду с экономистами, юристами и госчиновниками. Необходимо, чтобы государство формулировало и проводило не только экономическую и социальную, но и технологическую политику. Должно быть организовано долгосрочное прогнозирование технологического развития и выбор приоритетных направлений, пользующихся особой поддержкой государства.

У России есть один существенный недостаток, можно сказать беда — она слишком богата природными ресурсами, занимает слишком много места на Земле и при этом слишком малолюдна, чтобы остальной мир оставил нас в покое. Обосновать перед человечеством свое право на владение этими богатствами, на ту же Сибирь и Арктику, да и вообще на самостоятельное существование мы сможем, не только поддерживая военное могущество, но создавая новые культурные и технологические ценности, поддерживая собственную оригинальную российскую цивилизацию.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // www.consultant.ru
  2. Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  3. Барков С. А. Инновационная бюрократия // ЭКО. — 2018. — № 2. — С. 72–89.
  4. Идигова Л. М., Амадаев А. А. Инновационные механизмы диверсификации производства промышленных предприятий // Вестник научных конференций. — 2016. — № 4–1.
  5. Медовников Д. С. Покер открытых инноваций / Доклад на круглом столе Open Innovation «Зачем открывать инновации» // Официальный сайт Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ // www.imi.hse.ru
  6. Русский инновационный манифест / Эксперт Online 28.05.09 //www.expert.ru
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная экономика, технологическое развитие, инновация, национальная инновационная система, Россия, воля лидера, инновационная деятельность, развитие науки, Финляндия, Швеция.

Ключевые слова

инновационная экономика, инновации, национальная инновационная система, государственное регулирование инноваций

Похожие статьи

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации

В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...

Необходимость инновационного развития российской экономики

Инновационная деятельность давно признана двигателем развития современной экономики и общества. Развитие инновационной экономики в России — одна из приоритетных задач, для решения которой необходимо развитие венчурной инфраструктуры и расширение возм...

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Стимулирование инновационного роста российской экономики

В статье рассматриваются проблемы России на мировом рынке технологий, а также предлагается использование зарубежного опыта создания модели «тройной спирали» национальной инновационной системы.

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...

Похожие статьи

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации

В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...

Необходимость инновационного развития российской экономики

Инновационная деятельность давно признана двигателем развития современной экономики и общества. Развитие инновационной экономики в России — одна из приоритетных задач, для решения которой необходимо развитие венчурной инфраструктуры и расширение возм...

Инновации и инновационное предпринимательство как фактор международной конкурентоспособности отечественного бизнеса

В статье проанализирована инновационная активность российского предпринимательства. Сделан вывод о необходимости активной государственной поддержке и стимулирования инновационной деятельности среднего и малого бизнеса в России.

Стимулирование инновационного роста российской экономики

В статье рассматриваются проблемы России на мировом рынке технологий, а также предлагается использование зарубежного опыта создания модели «тройной спирали» национальной инновационной системы.

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Закономерности развития института предпринимательства и его место в процессе модернизации системы экономических отношений России

Статья содержит обоснование необходимости инновационного развития институтов предпринимательства. Выявлены проблемы, тормозящие процесс внедрения современных технологий в отечественные предприятия, указаны стимулирующие факторы. Доказана необходимост...

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...