Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Налогообложение сельскохозяйственных предприятий

7. Отраслевая экономика
09.04.2015
320
Поделиться
Библиографическое описание
Обидов, Р. А. Налогообложение сельскохозяйственных предприятий / Р. А. Обидов, Б. А. Норбутаев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7838/.

С целью углубления экономических реформ в налоговой системе, повышения экономической заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в конечных результатах труда и упрощения механизма налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1998 года «О внедрении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей», начиная с 1999 года, внедрен Единый Земельный Налог для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме дехканских хозяйств, вместо всех видов общегосударственных налогов — налога на доход (прибыль), налога на добавленную стоимость, экологического налога, налога на использование водных ресурсов, налога на имущество, земельного налога, налога на развитие инфраструктуры и других местных налогов и сборов.

Дехканским хозяйствам применяется налогообложение, предусмотренное в законе «О дехканском хозяйстве». В соответствии с данным законом дехканские хозяйства со статусом и без статуса юридического лица платят земельный налог, налог за использование водных ресурсов и налог на имущество.

Несмотря на то, что фермерские хозяйства являются самыми многочисленными, их доля в общей выручке незначительна. Мелким сельскохозяйственным предприятиям, а также фермерским хозяйствам предоставлено право выбора системы налогообложения.

Необходимо отметить, что для малых предприятий других сфер экономики ставка Единого налога установлена в размере 6 %, а для малых предприятий сельского хозяйства — 5 %.

Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты Единого Земельного налога в случаях их размещения на следующих землях:

а)     земли общего пользования сельских населенных пунктов, кладбища;

б)     земли, находящиеся под защитными лесополосами, сюда не входят леса, предназначенные для выращивания деревообрабатывающих материалов;

в)     земли, занятые под спортивные сооружения, стадионы, спортивные площадки, бассейны, объекты технических видов спорта и другими спортивно-оздоровительными комплексами, места отдыха и оздоровления матерей и детей, санитарно-курортные учреждения и дома отдыхов, учебно-тренировочные базы;

г)     новоосвоенные земли и орошаемые земли, на которых ведутся работы по улучшению их мелиоративного состояния — на срок, предусмотренный проектом, но не более 5 лет с начала работ;

д)     земли, занятые под объектами образования, культуры и здравоохранения;

е)     земли, на которых посажены новые тутовники на срок до трех лет и новые сады и виноградники до первого урожая.

Практика показывает, что некоторые предприниматели, используя систему оплаты Единого Земельного налога и организуя фермерские хозяйства, занимались в основном торгово-посреднической деятельностью и тем самым они не только были освобождены от налогообложения до двух лет, но и в дальнейшем платили незначительную сумму в качестве выплат Единого Земельного налога. С целью предотвращения данного негативного положения были внесены изменения в налоговое законодательство. В соответствии с этим, необходимо вести отдельный учет в случаях, когда сельскохозяйственные товаропроизводители будут заниматься другими видами деятельности, а также исходя из этой деятельности будут платить налоги.

Практика показала, что данная система налогообложения, помимо упрощения обладает целым рядом преимуществ:

-        механизм расчета и сбора налогов. В связи с тем, что объектом налогообложения является посевная площадь, появилась возможность увеличения объема налогов и по мере улучшения качества земельного участка;

-        основная часть выручки, получаемая от уплаты Единого Земельного налога, оставляется в распоряжении местных хокимиятов, что даёт возможность контролировать эффективное использование земельных и водных ресурсов, формировать финансовые источники развития социальной инфраструктуры села;

-        в предыдущем механизме налогообложения основное внимание было уделено получению определенной части доходов хозяйств в качестве налогов. В новом механизме главным критерием является стимулирование эффективного использования земельных ресурсов;

-        объем Единого Земельного налога рассчитывается на начало года и не изменяется в течение года, что позволяет хозяйствам конкретно планировать свою производственно-финансовую деятельность;

-        определение суммы Единого Земельного налога на основе бонитировки почв и координация ее коэффициентом корректировки с учетом размещения и обеспеченностью земельного участка водой, дает возможность определить реальную сумму налогов.

Однако имеются и определенные недостатки: ставки налогов зависят от качества земельных участков, чем выше балл-бонитет почвы, тем выше и ставка налогов. Следовательно, если хозяйство или фермер повысят балл-бонитет почв за счет хорошей обработки земли, уменьшения засоленности и эффективного проведения агротехнических мероприятий, то они должны будут платить больший налог. Это, в свою очередь, снижает заинтересованность хозяйств проводить меры по повышению плодородия почв.

Отрасль сельского хозяйства во всем мире поддерживается со стороны государства, и многие отрасли являются дотационным. Финансовые, налогово-кредитные поддержки осуществляются с учетом экономической возможности и необходимости каждого государства.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный