В докладе дан анализ процесса интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены основные направления и тенденции эволюции процесса интеграции. Дана характеристика его особенностей в современных условиях. Представлены статистические данные развития отдельных форм интеграции. M&A.
Ключевые слова:процесс интеграции, развитие, тенденции, приоритетные направления, поглощения, слияния, глобализация, стратегия.
Международное разделение труда является основой процесса экономической интеграции, объективными условиями осуществления оборота товарами, технологиями, услугами и т. п. между различными странами и компаниями, предпосылкой повышения научно-технического и производственно-экономического потенциала. Особое значение в современных условиях получает объективная характеристика закономерностей, особенностей, направлений и механизмов развития международной экономической интеграции как отдельных компаний и корпораций, так и отдельных стран и регионов. Международная экономическая интеграция — важнейшая особенность развития мировой экономики в современных условиях.
Международная экономическая интеграция является одним из основных составляющих элементов процесса глобализации. Стремление принять участие в интеграционном процессе на государственном уровне, отраслевом и региональном уровне и уровне отдельных компаний становится одним из важнейших факторов роста эффективности функционирования финансово-экономических механизмов за счет комплекса факторов, проявляющихся в ходе расширения и углубления международного разделения труда.
В современных условиях уровень развития национальной экономики, применительно к общемировым оценкам, определяется как показателями, характеризующими внутренний потенциал, так и степенью участия в международном разделении труда, динамикой развития инновационного процесса.
В истории функционирования мировой экономики определились различные виды, типы, формы интеграции компаний, которые, в свою очередь, определяются общими целями взаимодействия, характером правовых и экономических отношений участников интеграции. Следует отметить как наиболее развитые: корпорации, ассоциации, тресты, холдинги, картели, консорциумы, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы и некоторые другие. На базе научных исследований и мирового опыта продолжается расширение форм и способов интеграции, с учетом многообразных взаимосвязей интегрированных структур. При этом формирование и функционирование интеграционных структур осуществляется в условиях ускоряющихся процессов глобализации.
Одним из приоритетных направления развития российских компаний представляется их интеграция в международное бизнес сообщество в условиях глобализации мировой экономики. Это дает возможность:
- роста эффективности производства вследствие включения в интеграционные процессы;
- создание и развитие ориентированной на экспорт и замещение импортной продукции;
- стимулирование различного вида иностранных инвестиций;
- роста научно-технического и производственного уровня трудовых ресурсов;
- модернизации производственно-организационного аппарата и технологической структуры;
- повышения конкурентоспособности.
В современных условиях замедление темпов развития мировой экономики в целом, а также российской экономики, интеграции компаний путем слияний и поглощений является одним из основных направлений актуальной стратегии развития бизнеса. Основной целью слияния и поглощения является увеличение капитализации объединенной компании.
Основные предпосылки слияний и поглощений компаний:
- достижение системного синергетического эффекта;
- повышение уровня монополизации;
- диверсификация производства;
- возможность получения налоговых льгот и уменьшения налогов.
На современном этапе в условиях стагнации мировой экономики и затухания процессов слияния и поглощения на мировой и европейском рынках, суммы сделок в 2013 году по сравнению с 2012 годом упали на 3 % и 12 % соответственно. В 2013 году на российском рынке слияний и поглощений общая сумма всех 323 сделок составила 108,4 млрд. долларов США. Доля внутренних сделок слияний и поглощений достигла 80 % (86,9 млрд. долларов США) от суммы сделок, объявленных в 2013 году, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 60 %(48,5 млрд. долларов США). [7]
По данным Thomson Reuter, общая стоимость объявленных слияний и поглощений (M&A) в мире за 2013 год составила около 3,2 трлн. долларов, количество сделок около 35 тысяч.
Важной особенностью и проблемой интеграции российских компаний в мировой бизнес является различие в корпоративных культурах. Корпоративная культура характеризуется как совокупность поддерживаемых и (или) создаваемых вновь норм, принципов, образцов поведения и ценностей. В более широком смысле корпоративная культура включает систему связей, отношений, взаимодействий, моделей менеджмента, маркетинга.
Понятие корпоративной культуры в российских компаниях появилось сравнительно недавно, примерно в середине 90-х. В период становления российского бизнеса, попыток выхода его на международный уровень, появления на российском рынке иностранных компаний так называемой «второй волны» возникла проблема коммуникаций между игроками рынка. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно столкнулись с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений.
А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.
Что выбрать и по какому пути пойти — вот главные вопросы, которые волнуют российский бизнес с давних пор. Проблема внутренних коммуникаций в компаниях отнюдь не исключение из правила. Что лучше, разработать собственную модель коммуникативной политики внутри организации или взять за пример зарубежную?
Один из возможных вариантов — обращение к опыту стран Запада, например, США или Японии, которые достигли в этой области существенных успехов.
США были и остаются наиболее мощной «управленческой державой», в которой изучение внутренних коммуникаций компаний сформировалось в отдельный подраздел public relations. Опыт Японии представляет для российских компаний интерес потому, что используемые в фирмах этой страны методы внутренней коммуникации, как показали практика и время, достаточно эффективны.
Принимая во внимание то, что Россия находится все еще в начале пути создания корпоративных ценностей, для нее не будет лишним изучить и проанализировать опыт других стран. Это вовсе не означает, что нужно копировать тот или иной подход. Что прижилось в одной стране, не обязательно найдет свое место в другой. Существующий опыт построения внутренних коммуникаций в зарубежных странах заслуживает внимания и изучения с целью дальнейшего использования в формировании собственных стандартов бизнеса. Система четко функционирующих внутренних связей, внутрифирменной субординации и отчетности, является основой для развития связей с внешними партнерами: клиентами, поставщиками, финансовыми организациями, в том числе и с международными. Именно это и требуется для успешной интеграции в мировое бизнес сообщество.
В процессе интеграции необходимо решение комплекса задач: сочетание корпоративной культуры отдельных компаний и формирование культуры объединенной компании, создание устойчивых коммуникаций с иностранными компаниями-партнерами.
Таким образом, международная экономическая интеграция представляет собой высшую форму интернационализации мировой экономики. В процесс экономической интеграции включается все большее количество государств, что проявляется в усилении взаимодействия хозяйствующих субъектов, экономических агентов, компаний и корпораций. Происходит концентрация и взаимопроникновение предпринимательского капитала, осуществляется реализация совместной экономической политики.
Наиболее развитая экономическая интеграция создается оптимальным сочетанием процесса институциональной и предпринимательской (на уровне экономических агентов, хозяйствующих субъектов, компаний и корпораций) интеграции.
Литература:
1. Либман А. М. Хейфец Б. А. Корпоративная интеграция. Альтернативы для постсоветского пространства. М.; ЛКИ 2008.
2. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.; 2003.
3. Глазьев С. Фетисов Г. Стратегии устойчивого развития экономики России. Экономист. 2013 № 1.
4. Глазьев С. Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции. Российский экономический журнал. 2007 № 1–2.
5. Либман А. М. Внутренняя и международная интеграция: взаимовлияние и взаимодействие. Общество и экономика. 2008, № 8.
6. Слияние и поглощение (Серия «Классика Harvard Business Review»). Альпина Бизнес Букс. 2007.
7. КПМГ. Рынок слияний и поглощений в России в 2013 году. Март 2014.
8. Moore Geoffrey A. Crossing the Chasm. Marketing and selling high-tech products to mainstream customers. — Collins, 2013.