В статье рассматриваются проблемные направления по управлению ликвидностью банков в условиях финансовой нестабильности банковского сектора России, а также практические рекомендации по совершенствованию выделенных направлений.
Ключевые слова: финансовая нестабильность, ликвидность, социально направленные кредитные организации, промышленно направленные кредитные организации, кэптивные организации
В рамках статьи необходимо выделить основные направления по управлению ликвидностью банков, которые требуют внутреннего и внешнего решения, а также будут актуальны к выделенным видам кредитных организаций, рассмотренным в предыдущих статьях [4; 3]. В связи с вышеизложенным стоит дифференцировать статью ниже продемонстрированным способом, при этом отмечая группу «системно значимые кредитные организации» как вне категории.
Социально направленные кредитные организации[1]
Основными направлениями, которые требуют совершенствования в работе социально направленных кредитных организаций в отношении управления ликвидностью в условиях финансовой нестабильности, являются:
– недополучение прибыли посредством наращивания мгновенной и текущей ликвидности и поддержания ее у себя на балансе в классификации как избыточной; обоснование избыточной ликвидности также связана с наращиванием таких строк в активах, как «Денежные средства», «Средства кредитных организаций в ЦБ РФ» и сокращением «Обязательных резервов», «Чистой ссудной задолженности»;
– снижение банковской активности посредством неактивной (минимальной) выдачи новых кредитов физическим лицам;
– уменьшение или поддержание уровня установленного на момент финансовой нестабильности в банковском секторе норматива долгосрочной ликвидности посредством невыдачи «долгих кредитов»;
– следствием выше изложенного также можно выделить еще одно направление, такое как переход на более меньший срок кредитования в основном до 30–90 дней;
– ведение «осторожной» деятельности, что противоречит концепции эффективно функционирующей кредитной организации;
Выявив на основании анализа недостатки в управлении ликвидностью, стоит разработать практические рекомендации по управлению ликвидностью. Для полноты действия подобных рекомендаций необходимо рассматривать кредитную организацию с двух сторон: со стороны банка и со стороны мегарегулятора — Банка России. Таким образом, в таблице 1, отразим необходимые рекомендации по совершенствованию управления ликвидностью в условиях финансовой неустойчивости.
Таблица 1
Практические рекомендации по улучшению управления ликвидностью для социально направленных кредитных организаций вусловиях финансовой нестабильности
Направления улучшения |
Меры со стороны банка |
Меры со стороны мегарегулятора |
Недополучение прибыли посредством наращивания мгновенной и текущей ликвидности и поддержания ее у себя на балансе в классификации как избыточной |
1. Корректный расчет и прогнозирование притока и оттока денежных средств на основании сравнительного анализа кризисных лет и мониторинга экономики и банковской системы, в целом; 2. Создание специального отдела по расчетам, прогнозам и соотнесению ликвидности по срокам (напр. КУАП); 3. Вычисление и дальнейшее поддержание допустимого уровня ликвидности согласно правилу риск/доход; 4. Повышение квалификации кадров или поиск новых сотрудников с высокой квалификацией. |
Не применяются |
Обоснование избыточной ликвидности также связана с наращиванием таких строк в активах, как «Денежные средства», «Средства кредитных организаций в ЦБ РФ» и сокращением «Обязательных резервов», «Чистой ссудной задолженности» |
1. Увеличение и последующие закрепление нормативно-правовых документов, регулирующие резервы под возможный отток денежных средств. 2. Ослабление монетарной политики посредством понижения ключевой ставки, ввода новых специализированных инструментов. 3. Регламентация минимума высоколиквидных активов, не противоречащих законодательной базе. | |
Снижение банковской активности в сфере выдачи новых кредитов физическим лицам из-за страха увеличения возрастания риска |
1. Увеличение уставного и добавочного капитала; 2. Увеличение процентных ставок; 3. Улучшение скоринг-оценки заемщиков, введение новой оценочной системы; 4. Увеличение резервов под возможные потери. |
1. Увеличение минимального допустимого значения норматива достаточности капитала до 25 %; 2. Расширение ломбардного списка со стороны Банка России; 3. Ослабление монетарной политики посредством понижения ключевой ставки, ввода новых специализированных инструментов; 4. Дотации или кредитование на льготных условиях в условиях финансовой нестабильности. |
Уменьшение или поддержание уровня установленного на момент финансовой нестабильности в банковском секторе норматива долгосрочной ликвидности посредством невыдачи «долгих кредитов». |
1. Увеличение уставного и добавочного капитала; 2. Увеличение процентных ставок; 3. Улучшение скоринг-оценки заемщиков, введение новой оценочной системы; 4. Увеличение резервов под возможные потери; 5. Создание специального отдела по расчетам, прогнозам и соотнесению ликвидности по срокам (напр. КУАП). |
1. Расширение ломбардного списка со стороны Банка России; 2. Ослабление монетарной политики посредством понижения ключевой ставки, ввода новых специализированных инструментов. 3. Дотации или кредитование на льготных условиях в условиях финансовой нестабильности. |
Следствием выше изложенного также можно выделить еще одно направление, такое как переход на более меньший срок кредитования в основном до 30–90 дней. | ||
Ведение «осторожной» деятельности, что противоречит концепции эффективно функционирующей кредитной организации |
1. Корректный расчет и прогнозирование притока и оттока денежных средств на основании сравнительного анализа кризисных лет и мониторинга экономики и банковской системы, в целом; 2. Создание специального отдела по расчетам, прогнозам и соотнесению ликвидности по срокам (напр. КУАП); 3. Вычисление и дальнейшее поддержание допустимого уровня ликвидности согласно правилу риск/доход; 4. Повышение квалификации кадров или поиск новых сотрудников с высокой квалификацией. |
1. Определение и внедрение дополнительных нормативов ликвидности на законодательном уровне, таких как: стресс-ликвидность и абсолютная ликвидность [2, с.60–61], абсолютная потребность в ликвидных средствах [1, c.396] и норматив оттока привлеченных средств в случае внешних нестандартных ситуаций на рынке. |
Исходя из представленных в таблице 1 мер и направлений, можно резюмировать раздел тем, что социально направленным кредитным организациям необходим большой капитал, хороший менеджмент в виде специализирующего на управлении ликвидности отдела и проведение «открытой» политики кредитования в условиях финансовой нестабильности. При этом стоит отметить, что Банк России также должен применять комплекс мер к социально направленным организациям посредством ослабления монетарной политики в условиях финансовой неустойчивости и формирования новой законодательной базы для социально направленных кредитных организаций.
Промышленно направленные кредитные организации[2]
Основными направлениями, которые требуют совершенствования в работе промышленно направленных кредитных организаций в отношении управления ликвидностью в условиях финансовой нестабильности, являются:
– снижение мгновенной ликвидности на пиковые периоды финансовой неустойчивости банковского сектора;
– падение акций на фондовом рынке, а точнее их рыночной стоимости, имеющихся для продажи;
– получение убытка или снижение показателя «Нераспределенная прибыль»;
– зависимость от юридических лиц и реального сектора экономики (на который направлена деятельность клиентов).
Выявив на основании анализа недостатки в управлении ликвидностью, стоит разработать практические рекомендации по управлению ликвидностью. Для полноты действия подобных рекомендаций необходимо рассматривать кредитную организацию с двух сторон: со стороны банка и со стороны мегарегулятора — Банка России. Таким образом, в таблице 2, отразим необходимые рекомендации по совершенствованию управления ликвидностью в условиях финансовой неустойчивости.
Таблица 2
Практические рекомендации по улучшению управления ликвидностью для промышленно направленных кредитных организаций вусловиях финансовой нестабильности
Направления улучшения |
Меры со стороны банка |
Меры со стороны мегарегулятора |
Снижение мгновенной ликвидности на пиковые периоды финансовой неустойчивости банковского сектора. |
Не применяются, если данное считается допустимым для деятельности банка. |
|
Падение акций на фондовом рынке, а точнее их рыночной стоимости, имеющихся для продажи. |
1. Ежедневный мониторинг фондового рынка, прогноз и принятия решения о продажи убыточных ценных бумаг. 2. Создание специального отдела для прогнозирования и отслеживания работы с убыточными акциями на фондовом рынке в условиях финансовой нестабильности. |
Не применяются. |
Получение убытка или снижение показателя «Нераспределенная прибыль». |
1. Поиск дополнительных направлений, которые могут служить донорами в условиях финансовой неустойчивости |
1. Расширение ломбардного списка со стороны Банка России; 2. Ослабление монетарной политики посредством понижения ключевой ставки, ввода новых специализированных инструментов. 3. Дотации или кредитование на льготных условиях в условиях финансовой нестабильности. |
Зависимость от юридических лиц и реального сектора экономики (на который направлена деятельность клиентов). |
1. Создание специального отдела для прогнозирования и отслеживания минимальных колебаний в реальном секторе экономики, на который направлена деятельность ключевых клиентов банка. |
Не применяются. |
Исходя из представленных в таблице 2 мер и направлений, можно резюмировать раздел тем, что промышленно направленным кредитным организациям необходим большой собственный капитал и хороший прогнозный центр, отдел по работе с убыточными акциями, а также отдельный отдел занимающийся мониторингом макро- и микрофакторов, связанных напрямую с деятельностью банка (напр. сезонность (сельское хозяйство), санкции (импортное и экспортное направление) и т. д.) При этом стоит отметить, что Банк России также должен применять комплекс мер к промышленно направленным организациям посредством ослабления монетарной политики в условиях финансовой неустойчивости и формирования новой законодательной базы для промышленно направленных кредитных организаций.
Кэптивные кредитные организации[3]
Основными особенностями в работе кэптивных кредитных организаций в отношении управления ликвидностью в условиях финансовой нестабильности являются:
– высокое нормативное значение по показателям текущей и мгновенной ликвидности (по сравнению с социально направленными и промышленно направленными кредитными организациями);
– низкое нормативное значение по показателям долгосрочной ликвидности (по сравнению с нормативными значениями по текущей и мгновенной ликвидности);
– колебания нормативных значений в основном зависят от принятия решений по развитию высшим менеджментом банка;
– норматив мгновенной ликвидности характеризуется ростом нормативного значения в периоды неустойчивости банковского сектора;
– динамика норматива текущей ликвидности является в слабой зависимости от неустойчивой ситуации в банковском секторе;
– банк снижает основные средства, нематериальные активы, материальные затраты и операционные расходы, посредством сокращение рабочих мест, снижения заработной платы и поднятия KPI;
– кредитная деятельность организации снижается до предельного минимума, а чистая ссудная задолженность поддерживается благодаря долгосрочным кредитам (согласно деятельности кредитной организации).
В связи с тем, что не хватает достаточного количества данных для окончания анализа по управлению ликвидностью в условиях финансовой нестабильности и подтверждению выдвинутых гипотез, разработать практические рекомендации для кэптивных кредитных организаций корректно не предоставляется возможности.
Литература:
- Щербакова Г. Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). / Г. Н. Щербакова. М.: Вершина — 2006 — С. 396.
- Буланов, Ю. Н. Методика определения стресс-ликвидности банка // Банковское дело — 2014 — № 11 — С. 58–61.
- Черных, М. И. Влияние финансовой нестабильности банковского сектора на ликвидность кредитных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 697–703.
- Черных, М. И. Проблемы управления банковской ликвидностью // Проблемы развития финансово-банковской системы России и стран СНГ:материалы II Международной студенческой научно-практической конференции(г. Саратов, 26 ноября 2015 г.). — Саратов: Саратовский социально-экономическийинститут (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. — С. 660–665.
[1] Анализ проводился по следующим банкам, относящимся к социально направленным кредитным организациям: ПАО «Сбербанк России», ПАО «ЮГРА», АО КБ «Ситибанк». В анализ был включен следующий инструментарий: расчет нормативов ликвидности Н2, Н3 и Н4 [3], горизонтальный и вертикальный анализы баланса и отчета о финансовых результатах с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., GAP-анализ, построение платежного календаря с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., моделирование банковской паники в виде оттока вкладов в 20% и 60%, сравнительный анализ полученных данных.
[2] Анализ проводился по следующим банкам, относящимся к социально направленным кредитным организациям: АО «Россельхозбанк», АО «Газпромбанк». В анализ был включен следующий инструментарий: расчет нормативов ликвидности Н2, Н3 и Н4 [3], горизонтальный и вертикальный анализы баланса и отчета о финансовых результатах с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., GAP-анализ, построение платежного календаря с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., моделирование банковской паники в виде оттока вкладов в 20% и 60%, сравнительный анализ полученных данных.
[3] Анализ проводился по следующим банкам, относящимся к социально направленным кредитным организациям: АО «Тойота Банк», АО «РН Банк», АО «БМВ Банк». В анализ был включен следующий инструментарий: расчет нормативов ликвидности Н2, Н3 и Н4 [3], горизонтальный и вертикальный анализы баланса и отчета о финансовых результатах с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., GAP-анализ, построение платежного календаря с 1 января 2008 г. по 1 января 2016 г., моделирование банковской паники в виде оттока вкладов в 20% и 60%, сравнительный анализ полученных данных.