Определение диагностических целей и задач при разработке педагогических тестов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Атоев, Э. Х. Определение диагностических целей и задач при разработке педагогических тестов / Э. Х. Атоев, Ш. М. Савриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1265-1266. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19666/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

 

Начальным этапом разработки педагогических тестов является определение диагностических целей и задач.

Цели диагностики могут быть связаны с проверками: а) знания научных фактов, ключевых понятий и основных законов предмета, т. е. выявление базового уровня знаний; б) объема знаний, умений и навыков по отдельным темам; в) знаний и умений относительно самостоятельного раздела курса; г) знания ключевых разделов учебного курса на этапах рубежного и итогового контроля диагностируются «сквозные» учебные умения и навыки например, графические, расчетно-математические, аналитические, аналитико-синтетические и т. п. [1.2].

В случаях (а, б) тест будет включать близкие по содержанию, характеру задания и будет относительно однородный, т. е. гомогенный. А в случаях (в, г) труднее конструировать эффективный и надежный тест, резко возрастает объем работ по его стандартизации. Тесты (батареи тестов) такого типа обычно бывают гетерогенными (неоднородными по составу), т. к. содержат тестовые задания различного характера и уровня сложности т. е. теоретические и прикладные вопросы, умение выделить характерные признаки, расчетные задачи без готовых ответов, а также требующие от обследуемого конструирование ответа [3].

Цели диагностики: выявить уровень освоения студентами ключевых понятий, характеризующих особенности различной сложности и трудности методов анализа, умение анализировать функциональные возможности используемых методов, умение применять освоенные приемы работы и методики в практике ЦЗЛ (центральных заводских лабораторий), технологическом контроле производства в различных отраслях.

Задачи диагностики:

-        понимание сущности и физического смысла величин, входящих в физико-математических формулах и схемах (на уровне распознавания);

-        понимание (механизма) сущности возникновения различного рода процессов, зависимости их величины от различных внешних факторов (на уровне распознавания символов и частичной репродукции);

-        знание основных приемов измерения параметров процессов, умение вычислять отдельных ключевых величины (уровень репродукции, воспроизводства ранее усвоенной информации и ее применение);

-        умение проводить (выполнять) лабораторные анализы и определять содержание искомых компонентов (например, лактозы в молоке, инвертного сахара в фруктовых соках, крахмала в рисе, содержание тяжелых металлов в консервированной продукции и т. п.).

Согласно теоретическим положениям педагогической диагностики и накопленного опыта преподавания учебного курса можно заключить, что тесты для бакалавров наук должны быть:

а)     тестом итогового контроля теоретических знаний, практических умений по решению задач и элементов моделирования ситуационных задач;

б)     состоять из субтестов, пригодных для рубежного контроля по отдельным структурным разделам;

в)     иметь универсальное ядро, т. е. содержать задания, являющиеся общими для всех родственных специальностей;

г)     допускать возможность дополнения на каждом этапе рубежного контроля и при итоговом контроле субтестами, ориентированными на специфику специальностей т. е. добавление профилизированных тестовых заданий;

д)     строится как тест симптоматической диагностики (с последующими дополнениями тестовыми заданиями этиологической диагностики, т. е. направленными на выявлении характера ошибок);

е)     по процедуре проведения универсальными — допускать возможность применения бланковой (письменный тест), компьютеризованной и компьютерной форм тестирования;

ж)   быть гетерогенным по форме построения заданий;

з)      учитывать время выполнения заданий, как дополнительный фактор рационального использования учебного времени, интенсификации процесса обучения;

и)    коэффициент трудности заданий должен иметь значения в интервале от 3,0 до 7,0 (в шкале Станайн), контрольное время выполнения заданий в интервале 20–50 сек., т. е. учесть условия и особенности массового тестирования;

к)     тестом эквивалентной сложности одновременно на русском и узбекском языках;

л)     иметь гибкое, легко адаптируемое программно-методическое обеспечение, позволяющее формировать фонд учебных данных и генерировать равнозначные индивидуальные варианты каждому тестируемому.

м)    иметь перечень понятийных и эмпирических индикаторов темы, раздела и учебного курса.

Соблюдение этих условий требует от разработчиков четко определить место дидактических тестов и их взаимосвязь с другими методами оценки знаний в целостной системе многоэтапного контроля, призванного обеспечить надежную, оперативную и диагностичную обратную связь в учебном процессе.

Подобная диагностическая постановка задач тестирования позволяет без затруднений определить оптимальное количество тестовых заданий и более точно оценить диагностическую эффективность предметного теста.

 

Литература:

 

1.      Ибрагимова Г. Т. Пособие по подготовке выпускников средних школ к тестовым испытаниям для поступления в вузы. — Т.: Укитувчи, 1993.

2.      Кувандиков О. К., Ким В. С. Методические указания по составлению тестовых заданий. — Самарканд.: СамГУ, 1992.

3.      Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов. — Т.: РУМЦ, 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговый контроль, тест, умение, учебный курс, задание, знание, рубежный контроль.


Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Такого рода тесты предназначены для оценки уровня овладения учебными знаниями умениями и навыками.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Такого рода тесты предназначены для оценки уровня овладения учебными знаниями умениями и навыками.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание...

Использование тестов как средства контроля достижения...

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в...

Использование тестов как средства контроля достижения...

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов.

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания. С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания. С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.

С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.

С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются: контрольные работы, зачеты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку результатов всего обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются: контрольные работы, зачеты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку результатов всего обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в

На занятиях я применяю систему рубежного контроля.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в

На занятиях я применяю систему рубежного контроля.

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Такого рода тесты предназначены для оценки уровня овладения учебными знаниями умениями и навыками.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Такого рода тесты предназначены для оценки уровня овладения учебными знаниями умениями и навыками.

Основные термины (генерируются автоматически): тест, задание, Тестовый контроль обучения, анализ результатов, учебный материал, тестовое задание...

Использование тестов как средства контроля достижения...

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в...

Использование тестов как средства контроля достижения...

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов.

Использование тестового контроля на примере системы Moodle...

Контроль знаний является частью каждого этапа в обучении учащихся высших учебных заведений.

В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов.

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания. С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей

Тестирование как одна из форм технологии оценивания...

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты. Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания. С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.

С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Использование электронных систем контроля и оценки знаний...

Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.

С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте...

На определение количества заданий могут влиять следующие факторы: цели и задачи диагностирования, назначение тестов (входной, текущий, рубежный или итоговый контроль), тип и уровень сложности, их направленность (теоретические вопросы...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются: контрольные работы, зачеты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку результатов всего обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются: контрольные работы, зачеты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку результатов всего обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в

На занятиях я применяю систему рубежного контроля.

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

‒ определение итоговых результатов обучения на разном уровне [1].

Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в

На занятиях я применяю систему рубежного контроля.

Задать вопрос