Определение ключевых компетенций врача общей практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Определение ключевых компетенций врача общей практики / Г. Б. Мамедова, С. У. Мелдебекова, Г. К. Мамбетова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 676-679. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19579/ (дата обращения: 23.04.2024).

В данной публикации приводятся данные о ключевых компетенциях врачей общей практики осуществляющих свою деятельность в поликлинических условиях. Раскрываются данные исследований, проведенных с целью определения наиболее значимых базовых и специфических компетенций врачей общей практики.

Ключевые слова: компетенции, первичная медико-санитарная помощь, организация.

This publication provides data on key competencies of General practitioners operating in outpatient conditions. Reveal research data conducted for the purpose of defining the most important basic and specific competences of General practitioners.

Keywords:competence, primary health care, organization.

 

Актуальность темы. Организация деятельности медицинских учреждений первичного звена приобретает особую значимость на современном этапе развития здравоохранения. Врач общий практики становится центральным элементом системы здравоохранения, которая делает больший акцент на профилактическую медицину, нежели на узкоспециализированную [2].

Думается, что было бы опрометчивым рассматривать государственную форму оказания медицинских услуг как изживающую себя, определять ее как просто антипод рынка. Государственный сектор — важнейшая, незаменимая область реализации особой системы социальных ценностей, присущих современному обществу, неотъемлемая составная часть системы охраны здоровья населения. Задача сегодня состоит в том, чтобы, используя его специфику, выработать такие подходы к управлению государственными организациями, которые позволят этому сектору в современных условиях реализовать свой потенциал и возможности в достижении целей, которые государство ставит в сфере здравоохранения [1]. Для того чтобы внедрять программы по совершенствованию первичного звена здравоохранения, для начала важно рассмотреть ключевые компетенции которыми должен обладать ВОП, как центральный данной системы. Рассмотрим общие и специфические компетенции которыми должен обладать ВОП.

В соответствии с требованиями специальности общеврачебная практика (семейная медицина), врач общей практики должен обладать общими знаниями, общими умениями, специальными знаниями, а также владеть определенными практическими навыками. Рассмотрим более подробно, что входит в общие знания ВОП.

Во-первых, это основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты МЗ РУз в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

Во-вторых, это знания по общим вопросам организации деятельности врача общей практики в Республике.

В-третьих, это закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем.

В-четвертых, основные закономерности общей патологии, роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний и общие закономерности патогенеза, морфогенеза, основные аспекты учения и болезни.

В-пятых, необходимо знать причины, механизмы развития и проявления общебиологических патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний. А так же механизмы адаптации клеток, тканей, органов к действию различных факторов среды, механизмы дезадаптации и реадаптации, этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других болезней, сущность методик исследования различных функций организма для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине; методологические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

Общие умения, которыми должен обладать врач общей практики заключаются в следующем:

1.         Оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности.

2.         Оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем.

3.         Разбираться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез, морфогенез.

4.         Оценивать роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиопатогенезу заболеваний — воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других.

5.         Использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

6.         Использовать принципы “доказательной” лекарственной терапии.

7.         Интерпретировать полученные медико-биологические знания при изучении клинических дисциплин и в лечебно-профилактической деятельности ВОП.

Специальные знания и умения врача общей практики должны быть следующими:

1.         Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.

2.         Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.

3.         Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий.

4.         Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях.

5.         Внебольничная диагностика распространенных заболеваний.

6.         Своевременная госпитализация больных в необходимом порядке.

7.         Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующим требованиям Квалификационной характеристики.

8.         Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке.

9.         Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний.

10.     Организация консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, их профориентация.

11.     Иммунопрофилактика.

12.     Планирование семьи. Этика, психология, гигиена, социальные и медико-социальные аспекты семейной жизни.

13.     Ведение форм учетной и отчетной медицинской документации.

14.     Проведение научных исследований по специальности ВОП.

Практические навыки, которыми должен обладать ВОП:

1.         Обязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля — уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов.

2.         Проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия; оказывать помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях.

3.         Владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.

4.         Проводить врачебное обследование, анализировать и оценивать данные физического исследования больного.

5.         Составлять план лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.

6.         Давать клиническую оценку результатов общего анализа крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, копрограммы, ликвора, лучевых, электрофизиологических и других распространенных в клинической практике диагностических методов исследования.

7.         Формулировать в своих заключениях диагностические решения (клинический или предварительный диагноз) в соответствии с требованиями МКБ 10.

8.         Владеть принципами и методами профилактики наиболее распространенных заболеваний. Четко дифференцировать “факторы риска”.

9.         Владеть современными принципами и методами лечения наиболее распространенных заболеваний. Использовать главные принципы “доказательной медицины и лекарственной терапии” [3].

Учитывая все выше перечисленное, нами была поставлена цель исследования, которая заключается в следующем:

Цель исследования. Провести анализ деятельности ВОП с целью определения ключевых, наиболее эффективных компетенций, которыми должен обладать медицинский персонал ПМСП.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования был разработан вопросник с целью проведения опроса среди контактных групп респондентов: студентов, преподавателей, которые работают в университетах, выпускников (бывшие студенты), пациентов и их родственников и, не в последнюю очередь, тех, которые принимают выпускников на работу (работодателей). Посредством этого вопросника была оценена важность, во-первых, общих, а затем и специальных предметных компетенций ВОП для профессиональной и личной жизни, распространение компетенций и уровень сформированности/реализации их в ТашПМИ где учатся или который закончили (студенты, выпускники); там, где работают (преподаватели) или же, где выпускника приняли на работу (работодатели). Вопросник состоял из двух разделов, в первом разделе респондентам было предложено оценить и определить важность, а также степень реализации на практике 26 основных компетенций, во второй части вопросника были оценены 30 специализированных компетенций ВОП. Далее в конце каждого раздела респонденты отмечали пять наиболее важных на их взгляд компетенций, которыми должен обладать ВОП

Результаты исследования. Результаты проведенного анкетирования среди 7 групп состоящих из 532 респондентов, в которые входили: 189 студентов (35.5 %); 88 магистров (16.5 %); 35 клинических ординаторов (6.6 %); 128 преподавателей (24.1 %); 12 руководителей (2.3 %); 57 пациентов (10.7 %); и 23 родственника пациентов (4.3 %) показали следующие результаты.

Среди общих компетенций наиболее важной компетенцией, которой должен обладать ВОП, было отмечено, владение знаниями профессиональной области которую отметили 29.3 % респондентов. На втором месте респондентами была отмечена способность к применению анализа и синтеза, данную компетенцию отметили 19.4 % опрошенных. Так же 13.7 % респондентов считают, что специалисты ВОП должны иметь способность грамотно общаться на государственном, русском и иностранном языках. Способность применять знания на практике считают важным 13.5 %, а также способность использовать информационно-коммуникационные технологий её отметили 10.3 %.

Среди специфических компетенций наибольший процент опрошенных респондентов (30.5 %) указали умение сбора анамнеза больного, его семейного анамнеза (с учетом влияния факторов окружающей среды/ особенностей питания, генетической предрасположенности, социального и культурного статуса). Второй, по мнению респондентов (19 %), значимой компетентностью для ВОП, было отмечено умение проводить полное медицинское обследование (выявляя признаки и симптомы). Умение обобщать данные анамнеза, фискального исследования, инструментальных исследований для постановки диагноза, назначения лечения или для направления больного к соответствующим специалистам/коллегам считают важным 15.4 % опрошенных.

13.3 % считают важным для специалистов ВОП, умение обеспечить поддержание основных жизненных функций/ обеспечить сортировку больных с направлением их в соответствующее учреждение неотложной медицинской помощи. И 9.8 % опрошенных считают важным для ВОП обладать теоретическими знаниями о механизме действия (фармакодинамике и фармакокинетике) назначаемого препарата (в том числе знание его побочных эффектов, взаимодействие с другими лекарствами, с пищей и т. д.).

 

Литература:

 

1.                  Оценка реформ в первичном звене здравоохранения: прозрачность, подотчетность и эффективность, Отчет №.44530-UZ, Департамент по сокращению бедности и экономического управления Регион Европы и Центральной Азии, Республика Узбекистан, 2009 г.

2.                  Справочник врача общей практики, под. редакцией д. м.н., проф. А. И. Икрамова, Ташкент 2011г.

3.                  www.minzdrav.uz — официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Узбекистан

Основные термины (генерируются автоматически): общая практика, компетенция, заболевание, знание, метод лечения, врачебное обследование, проведение, распространенное заболевание человека, респондент, умение.


Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

...навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса

87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к...

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

...навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса

87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного.

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний).

Изучение современных методов диагностики профессиональных...

Ключевые слова: молекулярно-генетическая диагностика, профессиональное заболевание, диагноз заболевания, профилактика, методы диагностики.

Составлена база данных и база ДНК пациентов и их родственников (800 человек). Введена в практику методика...

Изучение современных методов диагностики профессиональных...

Ключевые слова: молекулярно-генетическая диагностика, профессиональное заболевание, диагноз заболевания, профилактика, методы диагностики.

Составлена база данных и база ДНК пациентов и их родственников (800 человек). Введена в практику методика...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного.

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний).

Формирование языковой компетенции будущих медицинских...

Гипотеза исследования — систематизация знаний по русскому языку способствующая формированию общей и профессиональной компетенции. Методы исследования применялись адекватно поставленным целям: изучение, анализ...

Категориальность профессиональной компетентности...

Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности

способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Категориальность профессиональной компетентности...

Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности

способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Изучение отношения врачей первичного звена к интеграции...

Итак, врачи-терапевты диагностируют, лечат и предупреждают заболевания.

Он сообщил пациенту общие рекомендации, объяснил, что в его практике был подобный случай много лет назад, и

Первоначально, входе исследования в 2013 году было опрошено 30 респондентов.

Изучение отношения врачей первичного звена к интеграции...

Итак, врачи-терапевты диагностируют, лечат и предупреждают заболевания.

Он сообщил пациенту общие рекомендации, объяснил, что в его практике был подобный случай много лет назад, и

Первоначально, входе исследования в 2013 году было опрошено 30 респондентов.

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе

Самое распространённое определение комплаенса понимается как согласие на лечение, сотрудничество с врачом и выполнение всех требований терапии.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

9.Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические

В процессе оперативного лечения возникает экстренная необходимость в проведении гемотрансфузии.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр в теории и судебной практике.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

9.Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические

В процессе оперативного лечения возникает экстренная необходимость в проведении гемотрансфузии.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр в теории и судебной практике.

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его

‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов...

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его

‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе

Самое распространённое определение комплаенса понимается как согласие на лечение, сотрудничество с врачом и выполнение всех требований терапии.

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих...

Компетенции включают в себе овладение знаниями, умениями и способностями

Личность — это активная фигура, которая способна выступить со своими идеями, целями, затем умением их реализовать, принося тем самым пользу и себе, и окружающим людям.

Похожие статьи

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

...навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса

87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к...

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

...навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой

Материал и методы исследования. Для изучения мнения студентов 4 курса

87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного.

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний).

Изучение современных методов диагностики профессиональных...

Ключевые слова: молекулярно-генетическая диагностика, профессиональное заболевание, диагноз заболевания, профилактика, методы диагностики.

Составлена база данных и база ДНК пациентов и их родственников (800 человек). Введена в практику методика...

Изучение современных методов диагностики профессиональных...

Ключевые слова: молекулярно-генетическая диагностика, профессиональное заболевание, диагноз заболевания, профилактика, методы диагностики.

Составлена база данных и база ДНК пациентов и их родственников (800 человек). Введена в практику методика...

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

В общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов: когнитивного, интегративно-деятельностного, личностного.

Эрудирован и осведомлен о значимых проблемах специальности (знает причины, симптомы, методы лечения заболеваний).

Формирование языковой компетенции будущих медицинских...

Гипотеза исследования — систематизация знаний по русскому языку способствующая формированию общей и профессиональной компетенции. Методы исследования применялись адекватно поставленным целям: изучение, анализ...

Категориальность профессиональной компетентности...

Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности

способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Категориальность профессиональной компетентности...

Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности

способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Изучение отношения врачей первичного звена к интеграции...

Итак, врачи-терапевты диагностируют, лечат и предупреждают заболевания.

Он сообщил пациенту общие рекомендации, объяснил, что в его практике был подобный случай много лет назад, и

Первоначально, входе исследования в 2013 году было опрошено 30 респондентов.

Изучение отношения врачей первичного звена к интеграции...

Итак, врачи-терапевты диагностируют, лечат и предупреждают заболевания.

Он сообщил пациенту общие рекомендации, объяснил, что в его практике был подобный случай много лет назад, и

Первоначально, входе исследования в 2013 году было опрошено 30 респондентов.

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе

Самое распространённое определение комплаенса понимается как согласие на лечение, сотрудничество с врачом и выполнение всех требований терапии.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

9.Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические

В процессе оперативного лечения возникает экстренная необходимость в проведении гемотрансфузии.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр в теории и судебной практике.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

9.Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические

В процессе оперативного лечения возникает экстренная необходимость в проведении гемотрансфузии.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр в теории и судебной практике.

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его

‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов...

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его

‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Появляется новое оборудование, которое получает распространение, как во врачебной практике, так и в процессе

Самое распространённое определение комплаенса понимается как согласие на лечение, сотрудничество с врачом и выполнение всех требований терапии.

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих...

Компетенции включают в себе овладение знаниями, умениями и способностями

Личность — это активная фигура, которая способна выступить со своими идеями, целями, затем умением их реализовать, принося тем самым пользу и себе, и окружающим людям.

Задать вопрос