Данная статья включает анализ практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации с целью выявления лучшего механизма управления расходами бюджета на территории субъекта Российской Федерации.
Процесс активного вовлечения граждан в бюджетный процесс реализуется на территории Российской Федерации с 2007 года и на сегодняшний день представлен множеством форм. В связи с тем, что опыт субъектов в Российской Федерации свидетельствует о разнообразии форм поддержки инициатив и проектов граждан, было введено понятие «инициативное бюджетирование», которое включает в себя «набор практики вовлечения граждан в бюджетный процесс, предполагающий участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов». [2, с. 42]
Анализ практик вовлечения граждан в бюджетный процесс позволяет выделить 4 основные формы: публичные слушания бюджета, софинансирование программ в социальной сфере, программа поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. В свою очередь, данные формы, могут рассматриваться как самостоятельные механизмы по управлению расходами бюджета субъекта Российской Федерации. Определим краткое содержание каждой дефиниции.
Публичные слушания — это форма прямого волеизъявления граждан, реализуемая путем обсуждения жителями муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Софинансирование — это перераспределение расходной части бюджета со стороны органов власти и управления в пользу социально-значимых программ и проектов социальной сферы. (Например, софинансирование образовательных услуг, лекарственного обеспечения).
Программа поддержки местных инициатив — это механизм, позволяющий объединить финансовые ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средства физических и юридических лиц, и направить их на решение социально-значимых проблем на основе проведения конкурса проектов.
Партиципаторное бюджетирование — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципального образования, заключающееся в расширении рамок участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных денежных средств.
Для выявления лучшего механизма управления расходами бюджета в субъекте России рассмотрим более детально каждую из указанных форм, основываясь на следующих критериях: спектр проблем, на разрешение которых направлен механизм, территория распространения, комплексность механизма, основа возникновения, конечный продукт (результат) механизма.
Таблица 1
Сравнительная характеристика форм инициативного бюджетирования
Критерии/ форма |
Публичные слушания бюджета |
Софинанси-рование программ |
Программа поддержки местных инициатив |
Партиципаторное бюджетирование |
Спектр проблем (на что направлен механизм?) |
Необходимость учета мнения населения муниципального образования по проектам бюджета муниципального образования [1] |
Необходимость дополнительных вложений в развитии социальных программ в целях расширения круга получателей дополнительных благ |
Необходимость развития социальной инфраструктуры за счет выделения на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для небольших территорий задач и проектов, инициированных населением. |
Необходимость внедрения эффективных бюджетных решений в области расходов, установления контакта между властью и обществом, усиления общественного контроля |
Территория распространения (каков охват?) |
85 субъектов РФ |
Кировская область |
Ставропольский край, Кировская область, Тверская область, Нижегородская область, Хабаровский край, Республика Северная Осетия — Алания [2, с.43] |
Ленинградская область (г.Сосновый Бор), Вологодская область (г. Череповец), Красноярский край (г. Желехногорск) [3] |
Комплексность механизма (Существует ли разбиение процесса на последовательные этапы?) |
Процедурный подход: регистрация, проведение слушания, составление протокола |
Процедурный подход, основанный на бюджетном законодательстве |
Процесс состоит из двух этапов, включающих отдельные процедуры, начиная от выявления проблем, заканчивая реализацией проекта, победившего по результатам конкурса |
Процесс состоит из 3 этапов со множеством процедур, начиная от обучения основам бюджетного процесса, заканчивая оценкой эффективности реализуемых мероприятий |
Основа возникновения |
Законодательная (Федеральный закон от 06.10.2001 № 131-ФЗ) |
Законодательная (Бюджетный Кодекс РФ) |
Научные исследования (Центр инициативного бюджетирования при Научно-исследовательском финансовом институте) |
Научные и общественные исследования (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Комитет гражданских инициатив) |
Конечный продукт (Какой результат?) |
Предложения, поправки, замечания участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта бюджета |
Расширенный спектр получателей общественных благ в рамках реализованной программы |
Реализованный проект, победивший в результате процедуры конкурса |
Реализованный проект(ы), набравший(ие) наибольшее количество голосов жителей муниципального образования |
Сравнительный анализ представленных механизмов указывает, на эффективность применения двух форм: программы поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. Указанные формы направлены на больший спектр разрешения проблем, а также обладают комплексностью подхода, что позволяет говорить о большей прозрачности и открытости бюджета. Однако, партиципаторное бюджетирование, в отличие от программ поддержки местных инициатив, имеет значительное преимущество, так как обеспечивает большую открытость и понятность внутренней работы администрации муниципалитета, а также бюджетных процессов.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.02.2016)
- Доклад Министерства финансов Российской Федерации «О лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год» Электронный ресурс. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=93505 (дата обращения: 15.02.2016)
- Шилов Л. А. Партиципаторный бюджет. Как граждане участвуют в распределении муниципальных средств / [Электронный ресурс]. URL: http://komitetgi.ru/news/news/1799/ (дата обращения: 15.02.2016)