Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Сотрудничество и кооперация в электронном образовательном пространстве / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1375-1378. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19872/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматриваются принципы обучения в сотрудничестве в электронном образовательном пространстве в системе высшего образования. Технологии Веб 2.0 используются в качестве оптимальной среды для развития навыков сотрудничества и кооперации в групповых проектах.

Ключевые слова: Веб 2.0, кооперация, обучение в сотрудничестве, электронное обучение.

 

Современное открытое информационное общество характеризуется разветвленной системой взаимодействия между людьми и опирается на глобальную информационную среду Интернет. Без Интернета немыслима жизнь современного студента, поэтому навыки работы с информацией уже давно стали базовыми в системе вузовского образования [1]. Жизнь в мире цифровых технологий требует определенных навыков, таких как эффективный поиск информации, критическое мышление, поиск решений для выхода из сложных ситуаций, работа в команде, продуктивное сотрудничество и кооперация.

Что такое работать в сотрудничестве как одна команда? Иногда этот процесс можно рассматривать как простой обмен информацией и ресурсами, но есть здесь и более сложная концепция. Так сотрудничество зависит, в первую очередь, от взаимоотношений внутри команды, которые строятся и поддерживаются участниками. В основе данных отношений лежит необходимость для каждого члена команды действовать соответствующим образом, выполняя собственные обязательства [2]. Достижение командных целей и задач, которые зависят от индивидуальной ответственности каждого члена команды, находится в динамике и коррелируется с тем, как команда понимает суть задания.

Командная динамика, которая характеризуется тем, как команда обменивается идеями, принимает решения и решает конфликты, находится под влиянием состава и иерархии внутри команды. Некоторые команды не имеют особой формы подчинения и отчетности — нет общего лидера, и какого-то одного человека, ответственного за общий успех. Другие команды вовсе не такие демократичные, они имеют явного лидера. Но и в таких командах сотрудничество направлено на достижение согласия путем адаптации, подробного изложения и обсуждения различных точек зрения для выработки плана действий.

Для эффективного сотрудничества в группе члены команды должны стремиться к выполнению следующих условий:

-                   стимулирование к участию и высказыванию своих идей всех членов команды (при доминировании одних и тех же участников эффективность будет снижаться);

-                   нахождение способов получения и применения новых навыков (они придадут гибкости и сделают участников команды разносторонними, способными выполнять более сложные функции в команде);

-                   признание достижений (большинство людей любят похвалу и признание своих заслуг, что стимулирует к дальнейшей работе);

-                   обмен информацией (необходимы механизмы для регулярной обратной связи для гарантии того, что все члены команды работают с актуальной информацией);

-                   обсуждение проблем и своевременный поиск способов разрешения конфликтов (необходим беспристрастный и сдержанный подход).

Современные высшие учебные заведения должны предоставить условия для формирования навыков сотрудничества и работы в команде, используя современные инновационные методы обучения, так как традиционные построены в основном на соперничестве и конкуренции [3]. Поэтому следует сделать акцент на электронном обучении, где есть возможность организации электронного сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве едва ли является новой идеей, люди учатся в группах уже в течение нескольких тысяч лет. Русский психолог Выготский был среди пионеров, исследовавших причинно-следственные связи, которые существуют между социальным взаимодействием и индивидуальным обучением. Пиаже указывал на то, что обучение в сотрудничестве и конструктивное когнитивное развитие идут часто рука об руку. Для американского ученого Брунера обучение всегда активно, а социальный процесс, в рамках которого студенты строят новые идеи и концепции, основывается на современных знаниях. Совсем недавно Лаве и Венгер подчеркнули важность среды, физической и социальной, в которой проходит образовательный процесс. Новые идеи, подчеркивающие важность взаимодействия и сотрудничества, продолжают появляться и находить признание каждый год. В методической литературе описывается также много случаев успешного применения обучения в сотрудничестве в электронной образовательной среде.

Групповая работа является важным компонентом эффективного обучения. Это обусловлено тем, что большую часть жизни люди проводят в малых группах с определенными ролями, обязанностями и целями и вынуждены постоянно взаимодействовать. Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие. Участники обучения в сотрудничестве идут к общей цели сообща, имеют четкое разделение ролей и обязанностей. Они должны коллективно выполнить определенное задание, с опорой на имеющийся опыт и знания каждого участника команды. Предполагается, что многие студенты лучше учатся у других, чем от прямого манипулирования объектами [4]. В результате совместной работы должно быть выработано новое знание, с которым согласны все члены команды.

Участники команды, взаимодействующие друг с другом, имеют разные уровни зависимости друг от друга для достижения целей обучения. Грэхем и Мисанчук предлагают схему, показывающую некоторые варианты взаимозависимости по всему спектру (Рис.1) [5].

Рис. 1 Разные уровни взаимозависимости в обучающей среде

 

В левом конце спектра обучающиеся имеют минимальное участие в совместных мероприятиях и ни о кого не зависят. Такая модель типична для автономной самостоятельной работы в рамках курса или для самообучения. На другом конце спектра весь учебный процесс зависит от совместных взаимодействий. В коллаборативных группах при обучении в сотрудничестве присутствует высокая степень взаимозависимости между членами команды, без которой становится невозможным выполнение учебной задачи. Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована таким образом, чтобы все члены команды могли сделать свой вклад во все аспекты работы группы.

Учебные стратегии, связанные с промежуточным уровнем взаимодействия включают дискуссионные группы и кооперативное обучение. И хотя есть определенная степень взаимозависимости в дискуссионных группах, оценивание студентов происходит исходя из их индивидуального вклада. Кооперативное обучение отличается от обучения в сотрудничестве, как правило, тем, что там действует формула «разделяй и властвуй». Задание делится на части, которые выполняются индивидуально, поэтому элемент сотрудничества присутствует лишь на административном уровне в процессе распределения задания внутри группы.

В контексте электронного обучения сотрудничество и кооперация получили новую окраску. Электронная среда предлагает для обучения коллаборативные сервисы Веб 2.0: блоги, вики, совместные приложения, социальные сети, виртуальные классы и т. д. Одним из ключевых моментов технологии Веб 2.0, представляющих ценность для образования, является совместное создание и использование ресурсов, т. е. коллективные формы деятельности, реализуемые через групповую работу в сообществах.

Можно выделить основные принципы, заложенные в технологии Веб 2.0 и имеющие перспективы для продуктивного сотрудничества студентов:

-                   дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью;

-                   постоянное обновление и креативность;

-                   свобода выбора участия или неучастия

-                   связь через синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Используя электронные средства коммуникации, студенты активно включаются в групповую работу над совместными проектами. Члены команды могут быть отдалены друг от друга географически, но по-прежнему могут взаимодействовать. Средства синхронной коммуникации, такие как чаты и службы мгновенной передачи сообщений требуют одновременного нахождения участников группы в сети. Но если команда не может договориться о едином времени общения, понадобятся асинхронные средства коммуникации — форумы и электронная почта. Таким образом, студенты не изолированы друг от друга и могут работать вместе дистанционно.

С дидактической стороны в Веб 2.0 наиболее интересны и эффективны образовательные ресурсы, ориентированные на создание студентами собственного продукта. Например, использование вики-страниц позволяет преподавателю организовать проектную работу с наглядной демонстрацией результатов, обеспечить автономность и самостоятельность студентов, развивать их креативность и инициативу, стимулировать поисковую деятельность, используя аутентичную информацию.

В качестве виртуального пространства для сотрудничества может использоваться также блог. Студенты могут самостоятельно публиковать информацию в совместных блогах или на специально созданных для этого сайтах, они могут комментировать и оценивать содержание сайтов и блогов других пользователей.

Популярный инструмент для сотрудничества представлен корпорацией Google. Он называется Google Docs и включает в себя текстовый и табличный редактор и службу разработки презентаций. Google Docs обеспечивает общий доступ к документам, поэтому может использоваться для совместной групповой работы.

Сложившийся зарубежный и отечественный опыт использования кооперативного обучения и обучения через сотрудничество позволяет сделать вывод о том, что работа в команде над совместными проектами делает студентов активными участниками образовательного процесса. Использование технологий электронного обучения улучшает взаимодействие в группах, и тем самым, повышает эффективность электронного обучения.

 

Литература:

 

1.                  Логинова А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 805–809

2.                  Pierce J. Team collaboration. Using Microsoft Office for more effective team work. — 2012. Microsoft Press.

3.                  Морзе Н. В., Варченко-Троценко Л. А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2.0 // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 637–649.

4.                  Логинова А. В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 976–979

5.                  Graham C. R., Misanchuk M. Computer-mediated learning groups: Benefits and challenges to using groupwork in online learning environments //Online collaborative learning: Theory and practice. — 2004. — Т. 1. — №. 8. — С. 1–202.

Основные термины (генерируются автоматически): член команды, сотрудничество, электронное обучение, команда, группа, групповая работа, кооперативное обучение, обучение, участник команды, образовательный процесс.


Похожие статьи

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития...

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) используется главным образом для того, чтобы обеспечить для каждого ученика

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого её...

Использование групповых методов обучения на уроках

Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает для себя тех или иных результатов. Значит, главной проблемой является вопрос об организации групповых форм обучения.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

групповая работа, кооперативная деятельность, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, ребенок, функция, механизм реализации...

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Групповая форма организации учебного сотрудничества — это

По команде «Обсуждаем» «ученики» читают пример и решают его.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, ребенок, пар, группа, дошкольная подготовка, работа, ученик.

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

группа, метод проектов, иностранный язык, сотрудничество, ученик, работа, вариант обучения, возможность, член группы, исследовательский поиск.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Интерактивное обучение-это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности.

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

Это понятие обозначает процесс и механизм, помогающий образованию команды.

– сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях

– перевести мышление сотрудников из состояния конкуренции к сотрудничеству

Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин...

Командная работа возможна при включении в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, среди которых выделяются командные и групповые методы обучения [2].

Похожие статьи

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития...

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) используется главным образом для того, чтобы обеспечить для каждого ученика

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого её...

Использование групповых методов обучения на уроках

Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает для себя тех или иных результатов. Значит, главной проблемой является вопрос об организации групповых форм обучения.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

групповая работа, кооперативная деятельность, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, ребенок, функция, механизм реализации...

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Групповая форма организации учебного сотрудничества — это

По команде «Обсуждаем» «ученики» читают пример и решают его.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, ребенок, пар, группа, дошкольная подготовка, работа, ученик.

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

группа, метод проектов, иностранный язык, сотрудничество, ученик, работа, вариант обучения, возможность, член группы, исследовательский поиск.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Интерактивное обучение-это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности.

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

Это понятие обозначает процесс и механизм, помогающий образованию команды.

– сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях

– перевести мышление сотрудников из состояния конкуренции к сотрудничеству

Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин...

Командная работа возможна при включении в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, среди которых выделяются командные и групповые методы обучения [2].

Задать вопрос