Пути повышения конкурентоспособности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 25.05.2015

Статья просмотрена: 50251 раз

Библиографическое описание:

Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габибова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 20.04.2024).

В данной статье мы дали определение конкурентоспособности предприятия, выяснили какими факторами оно определяется; перечислили пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция.

 

Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Экономисты, представители бизнеса, политики также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия -задача непростая.

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. [2, с 37]

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности.

На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании.

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

На рисунку 1 рассмотрим виды конкуренции [1, с 38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Виды конкуренции

 

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов:

1.         Динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий; динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой — влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;

2.         Технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;

3.         Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;

4.         Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;

5.         Диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль;

6.         Динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»;

7.         Покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора;

8.         Государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия;

9.         Рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка. [3, с 12]

Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:

1.         Постоянное использование нововведений.

2.         Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.

3.         Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.

4.         Сбыт товаров в те сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию

5.         Использование только высококачественного сырья и материалов.

6.         Постоянное обучение и переподготовка кадров.

7.         Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.

8.         Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.

9.         Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.

10.     Поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.

11.     Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.

12.     Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий. [4, с 67]

Используя эти пути, предприятие сможет повысить как свою конкурентоспособность, так и укрепить свою финансовую устойчивость.

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т. к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности.

 

Литература:

 

1.      Волков, Д. К. Насколько оптимизация маркетинговых затрат может увеличить прибыль компании? // (http://www.marketing.spb.ru).

2.      Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. — 2013. — № 1–2.

3.      Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013.

4.      Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: Издательство «Альфа-Пресс». -2011. — 160с.

5.      Портер, М. Конкуренция. [Текст]: учебник / М. Портер.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — 608 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, долгосрочный спрос, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, рынок, вид конкуренции, единица продукции, метод производства, потребительский рынок, рыночная экономика.

Похожие статьи

Качество продукции как фактор обеспечения...

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид конкуренции, потребительский рынок, метод производства, единица продукции, рыночная экономика.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике. Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребитель, производитель.

Методические подходы к оценке конкурентоспособности...

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид конкуренции, потребительский рынок, метод производства, единица продукции, рыночная экономика.

Роль конкуренции в рыночной экономике | Статья в журнале...

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, совершенная...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Матричные методы оценивания конкурентоспособности предприятия основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяют провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций...

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, совершенная...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...

Похожие статьи

Качество продукции как фактор обеспечения...

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид конкуренции, потребительский рынок, метод производства, единица продукции, рыночная экономика.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике

В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике. Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребитель, производитель.

Методические подходы к оценке конкурентоспособности...

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид конкуренции, потребительский рынок, метод производства, единица продукции, рыночная экономика.

Роль конкуренции в рыночной экономике | Статья в журнале...

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, совершенная...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Матричные методы оценивания конкурентоспособности предприятия основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяют провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций...

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, совершенная...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...