Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 19778 раз

Библиографическое описание:

Глущенко, Я. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 20.04.2024).

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога.

Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов.

Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой.

Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:

-        экономическая безграмотность налогоплательщиков;

-        менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;

-        недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.

Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется.

При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль.

Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы.

Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:

1.      Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2.      Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3.      Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4.      Растет неэффективность существующих льгот.

5.      Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

6.      За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7.      В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.

В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.

Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей.

При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году.

При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы.

Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга.

Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма.

Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

 

Литература:

 

1.                  Абрамов А. П. Совершенствование налогообложения [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета.- 2006.- Т. 309, № 5. — С. 175–180.

2.                  Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013.- 314 с.

3.                  Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России [Электронный ресурс] // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. — С. 93–98.

Основные термины (генерируются автоматически): российская налоговая система, налог, прибыль организаций, эффективность налогообложения, добавленная стоимость, доход, консолидированная группа налогоплательщиков, налоговая система, федеральный бюджет, Российская Федерация.


Похожие статьи

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой...

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, налоговая система, налог, РФ, консолидированный бюджет РФ, процент, таблица...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги)...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль...

Налог на прибыль является одним из основных федеральных налогов, основной прямой налог на юридических лиц.

Рис. 1. Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, индивидуальный предприниматель...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой...

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, налоговая система, налог, РФ, консолидированный бюджет РФ, процент, таблица...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги)...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль...

Налог на прибыль является одним из основных федеральных налогов, основной прямой налог на юридических лиц.

Рис. 1. Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, индивидуальный предприниматель...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Похожие статьи

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой...

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, налоговая система, налог, РФ, консолидированный бюджет РФ, процент, таблица...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги)...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль...

Налог на прибыль является одним из основных федеральных налогов, основной прямой налог на юридических лиц.

Рис. 1. Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, индивидуальный предприниматель...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой...

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, налоговая система, налог, РФ, консолидированный бюджет РФ, процент, таблица...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Роль НДС в формировании доходной части федерального...

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги)...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Эконометрическое моделирование доли налога на прибыль...

Налог на прибыль является одним из основных федеральных налогов, основной прямой налог на юридических лиц.

Рис. 1. Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, индивидуальный предприниматель...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Задать вопрос