Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 1282 раза

Библиографическое описание:

Ермакова, И. А. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» / И. А. Ермакова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12034/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, STEP (PEST)-анализ, молочный подкомплекс АПК

Смысл конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса предприятия, экономического выживания и некой борьбы «всех против всех». Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями для обеспечения благоприятных возможностей производства и сбыта продукции, удовлетворения различных потребностей потребителей [1, с. 144].

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326].

Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. Конкурентоспособность можно выявить только при помощи методов сравнения между собой этих предприятий, как в пределах рынка страны, так и в масштабах мирового рынка.

В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Они зависят от эффективности использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей [1, с. 145].

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, условно можно разделить на 2 группы:

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, относятся: потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля; уровень технического обслуживании в постпроизводственный период; сервисного, гарантийного обслуживания. То есть к внутренним факторам относятся потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внешним факторам относятся: меры государственного воздействия, как экономического характера — амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, система государственного страхования; участие в международном разделении труда, так и административного характера — разработка, совершенствование и реализация законодательных актов; государственная система стандартизации и сертификации продукции; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований и стандартов; правовая защита интересов потребителя. То есть все то, что определяет внешние правила деятельности субъекта хозяйствования на региональном или мировом рынке.

Представленные факторы тесно связаны между собой. И оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия, в частности на его конкурентоспособность [1, с. 150].

Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.

Для определения значения оценки конкурентоспособности предприятия необходимо обозначить среду, т. е. рынок, на котором оно действует, и выявить приоритетные направления развития предприятия. STEP-анализ (также обозначается, как PEST-анализ) позволяет выделить социальные, технологические, экономические и политические факторы, которые способствуют, либо препятствуют развитию бизнеса.

Применим STEP–анализ для оценки конкурентоспособности ООО «Суксунское».

ООО «Суксунское» образовалось в сентябре 2009 года путем реорганизации СХПК «Суксунский». ООО «Суксунское» расположено с северо-западной части Суксунского района недалеко от поселка Суксун.

Предприятие производит и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет работы и услуги. Целью деятельности ООО «Суксунское» является получение прибыли от производства сельскохозяйственной продукции. Миссия предприятия заключается в удовлетворении потребностей покупателей в молочной продукции.

Проведем сравнительный анализ по объему производства молока и молочной продукции Пермского края за 2011–2016 гг. (рис. 1) [4].

C:\Users\Alex\Desktop\Рисунок1.jpg

Рис. 1. Объем производства молока и молочной продукции за 2011–2016 гг. в Пермском крае

В настоящее время рынок молочной продукции представлен следующими предприятиями-производителями: ООО «Маслозавод Нытвенский» (26,74 %), ОАО «Кунгурский молочный комбинат» (13,16 %), ЗАО «Вемол» (16,06 %), ООО «Ашатли» (5,13 %), Филиал «Молочный комбинат «Пермский» ОАО компании «Юнимилк — Данон» (36,74 %), ООО «Суксунское» (0,5 %) — это связано с небольшими объемами производства. На рисунке 2 представлены доли рынка, занимаемые данными предприятиями [3].

Рис. 2. Доли рынка, занимаемые производителями молочной продукции

Дадим оценку конкурентоспособности ООО «Суксунское» на основе проведения STEP-анализа (таблица 1).

Таблица 1

STEP-анализ для предприятия ООО «Суксунское»

Группа факторов

Фактор

Проявление

Экономические факторы

− Торговая политика.

− Затраты на сырье предприятия.

− Экономический рост.

− Уровень инфляции.

Колебание закупочных цен на молоко.

Прогнозирование увеличения спроса на продукцию, в том числе и на молочную.

Повышение цен на продукцию из-за увеличения себестоимости.

Достижение соглашения между местной администрацией, производителями продуктов питания первой необходимости и представителями ведущих предприятий торговли областного центра в области ценообразования.

Социальные факторы

− Снижение реальных доходов населения.

Изменение структуры «моделей покупки», т. е. смещение спроса в сторону совершения покупок товаров по более низкой цене, в ущерб вопросам качества.

Технологические факторы

− НТП в сфере производства.

Появление нового оборудования, новой технологии производства, обработки.

Совершенствование технологии обработки, например, усиленная пастеризация и ультрапастеризация, позволит увеличить сроки хранения молочной продукции.

Совершенствование холодильного оборудования повысит качество продукции.

Таким образом, все факторы — экономические, социальные, технологические — взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы, в свою очередь, отражают реальную ситуацию спроса на молочную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.

Итак, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия.

Литература:

  1. Белкин В. Н. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, Л. Б. Владыкина // Экономика региона. — 2015. — № 1. — С. 144–155.
  2. Демин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Демин // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 325–329.
  3. Пермьстат. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://permstat.gks.ru/.
  4. Сельское хозяйство Пермского края. Аналитическая статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ab-centre.ru/.
  5. Черникова С. А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем рекструктуризации учетных систем / С. А. Черникова // Известия Уральского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 97–102.
Основные термины (генерируются автоматически): STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, доля рынка, мировой рынок, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, конкурентные преимущества, STEP (PEST) -анализ, молочный подкомплекс АПК, STEP (PEST)-анализ

Похожие статьи

Анализ структуры рынка молочной продукции России

STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, мировой рынок, доля рынка, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Перспективы развития мировой и российской молочной индустрии

STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, мировой рынок, доля рынка, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на...

Экспертная оценка коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности продукции (значимость) для групп потребителей.

Предприятия по производству детского питания. Массовая доля сахарозы

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, транспортный рынок. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО...

Условия повышения эффективности и конкурентоспособности...

В свою очередь, конкурентоспособность предприятияспособность организации производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию в условиях конкретного рынка с наибольшим эффектом на основе эффективного использования имеющихся ресурсов.

Методические и методологические аспекты анализа...

Следовательно, конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия производить продукцию с наименьшими издержками и по качеству лучшую, чем у других предприятий в своей рыночной нише.

Оценка конкурентоспособности розничных торговых...

- конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции в соответствующих условиях продажи

- конкурентоспособность предприятия есть способность адаптации к условиям рынка.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера производства, уровень...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция.

Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия -задача непростая.

Похожие статьи

Анализ структуры рынка молочной продукции России

STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, мировой рынок, доля рынка, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Перспективы развития мировой и российской молочной индустрии

STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, мировой рынок, доля рынка, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на...

Экспертная оценка коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности продукции (значимость) для групп потребителей.

Предприятия по производству детского питания. Массовая доля сахарозы

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, транспортный рынок. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО...

Условия повышения эффективности и конкурентоспособности...

В свою очередь, конкурентоспособность предприятияспособность организации производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию в условиях конкретного рынка с наибольшим эффектом на основе эффективного использования имеющихся ресурсов.

Методические и методологические аспекты анализа...

Следовательно, конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия производить продукцию с наименьшими издержками и по качеству лучшую, чем у других предприятий в своей рыночной нише.

Оценка конкурентоспособности розничных торговых...

- конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции в соответствующих условиях продажи

- конкурентоспособность предприятия есть способность адаптации к условиям рынка.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера производства, уровень...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция.

Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия -задача непростая.