Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 837 раз

Библиографическое описание:

Белькова, А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога / А. Е. Белькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 896-898. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20200/ (дата обращения: 24.04.2024).

Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая формирует специальные компетенции и профессионально-личностные качества студентов. Возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику. Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются: мастер-классы, семинары, практические задания, направленные на изучение сведений об образовательной организации.

Ключевые слова: учебно-ознакомительная практика, пассивная практика, установочная конференция, итоговая конференция, бакалавр-филолог, профессионально-адаптационные проблемы, новая модель учебно-ознакомительной практики.

 

Приоритетные направления развития образовательной системы основываются на идее радикального изменения сложившихся форм и методов обучения, что является актуальной научной проблемой. Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, формировать специальные компетенции и профессионально-личностные качества и характеристики студентов. Установленные Государственным стандартом высшего профессионального образования требования к учебно-ознакомительной практике предполагают создание новой программы её организации. В условиях двухуровневой системы образования ВПО сроки учебно-ознакомительной практики студентов-бакалавров сократились, по сравнению с практикой студентов-специалистов.

Таким образом, возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику.

Учебно-ознакомительная практика будущих бакалавров филологического образования является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 44.03.01 / 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», квалификация — бакалавр.

Практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия («Русский язык и культура речи», «Психология», «Педагогика (общая)», «Введение в педагогическую деятельность» и др.).

Для успешного прохождения учебно-ознакомительной практики бакалавры-филологи должны:

Знать: сущность и структуру образовательных процессов; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста.

Уметь: осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы, обобщать, выделять главное, планировать деятельность в соответствии с поставленными целями; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные).

Владеть:навыками переработки и хранения информации, представления информации в различных формах; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые и закрепляемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики необходимы для успешного освоения последующих дисциплин, которые изучаются на 3–4 курсе, а также для прохождения педагогической и преддипломной практики в 7 и 8 семестрах. В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен выработать умения организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, работать в профессиональных коллективах; принимать организационные решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Учебно-ознакомительная практика является одной из форм профессионального обучения в НВГУ и проводится на базе образовательных учреждений г.Нижневартовска и Нижневартовского района разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т. д.). Практика проводится в 6 семестре и продолжается 3 недели. Группы формируются в составе 5–6 человек на одного методиста (в соответствии с карточкой учебных поручений). Методистами по практике являются преподаватели кафедры филологии и массовых коммуникаций.

Основными целями практики являются:

-          формирование целостного представления о профессии филолога;

-          ознакомление с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующих образовательную деятельность школы;

-          воспитание профессиональной этики;

-          приобретение индивидуального опыта в процессе самостоятельной работы.

Задачи практики определяются в соответствии с поставленными целями. Общая задача практики: ознакомление с организацией работы образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия):

-          цели деятельности и их структура;

-          деятельность организации (учебная, воспитательная, научно-исследовательская);

-          принципы подбора и оценки профессиональной квалификации сотрудников;

-          техническая оснащенность (мультимедиа, учебно-методическое обеспечение);

-          инновации и проекты;

-          правила по организации труда филолога и оформления документации;

-          условия работы филолога и возможность повышать квалификацию, профессиональное мастерство, углублять эрудицию и общекультурный уровень.

Учебно-ознакомительная практика открывается установочной конференцией, в содержание которой входит сообщение о задачах и тематике практики, распределение студентов по школам, а также организационные методические, педагогические и психологические установки.

В течение учебно-ознакомительной практики методистами кафедры проводятся тематические и организационные консультации. Во время практики студенты пользуются компьютерными классами НВГУ, электронными каталогами библиотеки НВГУ, дидактическим материалом и методическими пособиями, хранящимися на кафедре филологии и массовых коммуникаций.

Учебно-ознакомительная практика проходит в два этапа:

1 этап — 1–3 неделя практики — пассивная практика. Первый день практики открывается установочным педсоветом в образовательном учреждении. Факультетский руководитель практики совместно с администрацией образовательного упреждения согласовывает и утверждает план прохождения практики. Завуч проводит инструктаж по технике безопасности. Во время практики студенты выполняют все задания, предусмотренные программой; самостоятельно обрабатывают и анализируют полученную информацию, заполняют отчетную документацию.

2 этап — итоговый — 3 неделя практики. На данном этапе студенты оформляют отчетную документацию. К отчетной документации студента относится: дневник по практике и отзыв о работе студента во время практике. Бакалавры-филологи подготавливаются к выступлению на итоговой конференции, цель которой — подвести общий, итог практики, дать индивидуальную оценку работы студентов, обсудить проблемные вопросы практики, поделиться опытом работы.

Завершается учебно-ознакомительная практика итоговой конференцией. По результатам практики и сдачи необходимой документации студенту выставляется дифференцированная оценка; в оценку по практике включается выполнение всех видов заданий. Оценка не выставляется в случае невыполнения одного или нескольких заданий. Студенту, отстраненному от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

Итоговая оценка является производной из нескольких оценок, полученных студентом за разные виды деятельности. Общие критерии оценки:

-          полнота выполнения всех заданий;

-          уровень проявления профессионально-значимых умений;

-          наличие творческого подхода к выполнению заданий;

-          качество отчетной документации и своевременность ее сдачи.

Наиболее частые профессионально-адаптационные проблемы возникают у студентов-филологов при выполнении педагогических функций, которые требуют знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в разных образовательных системах и подходах, проявлять собственную педагогическую активность.

Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются:

1.         Семинарское занятие, организованное факультетским руководителем практики «Педагогика образования» (практико-ориентированное изучение особенностей педагогической деятельности современного учителя-филолога в г.Нижневартовске и Нижневартовском районе).

2.         Введение системы мастер-классов ведущих педагогов-новаторов, работающих по разным образовательным системам.

3.         Включение в программу практики заданий, направленных на изучение сведений об образовательной организации:

-          материально-техническое оснащение (оборудование, школьное питание);

-          документы (платные образовательные услуги, правила внутреннего распорядка для учащихся, противодействие коррупции и т. д.);

-          финансово-хозяйственная деятельность (муниципальное задание модернизация образования);

-          образовательные стандарты;

-          вакантные места для приема;

-          электронные услуги;

-          образование (учебные достижения школьников, учебные планы и программы, прием в школу, порядок отчисления, цифровые образовательные ресурсы, дополнительное образование, расписания, Государственная итоговая аттестация);

-          руководство и педагогический состав;

-          структура и органы управления образовательным учреждением.

Таким образом, необходимость создания образа учителя-словесника, соответствующего задачам образования, требует введения новых характеристик качественного состояния педагогической деятельности. Высокие требования к личности языковеда предполагают повышение качества его профессиональной подготовки во время прохождения учебно-ознакомительной практики.

 

Литература:

 

1.         Белькова А. Е., Икингрин Е. Н. Реализация компетентностного подхода в процессе прохождения педагогической практики (на примере НГГУ и ШГПИ) // Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений: Сборник статей / Под науч. Ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 83–88.

2.         Педагогическая практика по специальности 050300.62 — «Филологическое образование»: Методические рекомендации для студентов 4 курса / Сост. А. Е. Белькова. — Нижневартовск: НГГУ, 2013. — 26 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-ознакомительная практика, практик, итоговая конференция, образовательное учреждение, отчетная документация, педагогическая деятельность, Нижневартовский район, образовательная организация, образовательный процесс, пассивная практика.


Ключевые слова

учебно-ознакомительная практика, пассивная практика, установочная конференция, итоговая конференция, бакалавр-филолог, профессионально-адаптационные проблемы, новая модель учебно-ознакомительной практики., новая модель учебно-ознакомительной практики

Похожие статьи

Роль практики в формировании профессионального становления...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика.

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

образовательный процесс, педагогическая практика, студент, учебный процесс, учебное заведение, ходя практики, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, США, государственный экзамен.

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к организации профессионально-педагогической деятельности, являются социальные практики.

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

Студенты учебного заведения ежегодно проходят практику по профилю специальности на предприятиях и в организациях своего города.

По итогам практики по профилю специальности рекомендуется проводить научно-практические конференции.

Технология организации педагогической практики

Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике. Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Культурные образовательные практики — эффективное...

Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников. Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки» г. Тольятти (Самарская обл.).

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

производственная практика, студент, колледж, практик, самостоятельная профессиональная работа, профессиональная деятельность, баз практики, отчетная документация, вид работ, теоретическое обучение.

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая...

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего...

Роль практики в формировании профессионального становления...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика.

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

образовательный процесс, педагогическая практика, студент, учебный процесс, учебное заведение, ходя практики, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, США, государственный экзамен.

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к организации профессионально-педагогической деятельности, являются социальные практики.

Технология организации педагогической практики

Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике. Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики.

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

Студенты учебного заведения ежегодно проходят практику по профилю специальности на предприятиях и в организациях своего города.

По итогам практики по профилю специальности рекомендуется проводить научно-практические конференции.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Культурные образовательные практики — эффективное...

Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников. Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки» г. Тольятти (Самарская обл.).

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

производственная практика, студент, колледж, практик, самостоятельная профессиональная работа, профессиональная деятельность, баз практики, отчетная документация, вид работ, теоретическое обучение.

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая...

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего...

Похожие статьи

Роль практики в формировании профессионального становления...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика.

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

образовательный процесс, педагогическая практика, студент, учебный процесс, учебное заведение, ходя практики, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, США, государственный экзамен.

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к организации профессионально-педагогической деятельности, являются социальные практики.

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

Студенты учебного заведения ежегодно проходят практику по профилю специальности на предприятиях и в организациях своего города.

По итогам практики по профилю специальности рекомендуется проводить научно-практические конференции.

Технология организации педагогической практики

Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике. Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Культурные образовательные практики — эффективное...

Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников. Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки» г. Тольятти (Самарская обл.).

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

производственная практика, студент, колледж, практик, самостоятельная профессиональная работа, профессиональная деятельность, баз практики, отчетная документация, вид работ, теоретическое обучение.

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая...

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего...

Роль практики в формировании профессионального становления...

В этой связи педагогический процесс в вузе рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает педагогическая практика.

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

образовательный процесс, педагогическая практика, студент, учебный процесс, учебное заведение, ходя практики, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, США, государственный экзамен.

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к организации профессионально-педагогической деятельности, являются социальные практики.

Технология организации педагогической практики

Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике. Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики.

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период...

Студенты учебного заведения ежегодно проходят практику по профилю специальности на предприятиях и в организациях своего города.

По итогам практики по профилю специальности рекомендуется проводить научно-практические конференции.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Культурные образовательные практики — эффективное...

Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников. Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель. АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки» г. Тольятти (Самарская обл.).

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

производственная практика, студент, колледж, практик, самостоятельная профессиональная работа, профессиональная деятельность, баз практики, отчетная документация, вид работ, теоретическое обучение.

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая...

Продумывая организацию учебной и производственной практик по данной специальности, кафедра остановилась на варианте

В соответствии с Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего...

Задать вопрос