Полимодальный характер мотивации как фактор активизации к изучению профессионально-ориентированных иностранных языков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Кремса, А. А. Полимодальный характер мотивации как фактор активизации к изучению профессионально-ориентированных иностранных языков / А. А. Кремса. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1381-1383. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19562/ (дата обращения: 24.04.2024).

Модернизация и гуманизация системы образования влечет за собой многогранные изменения образовательной парадигмы, утверждающей открытость, доступность и непрерывность образования, учет индивидуальных потребностей [2]. Она характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру человека, созданием образовательной среды, способствующей творческой самоактуализации студента и развитию профессионально значимых личностных качеств. Одним из ведущих нормативных документов, регламентирующим работу в данном направлении, является Федеральный закон «Об образовании в Россиийской Федерации», где отражены принципы государственной политики в области образования — «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [3,с.7] в частности, познавательной активности обучаемого.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной системой среднего профессионального образования, является повышение качества обучения будущих специалистов. Для этого необходимы новые методические подходы, обеспечивающие, наряду с интенсификацией учебного процесса, пути, педагогические приёмы и иновации, которые смогли бы обеспечить комфортное и успешное усвоение знаний студентами. Позитивная мотивация у студентов формируется личностью педагога, его высоким профессионализмом, ровным отношением к студентам и умением вступить с ними в диалог, доброжелательной требовательностью и объективностью. Важно заострять внимание студентов не только на теоретической значимости дисциплины, её роли в формировании начал интеллигентности и расширении научного кругозора личности, но и в прикладном аспекте для жизни и работы будущего специалиста. Эмоционально выгоревший преподаватель с редукцией функциональных обязанностей не сможет привить любовь в дисциплине.

Личностному развитию студента-медика способствует изучение дисциплин не только профессионального учебного цикла, но и социально-экономического. Каждая дисциплина учебного плана вносит свой глубокий вклад в становление общечеловеческих ценностей и профессиональных компетенций. Специфика английского языка состоит в том, что учебный процесс базируется на межличностном общении, позволяющем оказать определённое воздействие на формирование нравственных установок будущего специалиста-медика; латинский язык — средство научной медицинской коммуникабельности, средство профессионального общения, воспринимаемый специалистами всего земного шара.

Изучение латинского языка с основами медицинской терминологии основывается на сбалансированном применении различных методик, базирующихся на психолингвистических и дидактических теориях освоения иностранного языка с дифференциацией и комбинацией когнитивных и коммуникативных подходов к процессу подачи информации реципиенту. Основная масса студентов осознает необходимость серьезного изучения латыни и английского, показывает хороший уровень знаний и практико-ориентированных навыков. Важным аргументом является тот факт, что параллельно с латинским языком студенты первого курса изучают анатомию и физиологию человека, фармакологию, ботанику, а достаточное знание лексико-грамматического пласта языка облегчает изучение профессиональных дисциплин.

Являясь обязательным компонентом профессиональной подготовки, дисциплины английский язык и основы латинского языка с медицинской терминологией служат средствами развития готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности в силу своих психологических, педагогических и методических характеристик [1].

Возможности учебных дисциплин английский и латинский языки расширяют общекультурную гуманитарную подготовку специалистов медицинского профиля в сфере межкультурной, в том числе профессионально-ориентированной коммуникации, поскольку используют огромный культурологический потенциал лингвистического образования. Английский язык является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.

Немаловажную роль, в том числе и в плане обратной связи, играют эффективность методов и критериев промежуточного и итогового контроля усвоения студентами программного материала, оценки сформированных общих и профессиональных компетенций. Использование информационно-коммуникативных технологий с презентацией лингвострановедческого и историко-культурологического аспектов на теоретических занятиях, внедрение проектных методов с активным участием в конференциях на региональном уровне, работа малыми группами в ходе дискуссионных экскурсов — площадка для мотивации к освоению и признанию учебных практико-ориентированных языковых единиц учебного плана.

Проблема мотивации студентов как одна из проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Мотивация к учебной деятельности — движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Она может побуждаться разными источниками:

-                   внешними (учебными ситуациями);

-                   внутренними (потребностью в активности, социальными потребностями, в получении информации);

-                   личностными (самоутверждение, успех, удовольствие).

Источники мотивов создадут благоприятное отношение к учебной деятельности, если будут ее целью и результатом. Среди мотивации к учению можно выделить ожидаемые результаты учения (получу зачет, сдам экзамен, начну разговаривать на иностранном языке),предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности. Наибольшей силой мотивации к учебной деятельности обладает познавательный интерес — интерес к познанию мира. Создание познавательного интереса у студента связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой. Они формируют каркас, когда интерес, чувство и воля — мощный стимул для учебной деятельности. Развитие мотивации заключается в увеличении веса познавательного мотива. Система мотивации к учебной деятельности студента состоит из следующих частей:

-                   сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности),

-                   осознанный выбор мотива (целеполагание),

-                   стремление к цели (выпол-нение учебных действий),

-                   стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности действий),

-                   самооценка процесса и получившихся результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Внутренним источником мотивации к учебной деятельности является сфера потребностей студентов. Факторами, которые повышают познавательную активность студентов в проблемном обучении, выступают осознание студентами своих возможностей решения проблемных ситуаций и познавательное отношение к проблеме, стимулирующее взвешивание разных вариантов решения по различным критериям (новизны, оригинальности, простоты, практической целесообразности) обеспечивающее «полимодальный характер мотивации поисковой деятельности».

В качестве важного условия формирования потребности к учебной деятельности с доминирующей потребностью в знаниях и умениях признается также направленное улучшение условий обучения, в частности включение в содержание обучения теоретических знаний. Просматривается многообразие факторов и условий развития мотивации к учебной деятельности: особенности обучаемого как субъекта учебной деятельности; особенности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса; особенности организации самой учебной деятельности.

По критериям обобщенности влияния факторы развития мотивации к учебной деятельности могут быть представлены в пяти группах. В первую группу входят дидактические (психолого-дидактические) принципы, которые при реализации позволяют целенаправленно развить мотивацию к учению. Вторую группу факторов можно выделить в основании подхода к развитию мотивации к учению: индивидуальный подход — типологический подход. В третью группу входят факторы, обусловливающие развитие мотивации к учению средствами реализации в обучении какой-то психолого-педагогической теории. В четвертую группу факторов входят психолого-педагогические условия организации учебной деятельности, которые могут иметь место как в традиционном обучении, так и при релизации перечисленных выше подходов к обучению. Пятая группа объединяет субъектные характеристики обучающихся (психические процессы, состояния, свойства личности) и особенности их проявления в деятельности: осознание обучающимся целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей.

Целенаправленное формирование у студента критического стиля познавательной деятельности, в основе которого лежит комплекс рефлексивно-оценочных процедур, и мотивационного поля способствуют смысловому самоопределению студента в окружающем мире, позволяют индивиду посредством письменных и устных иноязычных источников информации удовлетворять свои познавательные потребности в различных сферах научной и трудовой деятельности в процессе дальнейшего (само)образования и (само)развития.

 

Литература:

 

1.                  Дубашевский Р. А. Изучение мотивации студентов-первокурсников к изучению английского языка.

2.                  Михайлова Н. М., Мещерякова И. Н. Сущностные характеристики мотивационного компонента познавательной активности сстудента в условиях информатизации обучения. — Оренбург, 2010. — 6с.

3.                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 160с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, латинский язык, развитие мотивации, английский язык, группа, иностранный язык, медицинская терминология, познавательный интерес, учебный план, учебный процесс.


Похожие статьи

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

английский язык, мотивация, внеурочная деятельность.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

английский язык, мотивация, внеурочная деятельность.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного...

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

С точки зрения формирования учебно-познавательной мотивации в методическом аспекте эту проблему можно рассматривать как цель

Это, на наш взгляд, и позволяет объединить в системе преподавания английского языка все три особенности мотивации как цели...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

С точки зрения формирования учебно-познавательной мотивации в методическом аспекте эту проблему можно рассматривать как цель

Это, на наш взгляд, и позволяет объединить в системе преподавания английского языка все три особенности мотивации как цели...

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мотив, самая учебная деятельность, положительное отношение, повышение мотивации, внутренняя мотивация, личная заинтересованность, интерес, желание, урок.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мотив, самая учебная деятельность, положительное отношение, повышение мотивации, внутренняя мотивация, личная заинтересованность, интерес, желание, урок.

Формирование положительной мотивации на уроках...

Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку.

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

Формирование положительной мотивации на уроках...

Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку.

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, преподаватель, изучение, доминирующая позиция, профессиональная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, высокий мотивационный уровень.

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, преподаватель, изучение, доминирующая позиция, профессиональная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, высокий мотивационный уровень.

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное пособие, учебная деятельность, разговорная практика, лексико-грамматический материал...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное пособие, учебная деятельность, разговорная практика, лексико-грамматический материал...

Похожие статьи

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

английский язык, мотивация, внеурочная деятельность.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного...

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент, конкурс, вид мотивации, изучение языка, изучение, мотивация.

английский язык, мотивация, внеурочная деятельность.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного...

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

С точки зрения формирования учебно-познавательной мотивации в методическом аспекте эту проблему можно рассматривать как цель

Это, на наш взгляд, и позволяет объединить в системе преподавания английского языка все три особенности мотивации как цели...

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению...

С точки зрения формирования учебно-познавательной мотивации в методическом аспекте эту проблему можно рассматривать как цель

Это, на наш взгляд, и позволяет объединить в системе преподавания английского языка все три особенности мотивации как цели...

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мотив, самая учебная деятельность, положительное отношение, повышение мотивации, внутренняя мотивация, личная заинтересованность, интерес, желание, урок.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мотив, самая учебная деятельность, положительное отношение, повышение мотивации, внутренняя мотивация, личная заинтересованность, интерес, желание, урок.

Формирование положительной мотивации на уроках...

Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку.

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

Формирование положительной мотивации на уроках...

Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку.

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, преподаватель, изучение, доминирующая позиция, профессиональная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, высокий мотивационный уровень.

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, английский язык, преподаватель, изучение, доминирующая позиция, профессиональная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, высокий мотивационный уровень.

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное пособие, учебная деятельность, разговорная практика, лексико-грамматический материал...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, языковой материал, учебный процесс, учебный текст, учебное пособие, учебная деятельность, разговорная практика, лексико-грамматический материал...

Задать вопрос