Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Серёмина, Р. Н. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы / Р. Н. Серёмина, Е. С. Смолина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12539/ (дата обращения: 08.10.2024).



В данной статье проводится анализ основополагающих аспектов процедуры таможенного контроля в рамках нашей страны, а также уделяется внимание завершающей его стадии — таможенному контролю после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров

Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тем не менее, ни в одном из указанных актов не присутствует законодательное закрепление понятия таможенного контроля.

В широком смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, который осуществляется исключительно органами таможенной службы [5, С. 53].

Таможенный контроль это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является идентификация с помощью всевозможного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на базе этого таможенных правонарушений, т. е. нарушений таможенных правил.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю» [2, С. 35]. Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, который перемещается через таможенную границу Таможенного союза.

Общие условия таможенного контроля тесно связаны с правовыми таможенными принципами, однако, не поглощаются ими всецело. Кроме того, они имеют меньший уровень общности, что объясняется тем, что они стоят на ступень ниже относительно принципов таможенного права, так как они регулируют действия органов таможенной службы, а не конкурирующих норм [24, C. 277].

На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса, а именно 15 и 16 глав, были выявлены следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля:

− выбор таможенных действий;

− временная продолжительность таможенного контроля;

− помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;

− допустимость проверки подлинности сведений, содержащихся в таможенных документах;

− места проведения таможенного контроля;

− обязанность управомоченных лиц предъявлять документы органам таможенной службы;

− неприемлемость причинения вреда при проведении процедуры таможенного контроля;

− использование средств технической поддержки при осуществлении таможенного контроля;

− всевозможные меры, которые предпринимаются и принимаются в отношении отдельных товаров и их групп [1].

Указанный перечень общих условий таможенного контроля не является доскональным и исчерпывающим.

Традиционно выделяют следующую группу принципов таможенного контроля:

1) принцип выборочности;

2) принцип достаточности;

3) принцип взаимодействия таможенных органов с таможенными органами иностранных государств сообразно с международными договорами, с другими контролирующими государственными органами, а также с непосредственными участниками деятельности внешнеэкономического масштаба;

4) принцип использования системы управления рисками [4, С. 99].

Система управления рисками (СУР) базируется на эффективном использовании имеющихся ресурсов органов таможенной службы для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенной службы и применяется для идентификации товаров, транспортных средств в международной перевозочной практике, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля.

Для выявления товаров, транспортных средств различной категории, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени доскональной проверки таможенными органами применяются всевозможные методы анализа рисков. Федеральная таможенная служба России, являющаяся уполномоченной в области таможенного дела, идентифицирует стратегию таможенного контроля, основываясь на системе мер оценки рисков. Такой тип стратегии конкретизируется документами, к которым применен ограниченный доступ.

Переходя к основным формам таможенного контроля, следует подчеркнуть, что они перечислены в главе 16 Таможенного кодекса Таможенного союза, к ним относится:

  1. Проверка документов и сведений.
  2. Устный опрос.
  3. Получение объяснений.
  4. Таможенное наблюдение.
  5. Таможенный осмотр.
  6. Таможенный досмотр.
  7. Таможенный досмотр личного характера.
  8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий.
  10. Учет товаров, которые находятся под контролем таможенных органов.
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним.
  12. Таможенная проверка. [1], [6, С. 145]

Таким образом, таможенный контроль, являющийся одним из ключевых элементов таможенного законодательства, позволил идентифицировать и предупредить случаи нарушения установленных норм и правил, касающихся перевозки объектов таможенного контроля через границы Таможенного союза.

В завершение настоящей статьи хотелось бы отметить тот факт, что важнейшим этапом таможенного контроля является его завершающая фаза — контроль после выпуска товаров.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза произошло расширение инструментов таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, усиление этого блока связано с введением таких форм таможенного контроля, как учет товаров находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, камеральная и выездная таможенная проверка. ТК ТС предусматривает и увеличение срока проведения постконтроля с одного года до трех лет, а также возможность проверять лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

Основная задача проверочной деятельности — обеспечить достоверность заявленных декларантом сведений (о весе, стоимости, коде, стране происхождения товара и т. д.), влияющих на исчисление и уплату таможенных платежей. Решается эта задача с помощью выборочных проверок участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства. Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров проводится исключительно в отношении рисковых поставок. И основным принципом данной работы является выборочность.

Таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

В целом же концепция усиления и развития таможенного контроля после выпуска товаров призвана создать реальный барьер на внутреннем рынке РФ на пути распространения контрафактных и контрабандных товаров, а также товаров, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенного законодательства.

В связи с образованием Таможенного союза возникает риск ввоза на территорию РФ товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, под видом товаров, происходящих из Республики Белоруссия или Казахстан. Данное обстоятельство требует усиления контроля со стороны подразделений таможенной инспекции, осуществляющих проверку факта выпуска товаров на внутреннем рынке Российской Федерации.

В то же время добропорядочным участникам ВЭД беспокоиться не о чем, так как таможенные органы, прежде чем провести проверочные мероприятия, должны располагать данными, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства [7].

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров способствует ускорению процедур таможенного декларирования, поскольку после проведения проверочных мероприятий ряд незаконопослушных участников ВЭД уходит с рынка, что, во-первых, позитивно сказывается на процессах таможенного декларирования честных бизнесменов, а, во-вторых, помогает устранению недобросовестной конкуренции.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза, глава 15, глава 16 // действующая редакция с обновлениями от 12.08. 2015 г.
  2. Васильев Р. И. Правовое регулирование таможенного контроля // журнал «Административное и муниципальное право», рубрика «Полицейское право» — № 7–2011 г.
  3. Ириашвили Н. Д., Рассолов М. М. Таможенное право // 5-е изд., перераб. и доп. — Москва — 2011 г.
  4. Логинова А. С., Демичев А. А. Основы таможенного дела: учебник // ИЦ «Интермедия» — СПб.: 2014 г.
  5. Романов Д. В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» — № 6 — том 15. – 2011 г.
  6. Якушевская Е. А., Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования // журнал «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» — № 1– Владивосток — 2014 г.
  7. Интернет-портал «Федеральная таможенная служба. Южное таможенное управление» // [Электронный ресурс]: http://yutu.customs.ru/, дата обращения: 22.05.2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Российская Федерация, Таможенный кодекс, таможенная проверка, таможенное декларирование.

Похожие статьи

Об основных проблемах и направлениях совершенствования взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

В рамках данной статьи автор анализирует основные проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также предлагает направления совершенствования данного взаимодействия.

Таможенный контроль грузов, перемещаемых автомобильным транспортом: теория и основы

В статье рассматривается организация таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а также приведена теоретическая и правовая основа, используемая в его проведении.

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Применение контроллинга в сфере таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД

В данной статье раскрыта роль контроллинга как эффективного инструмента, позволяющего решать задачи, поставленные перед таможенными органами в условиях информационного общества. Рассмотрено понятие таможенных услуг и внедрение таможенного контроллинг...

Субъекты таможенных правоотношений

В данной статье будут рассмотрены субъекты таможенных правоотношений, и выделены их особенности. Данный вопрос является важным при исследовании таможенных отношений, поскольку их участники обладают особенным статусом.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Таможенные преступления: понятие, особенности и классификация

В данной статье проанализированы ранее данные определения таможенного преступления, дано авторское определение таможенного преступления как в узком, так и в широком смысле, раскрыты его характерные особенности и представлена классификация всех престу...

Теоретические основы применения таможенной проверки в Российской Федерации

В статье автор определяет понятие таможенной проверки и ее порядок проведения.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Похожие статьи

Об основных проблемах и направлениях совершенствования взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

В рамках данной статьи автор анализирует основные проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также предлагает направления совершенствования данного взаимодействия.

Таможенный контроль грузов, перемещаемых автомобильным транспортом: теория и основы

В статье рассматривается организация таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а также приведена теоретическая и правовая основа, используемая в его проведении.

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Применение контроллинга в сфере таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД

В данной статье раскрыта роль контроллинга как эффективного инструмента, позволяющего решать задачи, поставленные перед таможенными органами в условиях информационного общества. Рассмотрено понятие таможенных услуг и внедрение таможенного контроллинг...

Субъекты таможенных правоотношений

В данной статье будут рассмотрены субъекты таможенных правоотношений, и выделены их особенности. Данный вопрос является важным при исследовании таможенных отношений, поскольку их участники обладают особенным статусом.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Таможенные преступления: понятие, особенности и классификация

В данной статье проанализированы ранее данные определения таможенного преступления, дано авторское определение таможенного преступления как в узком, так и в широком смысле, раскрыты его характерные особенности и представлена классификация всех престу...

Теоретические основы применения таможенной проверки в Российской Федерации

В статье автор определяет понятие таможенной проверки и ее порядок проведения.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.