Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива / Н. Ю. Гутарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 1013-1015. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20652/ (дата обращения: 29.03.2024).

Аннотация. Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации, технологизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу высшей школы и студентам. Целью исследования является определение различных форм взаимосвязей, контактов, взаимозависимостей студентов в процессе учебной, культурной, общественной и научной деятельности в рамках взаимодействия внутри учебного коллектива. Задача исследования — это определение способов поддержания и развития традиций в учебных коллективах. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для преподавателя и студентов не только понимать значимость учебного коллектива, как социального феномена. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия представителей учебного коллектива.

Ключевые слова: учебный коллектив, исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.

 

Жизнедеятельность учебного коллектива во многом зависит от сложившихся в нем взаимоотношений его членов, общественного мнения, настроения и традиций.

Взаимоотношения — это различные формы взаимосвязей, контактов, взаимозависимостей студентов в процессе учебной, общественной и научной деятельности. В учебном коллективе взаимоотношения должны строиться на основе норм и правил морали, культурных традиций общества, положений учебных уставов. Влияют на них все процессы в обществе, его духовный, культурный и нравственный облик, а также личностно-психологические особенности курсантов, их общее развитие, настроения, симпатии или антипатии, возникающие в процессе обучения и взаимодействия с другими членами коллектива.

Как внутренняя личностная основа такого взаимодействия, поддающегося коррекции, взаимоотношения изменяются менее динамично. На основе анализа группового взаимодействия можно выявить особенности межличностных отношений, уровень их культуры, соответствия требованиям этики.

Главными коллективообразующими факторами в вузе могут быть совместная воинская, культурная, общественная и другие формы внеучебной деятельности студентов. Особое внимание внеучебной деятельности студентов должно быть уделено на 4—5 курсах, когда заметно ослабевает влияние академической группы [3].

Большую роль во взаимоотношениях в коллективе студентов играют взаимопомощь и взаимодоверие как определяющее условие их профессионального роста и соблюдения норм нравственности в сфере отношений: это, например, постоянный обмен информацией о прочитанном, опытом учебной работы, обсуждение вопросов личной жизни и т.п.

Общественное мнение  —  мощнейшее средство влияния на человека из числа тех, которыми располагает коллектив.

Нравственно зрелое общественное мнение выполняет в учебном коллективе, как показали исследования, различные функции. Одна из важнейших — сплочение людей. В коллективе происходит сложный процесс взаимодействия и синтез индивидуальных мнений, в результате чего одни суждения отсеиваются, а другие обогащаются, уточняются. Так формируется единое коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством людей. Это единство сближает их, создает предпосылки для координации совместных действий.

Формирование общественного мнения в учебном коллективе предполагает влияние на оценочные суждения обучающихся по различным сторонам жизни страны, вуза, работу с активом, выражение мнений по вопросам учебы и дисциплины на собраниях, совещаниях, в стенной печати, если они имеют аргументированное обоснование.

Настроение коллектива — относительно длительное его эмоциональное состояние, переживания, чувства большинства его членов [2].

От настроения зависит активность людей, восприятие ими различной информации. Причины тех или иных настроений в учебных коллективах кроются в результативности их деятельности (успех, неуспех), внутренних взаимоотношениях (доброжелательность и взаимопомощь или, наоборот, не­уважение, безразличие и т.п.), индивидуальных особенностях отдельных личностей (темперамент, установки и т.д.) [1].

Традиции в учебном коллективе — это передающиеся от студентов одного поколения к другому норм и правил поведения в учебной, творческой, воинской или другой деятельности.

Благодаря традициям происходит передача опыта взаимоотношений, способов достижения целей обучения. Традиции мобилизуют, способствуют сплочению учебного коллектива, обеспечивают преемственность нравственно-этических ценностей. Традиции ― не обычай или обряд, которые регламентируют поведения и действия, давая им детальное предписание. Традиции ближе к принципам поведения, соблюдение которых связывают с достижением успеха [4].

Пути поддержания и развития традиций в учебных коллективах:

а) углубление понимания роли учебного коллектива студентами его сути и значения;

б) пропаганда сложившихся традиций в учеб­но-воспитательной, научной, культурной, воинской сферах;

в) включение студентов в общественно-пропагандистскую работу;

г) обеспечение культуры и эстетичности ритуалов в вузе по важнейшим датам в жизни учебных коллективов и отдельных их членов.

 

Литература:

1.                  Бабосов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.― 235 с.

2.                  Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.― 136 с.

3.                  Майерс Д.И. Социальная психология. — СПб.: 1997.― 275 с.

4.                  Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. ― М.: 1959. — 125 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный коллектив, общественное мнение, взаимозависимость студентов, взаимоотношение, внеучебная деятельность студентов, коллектив, научная деятельность, развитие традиций, различная форма взаимосвязей, традиция.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть

- традиции, ритуалы, этикет; - средства, способы решения социальных и...

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Очевидно, что научно-исследовательская деятельность ценится преподавателями гораздо выше, чем студентами. Следует сказать, что внеучебная деятельность студентов находит свое отражение и в балльно-рейтинговой системе вуза...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и

внеклассная деятельность, учащиеся, способности, умения, навыки, кружок, физическое развитие, психологическое развитие, роль обучения, выбор профессии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке...

- деятельность различных общеуниверситетских общественных организаций, научных, творческих коллективов и спортивных секций

- спортивные соревнования. Однако возникает вопрос – насколько коррелируется внеучебная деятельность студента с выбранной...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть

- традиции, ритуалы, этикет; - средства, способы решения социальных и...

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Очевидно, что научно-исследовательская деятельность ценится преподавателями гораздо выше, чем студентами. Следует сказать, что внеучебная деятельность студентов находит свое отражение и в балльно-рейтинговой системе вуза...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и

внеклассная деятельность, учащиеся, способности, умения, навыки, кружок, физическое развитие, психологическое развитие, роль обучения, выбор профессии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке...

- деятельность различных общеуниверситетских общественных организаций, научных, творческих коллективов и спортивных секций

- спортивные соревнования. Однако возникает вопрос – насколько коррелируется внеучебная деятельность студента с выбранной...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть

- традиции, ритуалы, этикет; - средства, способы решения социальных и...

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Очевидно, что научно-исследовательская деятельность ценится преподавателями гораздо выше, чем студентами. Следует сказать, что внеучебная деятельность студентов находит свое отражение и в балльно-рейтинговой системе вуза...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и

внеклассная деятельность, учащиеся, способности, умения, навыки, кружок, физическое развитие, психологическое развитие, роль обучения, выбор профессии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке...

- деятельность различных общеуниверситетских общественных организаций, научных, творческих коллективов и спортивных секций

- спортивные соревнования. Однако возникает вопрос – насколько коррелируется внеучебная деятельность студента с выбранной...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в

Применение эффективных форм организации внеурочной деятельности позволяет увидеть

- традиции, ритуалы, этикет; - средства, способы решения социальных и...

Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на...

Очевидно, что научно-исследовательская деятельность ценится преподавателями гораздо выше, чем студентами. Следует сказать, что внеучебная деятельность студентов находит свое отражение и в балльно-рейтинговой системе вуза...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и

внеклассная деятельность, учащиеся, способности, умения, навыки, кружок, физическое развитие, психологическое развитие, роль обучения, выбор профессии.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность

Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке...

- деятельность различных общеуниверситетских общественных организаций, научных, творческих коллективов и спортивных секций

- спортивные соревнования. Однако возникает вопрос – насколько коррелируется внеучебная деятельность студента с выбранной...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Многие исследователи отмечают, что именно взаимодействие внеучебной деятельности

В рамках нравственно-этического воспитания педагогический коллектив вуза стремится к формированию у студентов таких чувств, как долг, совесть, ответственность, толерантность.

Задать вопрос