В статье выявлена сущность феномена «имидж руководителя», рассмотрены основные стили руководства как составляющие имиджа; показана взаимосвязь имиджа руководителя и избранного стиля руководства.
Ключевые слова: имидж, структура имиджа, руководитель, имидж руководителя, стиль руководства.
Key words: image, image structure, the Head, manager's image, management style.
Анализ взаимосвязи имиджа руководителя и избранного стиля руководства следует начать с определения сущности указанных феноменов.
Так, в научной литературе представлены авторские определения имиджа (Н. Вейл, П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, К. Болдинг, Д. Ягер и т. д.). Исследователи, на основе теоретического обобщения, формулируют в основном практикоориентированные определения имиджа (рекомендации о том, как смотреть, что говорить и т. д.). Например, П. Берд, понимая под имиджем «общее впечатление, которое человек производит на окружающих» в своей работе раскрывает поведенческие особенности — как субъект должен представлять людям свои идеи, вести себя в обществе, как одеваться, как говорить и т. д. Аналогичный подход к определению сущности имиджа встречается и в работах Э. Сэмпсона, который понимает под имиджем «картинку, визитную карточку» человека. В указанных работах также представлены рекомендации субъекту по саморекламе.
В отечественной науке (В. М. Шепель, А. П. Жмыриков, Е. В. Егорова-Гантман, И. Д. Ладанов, О. Л. Феофанов и т. д.) изначально исследованию подвергались отдельные элементы (составляющие) имиджа. Сам феномен имиджа довольно долго определялся как средство психологического воздействия (автор данного понимания — О. Л. Феофанов). Лишь в последнее десятилетие прошедшего века в России была сформирована наука о технологиях личного обаяния — имиджелогия (родоначальник — В. М. Шепель) и было преодолено стереотипное представление об имидже.
Однако, несмотря на неугасающий интерес исследователей к выявлению сущности феномена имиджа, единого понимания данного термина нет — существует разброс в терминологии понимания — от определения имиджа в качестве образа о субъекте, сложившимся мнении о нем, до репутации и авторитете.
Авторское понимание сущности имиджа состоит в определении имиджа в качестве искусства обаяния, в качестве внешнего отражения образа [3, 5].
Применительно к руководителю (официально назначенное лицо, которое управляет, контролирует и несет юридическую ответственность за деятельность коллектива) имидж можно определить как целостную, индивидуальную характеристику его личностных и профессиональных качеств, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним в прямом и косвенном взаимодействии [5].
Учитывая вышеизложенное, в качестве составляющих имиджа руководителя следует назвать личностные качества; организационные, управленческие способности; характеристики, сближающие руководителя с социумом. Необходимо отметить, что состав элементов, составляющих имидж руководителя различен в трудах исследователей (Е. В. Егорова-Гантман, А.Райков и т. д.). Анализ различных точек зрения на обозначенную проблему позволил схематично определить структуру имиджа руководителя (рис. 1).
Рис. 1. Структура имиджа руководителя.
Обращение к исследованию данной схемы позволяет выделить стиль руководства в качестве одного из элементов имиджа руководителя.
Так, в процессе управленческой деятельности каждый руководитель выполняет свои обязанности в свойственном ему деловом стиле. Ученые А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев в своих трудах определяют понятие «стиль руководства» как «совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношений людей к его действиям» [2].
Другими словами, стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к выполнению возложенных на него задач, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
В научной литературе в зависимости от инструментов воздействия, индивидуальных особенностей лидера, качественных характеристик социальной группы и сложившейся управленческой ситуации в организации исследователи выделяют различные стили лидерства. Однако, основными принято считать три, предложенных К.Левиным: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» («анархический»).
С позиции принятия решений перечисленные стили можно охарактеризовать с формальной и содержательной стороны [1, 4].
Так, авторитарный стиль руководства составляют краткие, но деловые, распоряжения; запреты; позиция руководителя вне коллектива (формальная сторона); планирование дел заранее — определение непосредственных целей и неопределенность в видении дальних перспектив (содержательная сторона).
Демократический стиль отличает товарищеский тон, дискуссивная форма распоряжений и запретов, предложенческая форма инструкций, позиция лидера — внутри группы (формальная сторона); мероприятия планируются в группе; за реализацию предложений отвечают все (содержательная сторона).
Попустительский стиль в качестве формальной стороны определяет конвенциональный тон, отсутствие, как похвалы, так и порицаний, сотрудничества, позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Содержательная сторона данного стиля характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Следует отметить, что указанные стили названы в качестве основных стилей руководства, в управленческой реальности проявление данных стилей гораздо шире и многообразнее. Кроме того, многие авторы, опираясь на указанные основные стили, создают свои, авторские виды стилей управления (Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и т. д.).
Принятый стиль руководства способствует развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе и может служить характеристикой качества и оценкой эффективности управления.
В научной литературе выявлена тесная взаимосвязь имиджа руководителя и избранного им стиля руководства. Так, отмечается, что имидж руководителя непосредственно влияет на то, как его приказы, распоряжения и инструкции понимаются и выполняются подчиненными. Имидж руководителя как внешнее отражение образа может усилить излагаемые им идеи, или наоборот, снизить их значимость, исказить.
Следует отметить, что имидж руководителя проявляет свое влияние и в его отсутствие. Так, если руководитель компании (организации, предприятия и т. п.) имеет верный, положительный, «правильный» авторитет, репутацию (напомним, данные термины нами были названы в качестве синонимичных феномену имиджа), то сотрудники проявляют уважение — хорошо работают, не пытаются выполняют поручения даже в момент отсутствия начальства или контроля за ними.
Учитывая вышеизложенное, представляется очевидным и бесспорным формирование положительного, эффективного имиджа руководителя.
В подведении итогов авторских размышлений о взаимосвязи имиджа руководителя и избранного им стиля руководства, отметим, что имидж современного руководителя формируется по той же схеме, что и бренд компании. Сначала создается общая концепция (основные характеристики компании), затем пишется миссия и история (легенда). Определяются основные и отличительные от других подходы и приемы, которые будут продвигать торговую марку. Похожая работа проводится и при формировании имиджа руководителя.
Литература:
- Абрегова И. И. «Руководство» и «лидерство» как явления социального управления // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2010. — № 1. — С. 27–32.
- Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. — СПб.: Гуманистика, 2006.
- Великанов В. В., Родькина М. В. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 248–251.
- Родькина М. В. Основные стили лидерства [Электронный ресурс] / М. В. Родькина // Научный диалог: экономика и управление. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/463704/discussion_platform (дата обращения: 05.01.2018).
- Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 472 с.

