Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 5747 раз

Библиографическое описание:

Исмоилова, М. А. Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой) / М. А. Исмоилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1609-1611. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19677/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

 

Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все эти понятия настолько тесно переплелись, что представить их в разрозненном состоянии практически невозможно. Если говорить о человеке как о неотделимой части природы, то и в его формировании как личности роль общества велика.

Лирика, являясь продуктом взаимосвязи природы и общества, нежнейшей трелью соловья затрагивает самые сокровенные уголки души человека. И появляется вопрос: о чем она? Взаимосвязь человека и природы вопрос не столько философский, сколько экологический, эстетический и этический. Этот последний приближает проблему к художественной литературе, в частности, поэзии. Человек сам часть природы и живет в стихии природы. «Когда творческая личность начинает творить свои произведения, она вдохновляется природными явлениями, получает импульс от их чарующих красот, но здесь все — таки первенствует душа и дух творческой личности, ибо и объект соответствующей поэзии, есть бесконечное царство духа», [1] — писал Гегель. Здесь же он подчеркивает, что «подлинный предмет поэзии составляют не солнце, не горы, не лес, не пейзаж и не внешний облик человека, кровь, нервы, мускулы, а духовные интересы…. Поэтому весь этот круг только в той мере входит в поэзию, в какой дух обнаруживает в них стимул или материал для своей деятельности…». Естественно, что все это индивидуально и зависит от художника, его мастерства, его видения мира. «Человек, будучи неотделимой частью природы, независимо от своих желаний, живет во взаимосвязи с ней. В пейзажной лирике герой, восхищаясь красотой природы, ее богатством, разнообразием и мощью, передает всю эту гамму чувств».

Если обратиться к классической литературе, то можно пронаблюдать что явления природы, либо какие — то ее детали, либо сравнения, либо символы были использованы в пейзажной лирике для воссоздания душевных переживаний героя. Общеизвестно, что природа каждого края индивидуальна, своеобразна. Ее воздействие на поэта и его творения мы решили проследить на творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой (1889–1966) и народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1997). Следует отметить, что судьбы этих двух великих женщин объединяет горечь разлуки, тоска по любимому. И естественно, что это отразилось на творчестве.

Сила поэзии Анны Ахматовой, прежде всего в том, что перед читателем воспроизводятся картины природы и все, что связано с ней. Но если добраться до самой сути, то можно наблюдать как в действительности силы природы и все, что связано с ними, находят полную гармонию с внутренними переживаниями героев. Например, в ее поэзии часто встречаются образы осени, зимы, весны, неба, солнца, луны, звезд, рассвета, ночи, сада, полей, снега, деревьев, льда, холода, мороза, птиц и т. д.

Возьмем для примера следующее стихотворение поэтессы:

Память о солнце в сердце слабеет,

Желтеет трава.

Ветер снежинками ранними веет,

Едва — едва.

В узких каналах уже не струится, стынет вода.

Здесь никогда ничего не случиться,

О, никогда!

Ива на небе пустом распластала

Ветер сквозной.

Может быть, лучше что я не стала

Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? Тьма?

Может быть!... За ночь придти успеет Зима.

(Анализ стихотворения Анны Ахматовой проведен на узбекском переводе)

 

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только дважды делает намек на то, что в сердце героя господствует осень. В первый раз мы это ощущаем, когда поэтесса говорит о памяти, где солнце слабеет. Образ солнца не олицетворяет физическое явление, распространяющее вокруг свет, а напротив — оно стынет. А это значит, что в душе поэта также происходит угасание чувств. Во второй строке «трава желтеет» душа сравнивается с полем, где жизнь постепенно угасает, она сродни природе, где трава желтеет неумолимо. Обычно в лирике желтый цвет олицетворяет лицо, пожелтевшее от горя и глубоких переживаний. «Угасли красные оттенки, остались на лице шафрановые краски…» (А.Навои «Чудеса молодости», — 394 с.). А.Ахматова для полного раскрытия этого качества, углубляя его значение использует его как символ души.

Следующие строки стихотворения еще больше обостряют это состояние: не только снег, но и ветер, бушующий в сердце, обещает сильный буран. Очевиден вопрос: откуда, в только, что пожелтевшей душе снег? Мы уже отмечали, что речь идет о последних днях осени. Поэтесса употребляет сочетание «первый снег». Наступает зима. Переживания души идут в унисон с погодными условиями. Небо заволакивают тучи. Это намек, что весь внутренний мир героя обволакивается темными предчувствиями. Речка покрылась льдом, заглохли песни птиц, оголились деревья. Все говорит об омертвелой душе. Следующие слова: «Может быть лучше, что я не стала Вашей женой» проясняют, что увядание природы — это не столько относится к осеннему пейзажу, сколько к внутреннему состоянию героя. С самого начала стих навевает тоску. Но внутри этой грусти пробивается маленький лучик надежды — света. Лирический герой старается успокоить себя тем, что «не стала вашей женой». То есть, говоря словами Миркарима Осима «ищет луч света во тьме». За следующей строкой повторяется первая, и взволнованный голос поэтессы восклицает: «Что это? Тьма?» Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски, разлуки, грусти. Это наблюдается во многих стихотворениях поэтессы. Как отмечает поэт Хуршид Даврон: «В ее характере в состоянии покоя скрыты волны сильной бури» Действительно, какое бы стихотворение Ахматовой мы не читали нас, окутывает грусть, покой и тишина. Но в какое — то мгновение нас пронзает мысль, возбуждающая сердце. Словно это именно та буря, о которой говорил Х.Даврон.

Обратимся к поэзии узбекской поэтессы Зульфии. При чтении ее стихов нас одолевает страсть и сила. Появляется чувство борьбы и сопереживания. За этим кроется едва уловимое чувство грусти и печали. В творчестве этих двух великих женщин можно найти общность, схожесть в описании природы, времен года, рассвета, дня, вечера.

Остановимся на вопросе о роли природы в творчестве Зульфии. В отличие от Анны Ахматовой в ее поэзии времена года описываются последовательно, в приподнятом настроении. Например, проанализируем следующий отрывок из ее стихотворения «Твой рассвет»:

На снегу гарцует январь,

На снегу серебро луны.

Ты спишь, на твоем широком лбу

Сверкает улыбка судьбы

Ты спишь, январский мороз

В ход пустил умелые руки

Приветствуя тебя, на окне

Нарисовал нежнейшие нарциссы.

 

Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение счастьем. Если в поэзии Анна Ахматова олицетворяются грусть (Сердце мучает разлука, печаль и снег всю зиму давил тяжестью большой), а в поэзии Зульфии снег — это символ чистоты и надежды. Цветок, нарисованный январским морозом на окне, говорит о светлом мировидении поэтессы. Увидеть в лютом морозе нечто удивительно прекрасное — это талант.

В стихотворении поэтессы «Разлука» она описывает осенний холодный вечер. Название — разлука, объект изображения — осень, тема — разлука с любимым. Но лирический герой горд как созданный им образ. Он верит, после разлуки будет встреча, что у лютой зимы есть жаркое лето. Это стихотворение было написано в 1942 году, и для женщин, проводивших на войну мужей, оно было большой опорой. «Тает снег» — это стихотворение из пейзажной лирики. В стихотворении «Золотая осень» воспеваются и золотые дни. Лирический герой, признаваясь в любви к осени дает пояснение этому великому чувству. Поэта привлекают и дождливый вечер, и солнечное утро, бархатная природа, разноцветная одежда деревьев, покрытые золотом сады, желтеющая трава, переливы серебряного хлопчатника, танцы белых журавлей. Несмотря на то что в поэзии не только А.Ахматовой но и других талантливых писателей осень олицетворяет увядание, безверие. В поэзии Зульфии — это время года изображается совершенно по-другому. Она писала:

Я не смотрю печально-

В душе моей весна,

И не устаю глядеть

На желтую листву…

 

«Стремление к свету — это самое большое желание сильной личности и литературные герои так же используют этот источник» — отмечает литературовед Улугбек Хамдам. Или вспомним слова поэта Миртимира: «Свет для глаз моих, свет для слов моих, душе своей прощу с рассвета…»

В большинстве своих произведениях Зульфия придерживается этой тенденции, но из всего вышеуказанного не надо делать скоротечных выводов, что поэзия Анны Ахматовой соткана из духа пессимизма. В ее поэзии невидимая луна проливает лучи надежды, это чувствуется в каждом душевном переживании поэтессы:

Например, в стихотворениях, где центральным объектом является сердце:

«Да ты очень устало,

Мою душу пронзила печаль

Знаешь я читала –

Душа не умирает никогда»

 

Обе поэтессы умели передать самые тонкие душевные переживания в соответствии с природой.

 

Литература:

 

1.      Гегель В. П. Эстетика. В 4-х, Т. 1, — М., 1971. — С. 355.

2.      Навои А. «Чудеса молодости», — 394 с.

3.      Зульфия. «Твой рассвет».

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, ваша жена, пейзажная лирика, поэзия, снег, стихотворение поэтессы, Душ, осень, поэтесса, творческая личность.


Ключевые слова

природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь., скорбь

Похожие статьи

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску, предчувствие близкой смерти.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску, предчувствие близкой смерти.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой. Автор: Ощепкова Анастасия Андреевна.

В стихотворении «Я открою окно, а там нет никого…» поэтесса раскрывает образ одинокой девушки.

Именно ночью лирическая героиня созерцает звезды и луну, являющих...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой. Автор: Ощепкова Анастасия Андреевна.

В стихотворении «Я открою окно, а там нет никого…» поэтесса раскрывает образ одинокой девушки.

Именно ночью лирическая героиня созерцает звезды и луну, являющих...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

Ключевые слова: лирика, контекст, историческая эпоха, биографический автор, лирический герой.

Осень 1917, Петербург (1). Конечно, в этом стихотворении лирическая героиня — сама А. Ахматова, через поэзию громко заявившая о том, что не собирается покидать Родину...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

Ключевые слова: лирика, контекст, историческая эпоха, биографический автор, лирический герой.

Осень 1917, Петербург (1). Конечно, в этом стихотворении лирическая героиня — сама А. Ахматова, через поэзию громко заявившая о том, что не собирается покидать Родину...

Садово-парковый топос в лирическом творчестве...

В стихотворении «Первый снег» (1819), явившемся ярким образцом описательной лирики Вяземского, пейзаж увядания

Мир лирического героя – это мир детства и юности, место, где перед ним открылась «жизнь сердца» и поэзия, здесь покоится «пепел лет, друзей и благ».

Садово-парковый топос в лирическом творчестве...

В стихотворении «Первый снег» (1819), явившемся ярким образцом описательной лирики Вяземского, пейзаж увядания

Мир лирического героя – это мир детства и юности, место, где перед ним открылась «жизнь сердца» и поэзия, здесь покоится «пепел лет, друзей и благ».

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

[3, с. 317] Герой и стихия находятся в отношениях конфронтации, его душа не созвучна морю, как ему созвучна, например, душа лирического героя А. С. Пушкина...

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

[3, с. 317] Герой и стихия находятся в отношениях конфронтации, его душа не созвучна морю, как ему созвучна, например, душа лирического героя А. С. Пушкина...

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и

Армянская поэзия в творческом наследии Михаила Дудина. Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств. Пейзажная поэзия Н. Е...

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и

Армянская поэзия в творческом наследии Михаила Дудина. Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств. Пейзажная поэзия Н. Е...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Используя образ снега, поэтесса проводит параллель между окончанием жизни человека и зимой, как

В стихотворении «Я потеряла веру…» белый цвет символизирует чистую душу

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Используя образ снега, поэтесса проводит параллель между окончанием жизни человека и зимой, как

В стихотворении «Я потеряла веру…» белый цвет символизирует чистую душу

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, стихотворение, лирический герой, цикл стихотворений, окружающий мир, время, женщина, любовь, творчество.

Ваш вопрос. Отправить.

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, стихотворение, лирический герой, цикл стихотворений, окружающий мир, время, женщина, любовь, творчество.

Ваш вопрос. Отправить.

Похожие статьи

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску, предчувствие близкой смерти.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

Очень часто в своих пейзажных стихотворениях пролетарские поэты высказывают свою тоску, предчувствие близкой смерти.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой. Автор: Ощепкова Анастасия Андреевна.

В стихотворении «Я открою окно, а там нет никого…» поэтесса раскрывает образ одинокой девушки.

Именно ночью лирическая героиня созерцает звезды и луну, являющих...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой. Автор: Ощепкова Анастасия Андреевна.

В стихотворении «Я открою окно, а там нет никого…» поэтесса раскрывает образ одинокой девушки.

Именно ночью лирическая героиня созерцает звезды и луну, являющих...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

Ключевые слова: лирика, контекст, историческая эпоха, биографический автор, лирический герой.

Осень 1917, Петербург (1). Конечно, в этом стихотворении лирическая героиня — сама А. Ахматова, через поэзию громко заявившая о том, что не собирается покидать Родину...

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

Ключевые слова: лирика, контекст, историческая эпоха, биографический автор, лирический герой.

Осень 1917, Петербург (1). Конечно, в этом стихотворении лирическая героиня — сама А. Ахматова, через поэзию громко заявившая о том, что не собирается покидать Родину...

Садово-парковый топос в лирическом творчестве...

В стихотворении «Первый снег» (1819), явившемся ярким образцом описательной лирики Вяземского, пейзаж увядания

Мир лирического героя – это мир детства и юности, место, где перед ним открылась «жизнь сердца» и поэзия, здесь покоится «пепел лет, друзей и благ».

Садово-парковый топос в лирическом творчестве...

В стихотворении «Первый снег» (1819), явившемся ярким образцом описательной лирики Вяземского, пейзаж увядания

Мир лирического героя – это мир детства и юности, место, где перед ним открылась «жизнь сердца» и поэзия, здесь покоится «пепел лет, друзей и благ».

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале...

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

[3, с. 317] Герой и стихия находятся в отношениях конфронтации, его душа не созвучна морю, как ему созвучна, например, душа лирического героя А. С. Пушкина...

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

[3, с. 317] Герой и стихия находятся в отношениях конфронтации, его душа не созвучна морю, как ему созвучна, например, душа лирического героя А. С. Пушкина...

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и

Армянская поэзия в творческом наследии Михаила Дудина. Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств. Пейзажная поэзия Н. Е...

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и

Армянская поэзия в творческом наследии Михаила Дудина. Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств. Пейзажная поэзия Н. Е...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Используя образ снега, поэтесса проводит параллель между окончанием жизни человека и зимой, как

В стихотворении «Я потеряла веру…» белый цвет символизирует чистую душу

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Используя образ снега, поэтесса проводит параллель между окончанием жизни человека и зимой, как

В стихотворении «Я потеряла веру…» белый цвет символизирует чистую душу

В первой части лирическая героиня объясняет, почему она обращается к Богу, во второй - мы...

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, стихотворение, лирический герой, цикл стихотворений, окружающий мир, время, женщина, любовь, творчество.

Ваш вопрос. Отправить.

Архетипы анимы и тени в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, стихотворение, лирический герой, цикл стихотворений, окружающий мир, время, женщина, любовь, творчество.

Ваш вопрос. Отправить.

Задать вопрос