В статье рассмотрены примеры разработанных информационных систем открытого бюджета отдельных регионов России, определены их преимущества и недостатки. На основании этих исследований даны рекомендации по созданию информационной системы открытого бюджета Калининградской области.
Ключевые слова: открытый бюджет, информационная система, Интернет, область, пользователь
Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию системы открытого бюджета для Калининградской области с использованием Интернет-технологий на основе анализа существующих информационных систем, реализующих принцип открытого бюджета в отдельных областях Российской Федерации.
Предметом исследования являются разработанные системы Новосибирской, Сахалинской областей и Краснодарского края, реализующие принцип открытого бюджета с использованием глобальной сети. Данный выбор обусловлен тем, что, Новосибирская область и Краснодарский край являются лидерами по автоматизации бюджетных процессов в Российской Федерации, а Сахалинская область — это, как и Калининградская область, является пограничным регионом России.
Прежде всего необходимо определиться с принципом открытого бюджета. Как известно, открытые данные представляют собой информацию, размещенную в сети Интернет, в виде структурированных и систематизированных данных, обеспечивающих свободное и бесплатное использование всеми заинтересованными сторонами. При этом подразумевается, что эти данные автоматически обновляются и редактируются.
Возникает вопрос, для чего необходимо реализовывать принцип открытого бюджета, который позволит получить доступ к актуальным данным широкому кругу граждан?
Причины этого следующие:
– формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой региона, включающего данные о финансовом состоянии муниципального образования, объемов и источников поступлений в бюджет, основных приоритетов и направлений выплат из бюджета, а также долговых обязательств региона;
– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления;
– противодействие коррупции;
– повышение инвестиционной привлекательности региона.
Исследования информационных ресурсов финансовых институтов муниципальных образований показали, что в большинстве случаев уже разработаны системы электронного бюджета на уровне областей РФ [1]. Этот факт свидетельствует о новом уровне интеграции и централизации всех информационных потоков в сфере общественных финансов. Как правило, системы электронного бюджета, применяемые в регионах, обеспечивают высокую степень интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и регламентированной отчетности.
Портал открытого бюджета региона должен содержать информацию о плановых и фактических результатах деятельности органа управления общественными финансами. Данная информация иногда является сложной для понимания рядовыми гражданами из-за своего большого объема и специфики, поэтому она должна быть представлена в доступной форме, четко и понятно. Данная система предполагает интеграцию с системой электронного бюджета, что позволит в автоматическом режиме получать актуальные данные в удобном для пользователя виде.
Основные критерии при создании системы открытого бюджета — это наглядность, актуальность, простота использования для рядового пользователя. В то же время в рамках открытого бюджета в доступной форме для всех категорий потребителей должна находиться следующая информация:
– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона;
– о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
– о государственных и муниципальных программах (подпрограммах);
– об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
– об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Рассмотрим более подробно, как реализованы системы открытого бюджета в выбранных регионах. На рис. 1 представлена главная страница Интернет-ресурса «Открытый бюджет Новосибирской области» [2].
Рис. 1. Главное окно Интернет-ресурса «Открытый бюджет Новосибирской области»
На наш взгляд, информация представлена достаточно наглядно, интерфейс понятен для рядового потребителя. Также можно удостовериться в наличии мобильной версии открытого бюджета. На рис. 2 представлена информация о формировании бюджета Новосибирской области. Преимуществом рассмотренного интернет-портала является простота и наглядность подачи важной информации, которая получена путем четкого структурирования. Информация распределена на три большие группы — доходы, расходы, источники формирования дефицита бюджета. При необходимости пользователь может детализировать нужную ему информацию из нужной группы достаточно легко. Можно утверждать, что у граждан Новосибирской области реализована возможность оперативно получать информацию о бюджетном процессе.
Рис. 2. Страница «Доходы бюджета» системы открытого бюджета Новосибирской области
Рассмотрим теперь интернет-портал открытого бюджета Краснодарского края на предмет соответствия критериям — наглядность, актуальность, простота использования для рядового гражданина. На рис. 3 представлено главное окно данного портала [3].
Рис. 3. Интернет-ресурс «Открытый бюджет Краснодарского края»
Данный ресурс достаточно информативен, на сайте присутствуют все необходимые ссылки на соответствующую информацию о бюджете. Кроме этого пользователь может выбирать любой месяц года и просматривать интересующие его данные. Что касается наглядности и удобства использования, то данный ресурс уступает предыдущему примеру. Информация представлена в менее удобной и структурированной форме, для оценки доходов и расходов бюджета необходимо открывать соответствующие страницы портала, а далее искать в громоздких таблицах. Поиск нужной информации займет у гражданина больше времени. Несмотря на довольно скучный интерфейс, можно также утверждать, что у граждан Краснодарского края есть возможность отслеживать бюджетный процесс в режиме реального времени. Также разработчики утверждают, что присутствует мобильная версия портала, что также является положительным фактором.
Рассмотрим теперь реализацию принципа открытого бюджета на примере Сахалинской области [4] — рис. 4. Данный интернет-ресурс насыщен интересной инфографикой и интерактивностью, что является, бесспорно, большим плюсом. Гражданам, на наш взгляд, достаточно интересно и удобно работать с таким интернет-источником.
Рис. 4. Интернет-ресурс открытого бюджета Сахалинской области
Теперь рассмотрим реализацию принципов открытого бюджета в Калининградской области. Если в предыдущих примерах открытый бюджет для граждан был представлен в виде отдельного Интернет-ресурса, то в Калининградской области данная информация «встроена» в сайт Министерства финансов региона. Не каждый гражданин, во-первых, захочет искать данные об открытом бюджете на других сайтах, во-вторых, требуется время для поиска и выбора нужной информации на достаточно перегруженном ресурсе. На рис. 5 представлен источник информации об открытом бюджете для граждан [5].
Рис. 5. Реализация открытого бюджета в Калининградской области
Как видно из данного рисунка, для того, чтобы найти необходимую информацию, гражданин должен сразу скачать файл, в котором по его предположению, могут находиться нужные сведения, а затем осуществлять поиск. Скачанные файлы — это, как правило, громоздкие презентации или сложные для восприятия электронные таблицы. На рис. 6 представлен пример отдельного слайда скачанной презентации. Сама презентация состоит из 80 слайдов. Естественно, ни о каком удобстве работы с информацией здесь речи быть не может, не говоря о наглядности, доступности, оперативности и актуальности.
Рис. 6. Пример отдельного слайда презентации системы «Открытый бюджет» Калининградской области
На примере Калининградской области можно утверждать, что система открытого бюджета еще нуждается в значительной доработке. Основные рекомендации по совершенствованию системы открытого бюджета могут быть следующими. Во-первых, необходимо создать отдельный информационный ресурс открытого бюджета для граждан, где использовать структурированную информацию, интересный и удобный дизайн, инфографику и интерактивность. Во-вторых, необходимо реализовать мобильную версию открытого бюджета, которая позволит расширить круг потенциальных пользователей. В третьих, необходимо обеспечить следующее информационное наполнение интернет-ресурса: доходы и расходы в процентном и абсолютном выражении по региону и муниципальным образованиям, а также источники финансирования дефицита бюджета; информация по государственных закупках; детализация расходования средств на важные социальные нужды, такие как здравоохранение, образования, культура; представление расходов в разрезе затрат на человека по отраслям в сравнении со средней заработной платой по региону; данные по мониторингу хода исполнения бюджета. Все сведения должны быть представлены в графической форме с возможностью выбора различного периода времени.
В создании подобной системы может пригодиться опыт создания систем открытого бюджета в других регионах.
Литература:
- Соловей М. В., Демин Е. А., Гревцов К. С. Оценка функциональных возможностей программных комплексов автоматизации проектирования и исполнения бюджета в муниципальных образованиях / Анализ состояния и тенденции развития приморских и приграничных регионов России: сборник научных трудов, выпуск 2. — Казань, изд-во «Бук», 2017 — с. 133–138.
- Интернет-портал открытого бюджета Новосибирской области URL: http://mfnso.ifinmon.ru/opendata (дата обращения 16.10.2017)
- Интернет-портал открытого бюджета Краснодарского края URL: http://бюджеткубани.рф/(дата обращения 18.10.2017)
- Интернет-портал открытого бюджета Сахалинской области URL: http://openbudget.sakhminfin.ru (дата обращения 12.10.2017)
- Сайт министерства финансов Калининградской области URL: http://minfin39.ru/ebudget/budget_for_people.php (дата обращения 16.10.2017)