В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспортной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.
Ключевые слова: мобильность населения, доступность транспортных услуг, транспортная политика государства, качество жизни населения России.
Главным социальным приоритетом инвестиционного развития транспортного комплекса, как это определено в Транспортной стратегии Российской Федерации [1] является: мобильность населения и доступность транспортных услуг; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.
Доступность и качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами повышает мобильность, качество и уровень жизни населения России. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. Прежде всего, в рамках данной цели предполагается обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Дальнего Востока, Забайкалья и в Калининградской области.
Реализация инновационного сценария развития страны, как отмечают специалисты [4; 6], требует от транспортной отрасли создания комплекса инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения. Это направление транспортной политики предусматривает: создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране; развитие сети автомобильных дорог; государственную поддержку развития региональных авиаперевозок, а также развития аэропортов, перспективных с точки зрения реализации хабовых технологий; приоритетное развитие транспорта общего пользования в городских агломерациях (преимущественно рельсового).
Повышение мобильности населения будет обеспечено за счет приоритетного комплексного развития всех систем общественного транспорта. Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях, а также на транспортных направлениях, связывающих между собой. За счет развития инфраструктуры и систем управления движением общественного транспорта в городских агломерациях будет снижено время ежедневных регулярных поездок маятниковой миграции населения. За счет развития скоростного транспорта, а также совершенствования структуры маршрутов других видов общественного транспорта, подвозящих доставить пассажиров к скоростным осям транспортных коммуникаций, будет увеличен радиус агломерационной транспортной доступности, то есть, расширена область эффективной социально-экономической активности вокруг городов.
Создание систем скоростного и высокоскоростного движения обеспечит повышение уровня взаимной транспортной доступности крупных социально-экономических центров страны. Приоритетное развитие систем транспорта общего пользования предусматривает повышение конкурентоспособности, доступности и качества перевозок пассажиров до уровня развитых стран. С этой целью должен быть сформирован эффективный рынок конкурентоспособных доступных и качественных транспортных услуг, обеспечивающий устойчивую работу и сбалансированное развитие предприятий всех видов пассажирского транспорта, стабильное повышение доступности и качества осуществляемых ими пассажирских перевозок.
Важнейшим направлением транспортной политики в области пассажирских перевозок является формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения. Транспортная политика предусматривает выполнение транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем по прогрессивной шкале с постепенным устойчивым повышением доступности и качества транспортных услуг для населения. Особое внимание будет уделено созданию доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом предусматривается целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг.
Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает: разработка финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов; разработка и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале; создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; модернизация парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан; создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта; повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности, в том числе в сфере авиации общего назначения).
Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Должны быть обеспечены разработка и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов на всей территории страны. При этом указанные минимальные стандарты должны предусматривать прогрессивную шкалу с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения.
Важное место в транспортной политике займет также системное регулирование процесса автомобилизации страны. Это предполагает, прежде всего, разработку и приоритетное развитие систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки. Такие системы должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг-заменителей, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля. Наряду с этим предполагается также разработка и применение экономических методов ограничения роста числа личных автомобилей в городах.
Предполагается развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта, в том числе местного значения (сельского). Важным направлением, как отмечают специалисты [5; 6], является развитие парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, повышение регулярности движения общественного транспорта, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров, расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок.
Для решения задачи развития систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского) необходимы: проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте; повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения; развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования; повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами; государственная поддержка разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.
Решение данной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.
Литература:
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Официальный сайт Министерства транспорта РФ // www.mintrans.ru
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
- ГОСТ 51004–96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» / Официальный сайт Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте // www.tpsa.ru/biblioteka
- Бирюкова, О.Ю., Охотников, И. В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2017.
- Гудин, Е.В., Охотников, И. В. Модель регулируемой конкуренции как основа эффективной организации городских пассажирских перевозок // Предпринимательство. — 2014. — № 1.
- Куренков П. В., Хусаинов Ф. И. Инфраструктура железных дорог России и регулирование вагонных парков // Экономика железных дорог. — 2013. — № 9.
- Основные показатели транспортной деятельности в России, 2016. Стат. сб. — М.: Росстат, 2017.