Основные этапы развития недропользования в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.06.2015

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Мураталиева, Р. А. Основные этапы развития недропользования в Республике Казахстан / Р. А. Мураталиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20046/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова:недропользование, нефть и газ.

 

Недропользование, в частности нефтегазовая отрасль является базовой, мощно развивающейся структурой в экономическом секторе не только Казахстана, но и большинства стран мира, а также мировой хозяйственной системе в целом.

Темпы развития недропользования во многом характеризуют основные тренды мировой экономики. Торговые операции с недрами, т. е. нефтью, газом и металлами играют важную роль в мировом товарообороте. Формирование и развитие этой отрасли обозначили целую, отдельную эпоху в ХХ веке, в которой пересеклись экономические, финансовые, политические, национальные, а также религиозные интересы почти многих стран мира. Борьба за ценными источниками нефти, газа, черных и цветных металлов лежит в основе государственных политик индустриально развитых стран мира.

С приобретением Казахстана в 1991 году независимости и суверенитета, а так же со становлением рыночных отношений стала возникать необходимость в создании новой, совершенно иной политики применения потенциала минерально-сырьевого комплекса страны. В результате проведённых политических и правовых реформ, формирования новых экономических и финансовых фондов, банков, организаций и компаний была создана наиболее совершенная и новая система использования минерально-сырьевого комплекса и развития на ее основе высокотехнологичной отрасли.

Изданная либеральная законодательная база, политическая устойчивость, огромный объем собранной и проверенной геологической информации дало возможность создать в нашей стране приятный климат для инвестиций. В первые годы становления суверенитета и независимости все это содействовало привлечению в страну значимые международные инвестиции, и созданию важных контрактов на недропользование с инвесторами на участках недр, богатых нефтью, газом, углем, а также другими видами минерального сырья.

Весь этот этап становления характеризовался так же и активным законотворческим процессом. Были приняты и изданы ряды новых и важных законодательных актов, способствовавшие урегулированию отношений в сфере недропользования.

Таким образом, от 30 мая 1992 года был принят Кодекс Республики Казахстан «О недрах и переработке минерального сырья». По Кодексу предусматривается возможность предоставления недр не только казахстанским хозяйствующим субъектам, а также и предприятиям с иностранным участием, и иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии. [1] По кодексу недра предоставлялись указанным субъектам на основе договора на пользование недрами, в которых предусматривались:

-          сроки и условия пользования недрами;

-          экологические требования;

-          квоты на годовой объём используемых полезных ископаемых;

-          сроки платы и размеры платежей за пользование недрами;

-          меры по охране недр;

-          особые условия к применяемой технологии;

-          предоставляемые льготы и т. д. [1]

В дальнейшем, в течении нескольких лет, Кабинет Министров Республики Казахстан своими постановлениями утверждает и принимает ряд подзаконных актов:

-          от 29 июля 1992 года — «Положение о государственном контроле за охраной и пользованием недр Республики Казахстан»;

-          от 8 декабря 1992 года — «Положение о порядке реализации (передачи, обмена, продажи) информации о недрах Республики Казахстан»;

-          от 14 марта 1994 года — «Положение об особенностях управления объектами государственной собственности занятыми разработкой месторождений полезных ископаемых — недр, а также техногенных месторождений;

-          от 13 апреля 1994 года — Постановление «О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях». [1]

Также 5 апреля 1994 года Президентом РК был принят Указ «О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологического изучения и добычи полезных ископаемых». [1]

Особенно важным является то, что в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года было прописано на законодательном уровне положение о том, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности». [1]

Разумнее сказать, что эти правовые акты дали новый и «свежий глоток» развитию права о недрах и недропользовании в стране, а также помогли в создании более приятного климата для международных инвесторов, вложивших и инвестировавших свой капитал в освоение и разведку богатых недр Казахстана.

В период парламентского и правительственного кризиса в 1995–1996 годах, Президент РК Н. А. Назарбаев, осознавая всю важность развития недропользования и руководствуясь предоставленными ему полномочиями, издал ряд Указов, которые имеют силу закона, а также они явились фундаментом правовой базы для регулирования отношений в сфере недропользования в новых рыночных условиях. Это Указы:

-          от 17 апреля 1995 года «О лицензировании»,

-          от 28 июня 1995 года «О нефти»,

-          от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании»,

-          от 24 апреля 1995 года «О налогах и иных обязательных платежах в бюджет» и другие. [1]

Они были дополнены и получили статус законов страны, так же в последующем было принято ряд других законодательных, правительственных и ведомственных правовых актов, которые регулируют не простые отношения в сфере недропользования.

Так же Правительством РК были приняты ряд актов, которые были направлены на более эффективное и системное регулирование отношений в сфере недропользования, были утверждены:

-          от 18 июня 1996 года «Единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений в Республике Казахстан»;

-          от 21 июля 1999 года «Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа и подземных вод в Республике Казахстан»;

-          от 21 января 2000 года «Правила предоставления права недропользования в Республике Казахстан»;

-           от 26 декабря 2001 года «Правила проведения налоговой экспертизы контрактов на недропользование» и другие. [1]

Исходя из вышесказанного, можно выразить что, практически в течении десяти лет, был создан надежный фундамент для дальнейшего системного развития права о недрах и недропользовании, позволивший поднять на новый уровень степень общественных отношений, складывающихся в сфере освоения недр и привлечения инвестиций в эту отрасль экономики.

Таким образом, на сегодняшний день есть объективные предпосылки перейти к следующему этапу развития права о недрах и недропользовании, который отвечал бы новым реалиям устойчивого развития государства и рыночной экономики.

Для развития нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 –2014 годы была разработана Программа Развития в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года. Необходимость этой Программы была обусловлена стабильным укреплением роли нефтегазовой отрасли в экономике Казахстана. [2]

Сектор недропользования в экономике Казахстана является одной из наиболее динамично развивающейся отраслью. Недропользование, в частности нефтегазовая отрасль обеспечивают значительную часть национального валового продукта, бюджетного дохода и валютного поступления в страну. Нефтегазовая отрасль оказывает значимое воздействие на социально-экономическое развитие страны и ее отдельных регионов, по сути, является локомотивом для всей экономики государства, способствует развитию других отраслей экономики. С работой предприятий нефтегазового комплекса связано претворение в жизнь более важных социальных программ в масштабах регионов и всего государства. [2]

Нефтегазоносные районы республики, на которых расположено 172 нефтяных и 42 конденсатных месторождения (в том числе, более 80 разрабатываются), занимают площадь около 62 % территории Казахстана. Основные запасы нефти в сконцентрированы в 15 крупнейших месторождениях — Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское, Чинаревское. [3]

Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Мангистауская области. При этом примерно 70 % запасов углеводородов сконцентрировано на западе Казахстана. Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область, на территории которой открыто более 75 месторождений с запасами промышленных категорий 930 млн. тонн. [3]

Свыше 15 месторождений углеводородов находятся на территории Западно-Казахстанской области. Еще одним перспективным регионом нефтегазового потенциала — Актюбинская область. Здесь открыто около 25 месторождений. [3]

Казахстан располагает так же и солидными запасами газа (третье место в СНГ после России и Туркменистана), сопоставимыми с Кувейтом и Ливией, а также возможностью их эксплуатации в течение более 60 лет. [3]

Казахстанская газодобыча преимущественно связана с попутным газом, который в основном либо сжигается, либо его повторно закачивают в пласт для поддержания высокого давления с целью повышения извлечения углеводородов из пласта. Такой подход препятствовал росту газодобычи на протяжении 1998–2003 годов, а его производство не превышало уровня, достаточного для удовлетворения внутреннего потребления. Однако в 2004 г. казахстанское правительство приняло меры, направленные на уменьшение сжигания попутного газа в факелах. В результате только в 2004 г. добыча газа почти удвоилась по сравнению с показателями 2003 г. и с тех пор продолжает расти.

Анализируя деятельность недропользователей углеводородного сырья, можно сказать, что она позитивно сказывается на социально-экономическом развитии Казахстана. В общей сложности начиная с 1996 г. на поддержку социальной сферы и местной инфраструктуры ими было направлено 1809,8 млн. долл. (при этом в 2009 г. наблюдался рост в 12 раз по сравнению с 1996 г.), а на обучение казахстанских специалистов — 644 млн. долл. (рост в 27 раз). За этот период численность работающего персонала по контрактам увеличилась с 30 тыс. почти до 55 тыс. человек. Общая сумма налогов и платежей, поступивших в бюджет страны, от недропользователей к 2012 году составила 59424,9 млн. долл., в том числе по налогу на добычу (НДПИ) — 15336,2 млн. долл. [3]

Будущее нефтегазодобывающей отрасли нашей страны в основном связано с Казахстанским сектором Каспийского моря. Государственная программа его освоения, принятая в 2003 году, охватывает весь комплекс поэтапных мероприятий по недропользованию, привлечению инвестиций, развитию социальных программ в регионах и местной инфраструктуры, эффективному освоению месторождений с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду, строительства экспортных транспортных маршрутов для нефти и газа и др. [4]

Реализация этой программы позволила увеличить годовую добычу нефти в Каспийском море уже в 2010 г. до 18 млн. тонн, к 2015 г. — до 90 млн. тонн, а начиная с 2015-го обеспечит ежегодный уровень нефтедобычи в 100 млн. тонн на протяжении следующих 25 лет. В целом по стране прогноз производства выглядит следующим образом: к концу 2010 года было добыто порядка 100–110 млн. тонн нефти и 45–50 млрд. кубометра газа, а к 2015 году — около 120–150 млн. тонн нефти и более 60 млрд. кубометра газа. [4]

Учитывая существующий мировой дисбаланс между уровнем добычи и потребления нефти, Казахстан, имеет хорошие потенциальные возможности ежегодно наращивать объемы своей нефтедобычи и, соответственно, экспорта углеводородного сырья на мировые рынки. Вместе с тем рост экспорта не должен обусловливать снижение внутреннего потребления топливных ресурсов, так как отечественные нефтеперерабатывающие заводы (например, Павлодарский НПЗ и частично Шымкентский НПЗ), которые сегодня работают с западносибирской нефтью из России, могут перерабатывать и наше собственное сырье. При этом необходимо постоянно совершенствовать систему административного регулирования национального рынка нефтепродуктов.

 

Литература:

 

1.      Законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.

2.      Программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010–2014 годы — 2010 г.

3.      Парамонов В., Строков А., Столповский О. // Нефтегазовые состояние Казахстана. — 2010 г. — № 16, стр. 5, г. Алматы.

4.      Смирнов С. Кувшин, полный нефти // Эксперт Казахстан. — 2010 г. — № 12, стр. 15, г. Алматы.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, нефтегазовая отрасль, сфера недропользования, недра, недропользование, внутреннее потребление, геологическое изучение, государственная программа, государственная собственность, местная инфраструктура.


Ключевые слова

недропользование, нефть и газ., нефть и газ

Похожие статьи

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Государственный контроль и надзор в сфере недропользования как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности использования недр. Задачами государственного надзора за геологическим изучением...

Отдельные проблемы правового механизма регулирования...

Итак, проведенный анализ показал, что важнейшими проблемами в сфере недропользования Красноярского края являются минерально-сырьевая безопасность и воспроизводство недр при геологическом изучении, разработке и добыче полезных ископаемых.

Актуальные проблемы ответственности за нарушение...

Обязанности недропользователей определены статьей 76 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» [3].

Таким образом уголовная ответственность в сфере недропользования, на наш взгляд, недостаточно суровая, непропорциональна причиняемому...

К вопросу улучшения инвестиционного климата...

Главным приоритетом в этом направлении, для правительства Казахстана, сегодня является модернизация государственного управления в сфере недропользования. В число первоочередных мер входят

Проблемы и пути повышения эффективности развития...

Недропользование.

роль, ресурс, ремонт, рабочее время, работа, простой, отрасль промышленности, оборудование, нефтегазовый комплекс, межремонтный период

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного...

Проблемы правового регулирования разделения участка недр...

Мной проанализировано действующее законодательство в сфере недропользования, лесное, земельное законодательство на предмет возможности разделения участка недр, предоставленного в

процессом геологического изучения и использования недр.

Особенности предпринимательской деятельности в сфере...

Это касается субъектов, которые получают право пользования недрами и реализуют его, то есть осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере недропользования.

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования.

Правовое регулирование разработки и добычи полезных...

Большая часть функций по управлению в сфере использования недр возлагаются на Федеральное агентство по недропользованию. Однако, у Роснедр нет функции по осуществлению государственного надзора...

Ключевые слова: недропользование, государственные нужды...

Но проблема состоит в том, что государственные органы в сфере регулирования отношений недропользования чаще всего предоставляют право геологического изучения недр самим недропользователям на основе Закона «О недрах»...

Похожие статьи

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Государственный контроль и надзор в сфере недропользования как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности использования недр. Задачами государственного надзора за геологическим изучением...

Отдельные проблемы правового механизма регулирования...

Итак, проведенный анализ показал, что важнейшими проблемами в сфере недропользования Красноярского края являются минерально-сырьевая безопасность и воспроизводство недр при геологическом изучении, разработке и добыче полезных ископаемых.

Актуальные проблемы ответственности за нарушение...

Обязанности недропользователей определены статьей 76 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» [3].

Таким образом уголовная ответственность в сфере недропользования, на наш взгляд, недостаточно суровая, непропорциональна причиняемому...

К вопросу улучшения инвестиционного климата...

Главным приоритетом в этом направлении, для правительства Казахстана, сегодня является модернизация государственного управления в сфере недропользования. В число первоочередных мер входят

Проблемы и пути повышения эффективности развития...

Недропользование.

роль, ресурс, ремонт, рабочее время, работа, простой, отрасль промышленности, оборудование, нефтегазовый комплекс, межремонтный период

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного...

Проблемы правового регулирования разделения участка недр...

Мной проанализировано действующее законодательство в сфере недропользования, лесное, земельное законодательство на предмет возможности разделения участка недр, предоставленного в

процессом геологического изучения и использования недр.

Особенности предпринимательской деятельности в сфере...

Это касается субъектов, которые получают право пользования недрами и реализуют его, то есть осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере недропользования.

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования.

Правовое регулирование разработки и добычи полезных...

Большая часть функций по управлению в сфере использования недр возлагаются на Федеральное агентство по недропользованию. Однако, у Роснедр нет функции по осуществлению государственного надзора...

Ключевые слова: недропользование, государственные нужды...

Но проблема состоит в том, что государственные органы в сфере регулирования отношений недропользования чаще всего предоставляют право геологического изучения недр самим недропользователям на основе Закона «О недрах»...

Задать вопрос