Формирование информационной культуры на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 904 раза

Библиографическое описание:

Крайнова, И. Е. Формирование информационной культуры на уроках английского языка / И. Е. Крайнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21900/ (дата обращения: 23.04.2024).

Состояние культуры общества всегда являлось отражением его развития в духовной, социальной, экономической, политической сферах. Однако за последнее десятилетие отношение к культуре в современном обществе кардинально изменились, возросло понимание ее важности и роли. Можно сказать, что в настоящее время наше общество переживает глубокое по содержанию и глобальное по своим масштабам технологическое, социальное и культурное преобразование. В современном обществе формируется совершенно новый тип культуры — культура информационного общества, информационная культура. Приоритетное значение в рамках развития современного общества получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей.

Результатом признания значительной роли информации в современном мире является осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в этом обществе. Очевидно, что наиболее продуктивные, результативные способы формирования информационной культуры человека сегодня могут быть реализованы через систему образования, через деятельность педагога.

Таким образом, в направлении развития информационной культуры учитель ставит перед собой цели научить учащихся:

-          извлекать необходимую информацию из различных источников;

-          использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

-          овладеть основами переработки и организации хранения нужной информации;

-          правильно применять полученную информацию на практике.

Данные цели достижимы при соблюдении комплексного подхода в обучении, формировании предметных, надпредметных и метапредметных компетенций.

Высокими являются и требования к современному учителю, от которого требуется владеть и применять на практике в обучении информационно-компьютерные технологии, использовать компьютерные обучающие программы и технологии, использовать новые, интересные методы представления данных, постоянно повышать профессиональную компетенцию в области информационных технологий (дистанционные курсы, семинары, вебинары и т. д.), постоянно обмениваться практикой использования средств повышения информационной культуры обучающихся с коллегами посредством сети Интернет, выступлений, публикаций.

Кроме того, важнейшим направлением деятельности учителя является работа по формированию ценностного, мотивационного компонента информационной культуры. Так, учителю следует грамотно создавать учебно-проблемную ситуацию, побуждая учащихся к поисковой деятельности. От четкости и ясности поставленных учителем задач зависит правильная обработка полученной учащимися информации. Обязательным этапом является работа учителя с рефлексивными умениями обучающихся в рамках работы с информацией.

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности. В рамках усвоения учебного аспекта (умение говорить, читать, писать на иностранном языке) учащиеся знакомятся с информацией лингвострановедческого, исторического, географического, эстетического и др. содержания. В ходе изучения английского языка учащиеся получают информацию о системе духовных ценностей народа, язык которого они изучают.

Для проведения интересных, познавательных уроков на помощь современному учителю приходят презентации, ресурсы сети Интернет, электронные учебники и словари, интерактивные упражнения, мультимедиа технологии. Эти средства одновременно способствуют формированию информационных знаний и умений школьников, развитию их информационной культуры. Учащиеся получают информацию из разных источников, что позволяет учителю воздействовать на различные каналы восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой активности обучающихся. Учитель, таким образом, развивает культуру восприятия информации, полученную в различных формах.

Для формирования информационной культуры обучающихся учитель может использовать следующие приемы в обучении.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний учащихся. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Если говорить о формировании информационной культуры, то при работе над проектом ученики занимаются поиском информации, анализом полученной информации, учатся использовать полученные данные в необходимом формате (перекодировка информации), создают продукт, тем самым сохраняя информацию. Это могут быть работы различного характера — от информационных сообщений до небольших исследований.

Медиаобразование. Медиаобразование это одно из самых действенных средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического издания на английском языке включается в систему школьного медиаобразования, целью которого является подготовка школьников к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию последствий ее воздействия как на общество в целом, так и на отдельные группы и индивидуумы.

Урок с мультимедийной поддержкой в рамках метода информационных технологий, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Интерактивные уроки не оставляют равнодушными даже учеников с отставаниями в программе, стимулируя их познавательную активность. Так, интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников, а также способствует становлению информационной культуры учащихся. С ее помощью можно значительно разнообразить процесс обучения. Например, учитель сообщает новую информацию, используя параллельно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы, в зависимости от плана урока. На интерактивной доске можно писать и делать пометки поверх всех материалов. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыку помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.

Такой прием, как самостоятельный поиск информации по предварительному заданию, для решения которого ученики используют средства массовой информации и медиатеку школы, по моим наблюдениям, также привлекает учеников возможностью выйти за рамки учебной программы, а также возможностью решать задачу самостоятельно, именно тем способом, который нравится ученику.

Кроме этого, школьную медиатеку можно использовать в качестве площадки для работы с группами мотивированных учеников при участии, например, в онлайн-олимпиадах. Подобного рода внеурочное мероприятие чрезвычайно воодушевляет учеников, ведь формат работы с новыми технологиями очень близок современным детям. Являясь в сущности индивидуальной (каждый школьник сидит за отдельным компьютером и выполняет задачу самостоятельно), эта работа одновременно и групповая (во время работы школьники делятся результатами, что-то обсуждают). Здоровый дух соперничества, учебного азарта становится прекрасным стимулом, активизирующим естественную жажду знаний учащихся.

В связи с повышением функционального значения информации, которая стала системообразующей ценностью в современном мире, становится очевидной необходимость работы над непрерывным формированием информационной культуры учащихся в школе. Результатом этой работы должно стать умение выпускников школы, будущих студентов, свободно ориентироваться в информационном потоке, участвовать в его формировании, уметь быстро воспринимать, оценивать полезность и обрабатывать большие объемы информации, обеспечивая тем самым преемственность образования.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, английский язык, интерактивная доска, информационная культура учащихся, информация, современное общество, информационная культура обучающихся, массовая информация, современный мир, современный учитель.


Похожие статьи

Формирование информационной культуры младших школьников

информационная культура, метод беседы, высокий уровень, информация, информационная культура учащихся, интеллектуальная игра, Игровой метод, информационная грамотность, метод дискуссии, уровень чтения.

Роль образования в формировании информационной культуры...

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности...

Информационные технологии в развитии современного...

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом

[2, с.34]. В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения.

Роль информационной культуры преподавателя в повышении...

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии.

Соответственно, в центре образования стоят задачи формирования и развития информационной культуры и информационной компетентности обучающихся.

«Информационная культура студентов в сети Интернет»

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными

Информационная культура как компонент социальной безопасности человека. Интернет как средство современной педагогики.

Необходимость в формировании информационной культуры...

информационная культура, Информационная культура школьников, информационная грамотность, информационное общество, информация, культура, компонент, жизнь, знание, современное общество.

Coвpеменные тенденции в oбучении инocтpaннoму языку

Ключевые слова: технология, культура, метод, кейс-технология, веб-квест, мультимедиа, процесс обучения. В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

...информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура

В условиях вхождения общества в информационную эпоху

‒ мониторинг здоровья обучающихся; ‒ современные процедуры создания, поиска, сбора...

Похожие статьи

Формирование информационной культуры младших школьников

информационная культура, метод беседы, высокий уровень, информация, информационная культура учащихся, интеллектуальная игра, Игровой метод, информационная грамотность, метод дискуссии, уровень чтения.

Роль образования в формировании информационной культуры...

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности...

Информационные технологии в развитии современного...

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом

[2, с.34]. В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения.

Роль информационной культуры преподавателя в повышении...

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культура и информационная компетентность...

Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии.

Соответственно, в центре образования стоят задачи формирования и развития информационной культуры и информационной компетентности обучающихся.

«Информационная культура студентов в сети Интернет»

- культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными

Информационная культура как компонент социальной безопасности человека. Интернет как средство современной педагогики.

Необходимость в формировании информационной культуры...

информационная культура, Информационная культура школьников, информационная грамотность, информационное общество, информация, культура, компонент, жизнь, знание, современное общество.

Coвpеменные тенденции в oбучении инocтpaннoму языку

Ключевые слова: технология, культура, метод, кейс-технология, веб-квест, мультимедиа, процесс обучения. В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

...информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура

В условиях вхождения общества в информационную эпоху

‒ мониторинг здоровья обучающихся; ‒ современные процедуры создания, поиска, сбора...

Задать вопрос