К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 02.08.2015

Статья просмотрена: 2942 раза

Библиографическое описание:

Падурин, Д. Ф. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур / Д. Ф. Падурин, С. Г. Кучин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 598-601. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21456/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.

Ключевые слова: алгоритм применения оружия, инновация, огневая подготовка, стрелковый навык, формирование устойчивых навыков стрельбы.

 

Любое направление образовательного процесса сегодня уже трудно представить без применения каких-либо инноваций, что в полной мере относится и к огневой подготовке. Вместе с тем, исследования, проводимые в области формирования устойчивых навыков стрельбы у сотрудников различных силовых структур [15] показывают, что применение на практике самых новых технологий и идей далеко не всегда приводит к запланированным результатам. Объективно это обусловлено тем, что любое нововведение, каким бы оно современным ни являлось, нельзя рассматривать в качестве панацеи, применение которой позволит обеспечить гарантированный уровень сформированности стрелковых навыков [16]. Ту или иную инновацию можно воспринимать только в качестве вспомогательного педагогического средства (способа), успешность применения которого зависит от глубины творческого осмысления целесообразности его использования в каждом конкретном случае.

К сожалению, на практике нередко наблюдаются крайности, обусловленные применением в качестве методического сопровождения какого-нибудь одного узкого направления [15], наиболее известного и содержащего в себе самые современные технические или иные решения. В частности, такая ситуация складывается сегодня с тренажёрами «Скатт», «Рубин».

Однако, на наш взгляд, повсеместность их использования в подразделениях в настоящее время, излишне идеализирована, поскольку именно отсутствием или нехваткой таких тренажеров, некоторые руководители безнаказанно объясняют низкие результаты в стрельбе своих подчинённых.

Вместе с тем, совершенно очевидно: если у сотрудников не сформированы базовые навыки в удержании (хвате) оружия, правильности нажатия на спусковой крючок, не отработаны элементы прицеливания, не разъяснены и сознательно не усвоены назначения выполняемых действий и др., то факт применения стрелковых тренажёров, сам по себе, ситуацию не исправит. Эксперты отмечают, что стрелковые тренажеры существенно помогают выявлять ошибки в действиях стрелка, анализировать их, объяснять и наглядно показывать причины и следствия достигнутых результатов подготовки и т. д. Но, это происходит только в том случае, если инструктор (тренер, преподаватель) творчески и осмысленно подходит к процессу обучения стрельбе, применяя различные расчленённо-конструктивные методики, а затем и целостно-конструктивные [1]. При этом, ни один тренажёр в мире, по своей сущности, естественно, методикой не является.

В этой связи, хотелось бы также отметить: в основу всех существующих методик обучения стрельбе в нашей стране, изначально, был заложен «…квалифицированный инструкторский состав, обладающий соответствующими педагогическими навыками» [13]. Причём, произошло это в ещё середине 20-х годов прошлого столетия [13], когда никаких электронных приспособлений в огневой подготовке не было. В таком ракурсе, для многих сегодня может показаться настоящей инновацией, например, тренировка с оружием вхолостую с «отметкой выстрела», т. е. определением стрелком положения мушки в прорези целика и её проекции на мишень в момент спуска курка (щелчка) [3, С.45]. К сожалению, многие из таких педагогических приёмов, в настоящее время не используются, либо вовсе неизвестны.

В таком ракурсе, необходимо отметить, что мы, ни в коем случае, не опровергаем необходимость и значимость использования в процессе обучения стрельбе указанных тренажёров и др., поскольку это вполне очевидный факт, по многим объективным основаниям. Мы только хотим обосновать, что инновации в огневой подготовке целесообразно использовать комплексно и располагать набором педагогических инноваций [5, С.102] для оптимальной [2, С.721] организации процесса формирования устойчивых навыков стрельбы.

Комплексный анализ источников литературы, фундаментальных теоретических и практических положений обучения стрельбе, изложенных в существующих Наставлениях (руководствах) по стрелковому делу [10, 11, 12, 14 и др.], других источниках прошлого столетия [8,9 и др.] и официально рекомендованных для сотрудников различных ведомств и структур в настоящее время [17], а также опыт инструкторской деятельности [6], позволили нам представить процесс применения оружия в виде выполнения комплекса элементарных действий (рис.1). Условно их можно классифицировать как подготовительные, сопровождающие и завершающие действия с оружием.

Рис. 1. Алгоритм применения оружия

 

Благодаря схематичному отображению процесса применения оружия, можно наглядно проанализировать специфику педагогического воздействия для формирования устойчивых навыков стрельбы[1] у сотрудников силовых структур и вычленить наиболее сложные элементы. На рисунке видно, что различные операции, входящие в состав стрелкового навыка, выполняются либо последовательно, один прием за другим, либо одновременно, в виде целого комплекса движений, образующегося путем включения отдельных элементов в целостную структуру стрелкового навыка. Но, несмотря на обилие движений, которые входят в состав двигательной части стрелкового навыка, объединение и автоматизация этих движений в целые действия происходит путем последовательного выполнения одного движения за другим. А вот трудность и сложность формирования устойчивого стрелкового навыка в зрительно-двигательной части сопровождающих действий с оружием при производстве выстрела заключается в том, что приемы выполняются не путём слияния, как в первом случае, а одновременно, путем наслаивания друг на друга.

Кроме того, к особенностям формирования навыков стрельбы можно отнести негативные физиологические проявления, выражающиеся в виде оборонительных реакций стрелка на присущие процессу выстрела явления — это мощный шумовой эффект от звука выстрела, физическое воздействие сил отдачи и ослепляющий эффект вспышки за дульным срезом оружия. Специфичность формирования зрительно-двигательных действий стрелкового навыка, в отличие от формирования других двигательных действий с оружием, заключается в том числе, и в преодолении субъектом обучения в ходе учебно-тренировочного процесса тревоги (чувства неуверенности, беспокойства, страха) при обращении с оружием, как с источником повышенной опасности.

Помимо этого, применение оружия в различных условиях специфики деятельности силовых структур, предполагает и формирование комплекса умственно-логических действий. Это действия направлены: на оценку обстановки и правомерность применения оружия; оптимальный выбор позиции для стрельбы, исходя из рельефа местности, возможностей маскировки, естественных укрытий и видимости цели; выбор целесообразной изготовки для стрельбы (стоя, лежа, с колена и др.), исходя из условий обстановки; определение дальности до цели, с целью установки прицела и выбора точки прицеливания; внесения необходимых поправок при стрельбе на движение цели; выбор вида огня и его корректировку.

Анализ особенностей формирования устойчивых навыков стрельбы, позволяет утверждать, что именно на зрительно-двигательную часть сопровождающих действий с оружием необходимо обращать наибольшее внимание в учебно-тренировочном процессе, от качества и сознательности освоения которых зависит результативность (точность, меткость) стрельбы. В то же время, нельзя утверждать, что подготовительные и завершающие действия с оружием не важны при обучении стрельбе, поскольку в реальных ситуациях, время, необходимое на подготовку оружия к стрельбе и его применение, может составлять секунды. Точно также, устранение задержек (разряжание, осмотр и др.) во время применения оружия, может стоить жизни сотруднику.

Кроме всего прочего, на устойчивость навыков стрельбы существенное влияние оказывают ряд других факторов:

-        длительное отсутствие практики применения оружия, которое приводит к деавтоматизации действий с оружием, обеспечивающих результативность стрельбы;

-        стресс факторы при обращении и применении в оперативно-служебной деятельности боевого оружия, которые вызывают неуверенность, беспокойство, тревогу и другое состояние стрелка, негативно сказывающееся на воспроизводство усвоенных автоматизмов в действиях с оружием;

-        внешние факторы (погодные условия, уровень освещённости и шума, степень физической нагрузки, экипировка, соответствие оружия требованиям нормального боя и др.);

-        личная заинтересованность обучающегося в совершенствовании индивидуальной огневой выучки, понимание необходимости соответствовать образцу сотрудника, способного уверено применять вверенное оружие в интересах защиты и охраны страны и ее граждан.

И только сейчас, разобравшись, какие именно элементы стрелкового навыка нам необходимо сформировать, мы сможем творчески осмыслить целесообразность использования каких-либо инноваций в качестве вспомогательных педагогических средств (способов) в каждом конкретном случае.

Уже было сказано, что на начальном этапе огневой подготовки необходимо применение расчленено-конструктивных методик и только после твёрдого усвоения отдельных элементов, можно переходить к целостно-конструктивным. Такой подход не только научно обоснован и оправдал себя при обучении стрельбе [1], но и характерен для всей педагогической практики.

Таким образом, присущая специфика в формировании устойчивых навыков стрельбы, а наравне с этим характеристика и условия применения оружия в оперативно служебной деятельности сотрудников силовых структур, детерминирует поиск, апробацию и применение соответствующих инноваций в учебно-тренировочном процессе, как вспомогательных педагогических средств (способов) достижения поставленных целей огневой подготовки, способствующих эффективному совершенствованию огневой выучки сотрудников в современных условиях.

 

Литература:

 

1.      Агафонов, М. П. О методах проведения учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке / М. П. Агафонов, А. А. Каримов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. — 2015. — С.178–180.

2.      Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.

3.      Каплунов, Я. М. Три секрета. Беседы о практике пистолетной стрельбы / Я. М. Калунов. М.: — Военное издательство Министерства Вооружённых Сил Союза ССР, 1948. — 51 с.

4.      Киселёв, А. М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: дисс. …док. пед. наук: 13.00.08 / А. М. Киселёв. — Рязань: Академия права и управления ФСИН РФ, 2009. — 361 с.

5.      Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 204 с.

6.      Крючин, В. А. Практическая стрельба. Практическое руководство / В. А. Крючин. — Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 2006. — 262 с.

7.      Кузякин, В. В. Совершенствование содержания огневой подготовки // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. - № 1. — С.228–230.

8.      Лощилов, А. К. Пособие по обучению молодого солдата / А. К. Лощилов. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. — 176 с.

9.      Минин, Р. А. Стрельба из автоматических пистолетов (техника стрельбы и методика обучения) / Р. А. Минин. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1959. — 104 с.

10.  Наставление по стрелковому делу. 9-мм пистолет Макарова (ПМ). — М.: Воениздат, 1982. — 96 с.

11.  Наставление по стрелковому делу. 9-мм автоматический пистолет Стечкина (АПС). — М.: Воениздат, 1968. — 96 с.

12.  Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. — 176 с.

13.  Петрович С. Э. Отечественные и зарубежные методики обучения стрельбе из стрелкового оружия [Электронный ресурс]. URL: http://www.klimvd.ru/files/Raboti %20nauchnie/Petrovich_Zelenin_Postnikov.pdf (30.07.2015 г.) Загл. с экрана.

14.  Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК-74, АКС-74, АК-74Н, АКС-74Н) и 5,45-мм ручному пулемёту Калашникова (РПК-74, РПКС-74, РПК-74Н, РПКС-74Н). — М.: Воениздат, 1982. — 214 с.

15.  Сериков, С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2014. — № 3(70). — С.3–6.

16.  Скворцов, Д. Е. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооружённых преступников у курсантов ВУЗов МВД России: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. Е. Скворцов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. — 237 с.

17.  Торопов, В. А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. Ред. В. П. Сальникова. — М.: Объединённая редакция МВД России, 2004. — 400 с.



[1] Под устойчивым навыком стрельбы здесь и далее будем понимать длительную, стабильную способность военнослужащего автоматизировано, быстро, точно и безошибочно выполнять комплекс подготовительных, сопровождающих и завершающих действий с оружием по производству результативного выстрела из стрелкового оружия (прим. авт.).

Основные термины (генерируются автоматически): огневая подготовка, оружие, стрелковый навык, устойчивый навык стрельбы, действие, стрельба, инновация, боевое оружие, педагогическое воздействие, прошлое столетие.


Ключевые слова

инновация, алгоритм применения оружия, огневая подготовка, стрелковый навык, формирование устойчивых навыков стрельбы

Похожие статьи

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба.

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

Всегда определённую сложность у специалистов, занимающихся огневой подготовкой вызывает необходимость формирования техники стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, когда речь идет о массовом обучении.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

Ключевые слова: психологическая подготовка, стрельба из боевого оружия, психорегуляция.

К примеру, в момент выстрела оружие начало смещаться, произойти это может в результате различных факторов, как воздействия внешней среды, так и самого...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

При обучении приемам действий с оружием и техникой именно наглядность способствует выработке необходимых умений и навыков.

Учебно-плановые формы обучения включают в себя теоретические и практические занятия, боевые стрельбы, командно-штабные учения и др.

Организация и планирование боевой подготовки

– проверять знания и практические навыки солдат, сержантов и офицеров роты; – еженедельно подводить итоги состояния боевой

В этом разделе учитываются оценки как за все стрельбы, так и за работу на учебных местах при выполнении упражнений и на огневых тренировках.

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания...

Навык — это автоматизированный компонент сознательного действия.

- учебно-плановые занятия — основная группа форм обучения (теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

Большинство занятий проводится в поле, на море, в воздухе, на стрельбищах и полигонах, аэродромах и танкодромах, на стартовых и огневых

Различные учения, боевые стрельбы и пуски

Особое внимание во время службы принимает такое педагогическое воздействие...

Вариант технического решения проблем выверки оптических...

в полевых условиях эксплуатации оружия; - — проведение контрольной стрельбы невозможно без издания письменного приказа командира войсковой части, что

6. М.: Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР, 1941. — 136 с. 7. Огневая подготовка.

Стрелковый комплекс на базе автоматов семейства АК...

Ключевые слова: оружие, стрелковый комплекс, АК-74, AR-15.

Большая часть производителей винтовок AR-15 выпускают стволы с хромированным патронником и каналом, при этом высокоточные винтовки для стрельбы на большие расстояния могут иметь стволы и...

Похожие статьи

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба.

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

Всегда определённую сложность у специалистов, занимающихся огневой подготовкой вызывает необходимость формирования техники стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, когда речь идет о массовом обучении.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

Ключевые слова: психологическая подготовка, стрельба из боевого оружия, психорегуляция.

К примеру, в момент выстрела оружие начало смещаться, произойти это может в результате различных факторов, как воздействия внешней среды, так и самого...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

При обучении приемам действий с оружием и техникой именно наглядность способствует выработке необходимых умений и навыков.

Учебно-плановые формы обучения включают в себя теоретические и практические занятия, боевые стрельбы, командно-штабные учения и др.

Организация и планирование боевой подготовки

– проверять знания и практические навыки солдат, сержантов и офицеров роты; – еженедельно подводить итоги состояния боевой

В этом разделе учитываются оценки как за все стрельбы, так и за работу на учебных местах при выполнении упражнений и на огневых тренировках.

Авторитет командира как основа воинского обучения и воспитания...

Навык — это автоматизированный компонент сознательного действия.

- учебно-плановые занятия — основная группа форм обучения (теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

Большинство занятий проводится в поле, на море, в воздухе, на стрельбищах и полигонах, аэродромах и танкодромах, на стартовых и огневых

Различные учения, боевые стрельбы и пуски

Особое внимание во время службы принимает такое педагогическое воздействие...

Вариант технического решения проблем выверки оптических...

в полевых условиях эксплуатации оружия; - — проведение контрольной стрельбы невозможно без издания письменного приказа командира войсковой части, что

6. М.: Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР, 1941. — 136 с. 7. Огневая подготовка.

Стрелковый комплекс на базе автоматов семейства АК...

Ключевые слова: оружие, стрелковый комплекс, АК-74, AR-15.

Большая часть производителей винтовок AR-15 выпускают стволы с хромированным патронником и каналом, при этом высокоточные винтовки для стрельбы на большие расстояния могут иметь стволы и...

Задать вопрос