Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Педагогика
01.07.2015
4459
Поделиться
Библиографическое описание
Бондарь, М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников / М. А. Бондарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 598-601. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20763/.

Большое значение в развитии школьника имеют общеобразовательные учреждения, где школьник проводит большую часть времени, приобретая знания и умения, навыки, формируя личностные качества и свойства. Именно в общеобразовательных учреждениях нужно создать условия и возможность развить творческую активность школьника. Отметим, что во все времена ценились творческие люди, умеющие нестандартно подходить к любому делу, поэтому развитие творческой активности школьников была и остаётся актуальной.

Понятие «активность» интерпретируется неоднозначно в сфере философии, психологии, педагогике и других науках.

В философии активность субъекта рассматривается как динамический процесс взаимодействия человека с объектом.

В. А. Петровский [11], отождествляет активность с движением, которое обеспечивает становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности. В свою очередь, деятельность есть единство целенаправленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отношений к миру.

К. А. Абульханова называет активность специальным высшим личностным образованием, связанным с жизненным путём, его целостной и ценностной временной организацией, что выражается в формировании смысла и концепции жизни, жизненной линии, жизненной позиции. При этом активность в трактовке К. А. Абульхановой выступает как личностное функционально-динамическое качество, интегрирующее всю психологическую структуру личности и обеспечивающее ей возможность по-своему структурировать жизнедеятельность [1].

М. И. Лисина [9] понятие активности связывает с деятельностью и рассматривает активность в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность.

В современных словарях понятие «активность» является производным от слова «активный», то есть деятельный, энергичный. Понятие «активность» раскрывается как усиленно действующий, развивающийся [12]. В понятие «активность» вкладывается процесс развития, то есть, если субъект активно действует, значит, он развивается. Активность — способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества, деятельное отношение личности к миру, [8]. Активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию, самореализации.

В педагогике, по мнению Г. И. Щукиной активность рассматривается как основная черта личности, заключающаяся в способности трансформировать окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и обличающая в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т. п., при этом синонимируя активность и деятельность, полагая, что активность выражает уровень и характер деятельности [18].

А. И. Савенков выделяет, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество всегда индивидуально и своеобразно, оно шире понятия «деятельность». Творчество реализовывается посредством деятельности, осуществляется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса [15].

И. С. Якиманская рассматривает активность ребёнка как приспособляемость (адаптивность) к требованиям взрослых, задающих для него нормативные ситуации с одной стороны и креативность, с другой стороны, которая позволяют ребёнку постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать её, создавать для себя новую с опорой на имеющиеся знания, способы действий [21].

По мнению А. Г. Асмолова активность как качество личности формируется под воздействием социальных условий и не может выразиться вне опыта человека. Активность личности зависит от её задатков, направленности, моральных качеств [4]. Активность, как черта личности, полагает, что школьники в детской общественной организации становятся субъектом деятельности и руководят своим личным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние школьников и его отношение к деятельности, причём это состояние выражается в виде сосредоточенности, внимании, в интересе к совершаемой деятельности и личностной инициативе.

К. Д. Ушинский отмечает, что воспитатель «должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности, и бояться более всего, чтобы, подавляя первые, не подавить последней... Он должен воспитать сильное стремление к свободе и не дать развиться склонности к своеволию и произволу» [16].

Г. И. Щукина [19] считает, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1.                  Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется школьником в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других.

2.                  Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне школьнику нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства её выполнения.

3.                  Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться школьниками, и пути её решения избираются новые, оригинальные.

Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихонова, Я. А. Пономарева, Дж. Гилфорд, Л. Б. Ермолаева-Томина и др., в своих исследованиях указывают на то, что природная способность к творчеству заложена в каждом человеке и проявление её в той или иной степени возможно при условии раскрытия индивидуальности личности, при наличии у личности соответствующих мотивов, способностей, знаний и умений. Например, Л. Б. Ермолаева-Томина отмечает, что творческие потенции, заложенные у каждого человека на разной глубине подсознания можно раскрыть, опираясь на свою индивидуальность» [7].

Творчество — это деятельность, которая порождает качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество характерно для человека, т. к. всегда предполагает субъекта творческой деятельности и носителя определенных ценностных ориентиров» [14]. Отсюда следует, что для творчества необходима энергия, способствующая пробуждению внутренних сил человека и раскрытию творческих и духовных качеств.

Согласно А. Д. Александрову творчество есть характерная видовая особенность человека, которая выделяет его из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. В. В. Шаронов представляет другую точку зрения, согласно которой творчество по своему содержанию тесно связано с игрой [17]. Творчество — свойственная человеку целеустремленная работа, которая отличается неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, направленная на получение новых существенных качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности [2].

Таким образом, проанализировав философскую, психологическую и педагогическую научную литературу определяем, что творчество являет высшую форму активности личности, значимое качество личности, которое создается в процессе взаимодействия с признанными общечеловеческими ценностями и характеризуется ориентацией на культурные и духовные ценности в личностном развитии и в межличностном сотворчестве с одной стороны и выступает стержневым фактором самостоятельной деятельности присущей человеку с другой стороны.

Русский учёный П. К. Энгельмейера вводит понятие «творческая личность» и определяет его следующим образом «творческая личность есть прогрессивный элемент, дающий всё новое» [3]. Процесс творчества и творческая активность — понятия, которые дополняют друг друга, без активности нет творчества и при этом творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже в той которая не носит творческий характер [5].

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10]. Таким образом, творческая активность есть свойство личности, сложное интегративное образование личности; творческая активность предполагает взаимодействие субъекта и объекта для приобретения адекватной информации об объекте и выработку эмоционально-оценочного отношения к процессу и результату творческой деятельности.

Кроме того, значительными возможностями в развитии творческой активности школьников обладает внеурочная деятельность, которая выступает как средство мотивации развития личности к творчеству через широкое разнообразие видов деятельности [6]. Развитие творческой активности школьников определяется созданием ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Творчество школьника — это создание школьником такого продукта, в процессе работы над которым самостоятельно использовались усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для него подхода к выполнению задачи [13].

Изучая особенности детского и юношеского возраста Б. П. Юсов, придавал немаловажное значение развитию творческой активности в юношеском возрасте, так как считал, что «…к 14–15 годам завершается формирование предпосылок к почти профессиональному уровню художественной деятельности — по степени созревания нервно-перцептивной основы многих способностей к художественной деятельности: к изобразительному искусству, танцу…», что способствует духовному и культурному развитию личности [20].

Итак, содержательные признаки творческой активности: творческая активность есть деятельность, состоящая в производстве новых способов деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей; творческая активность есть процесс, т. к. применяются новые средства (способы) или новые программы деятельности; творческая активность есть создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем; творческая активность есть процессом удовлетворения новых потребностей общества; творческая активность является высшим видом деятельности человека, она первична по отношению к исполнительной деятельности; творческая активность представляет собой единство духовного и материального творчества, идеальное преобразование предшествует материальному.

Творческая активность школьников предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы, развитие самостоятельности школьников, их умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому; овладения не только приёмами логики и решения различных задач привычными способами, но и умение искать свой наиболее рациональный путь решения нестандартных задач. В этих условиях творческая активность школьника выражается во взаимодействии деятельности педагога и школьников, которая сопровождается нарастанием мотивации, самостоятельности и результатом.

 

Литература:

 

1.                  Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. — СПб.: ПИТЕР, 2001. — с. 279–297.

2.                  Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение,1991. — 175с.,с.87.

3.                  Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: ИССА РАО, 1994. — 95с., с.56–57.

4.                  Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: 1984. — 104с.

5.                  Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

6.                  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223с. — (Стандарты второго поколения).

7.                  Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества. — М., 2003. — с.3.

8.                  Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издат. центр «МарТ», 2005. 448с.

9.                  Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 230с.

10.              Манеева, О. Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках// Одаренный ребенок. — 1994. — № 4. — с.12–15.

11.              Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/ В. А. Петровский. — Ростров н/Д.: «Феникс», 1996. — 509с.

12.              Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 2007. — с.28.

13.              Попов, В. В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст] / В. В. Попов, Ю. Г. Круглов — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 319с.

14.              Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — с.1314.

15.              Савенков, А. И. Программа «Одаренный ребёнок в массовой школе». — Первое сентября. 2003. № 29.

16.              Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // Избр. пед. соч.: в 2 т. — М., 1974. — Т. 2. — с.304–326.

17.              Шаронов, В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. — М: Наука, 1997. — 195с., с.182–183.

18.              Щукина, Г. И. Развитие познавательной активности школьников. / Г. И. Щукина. — М., 1989. — 142с.

19.              Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208с., с.146–148.

20.              Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство». — М., 2004. — с.90.

21.              Якиманская, И. С. Разборка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — с.31–42.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 598-601):
Часть 6 (cтр. 581 - 669)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 598-601стр. 669

Молодой учёный